Комментарии к законам

Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации. 1. Высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в заявительном порядке в соответствии с его решением или с условиями учредительного договора и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общие вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании".



Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (военно - учебных заведений), может быть только Правительство Российской Федерации.
2. Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются и реорганизуются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
Муниципальные высшие учебные заведения создаются и реорганизуются соответствующими органами местного самоуправления.
3. Право юридического лица в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом, возникает у высшего учебного заведения с момента его государственной регистрации. Право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования и на льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, возникает с момента выдачи ему лицензии.
4. Лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием на основании заключений экспертной комиссии.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых высшим учебным заведением, требованиям органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления к обеспеченности учебными площадями, санитарным и гигиеническим нормам, охране здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательному цензу педагогических работников.
Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него направлениям подготовки (специальностям) производится на общих основаниях независимо от наличия у высшего учебного заведения лицензии.
Лицензии на ведение образовательной деятельности по военным профессиональным образовательным программам выдаются только государственным высшим учебным заведениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно - правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, могут быть выданы лишь при наличии у них на правах собственника, оперативного управления, аренды или самостоятельного распоряжения необходимой учебно - материальной базы.
5. Право выдачи документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании появляется у высшего учебного заведения с момента его государственной аккредитации, осуществляемой федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием по результатам аттестации высшего учебного заведения.
6. Аттестация высшего учебного заведения проводится государственной аттестационной службой по заявлению высшего учебного заведения или по инициативе федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в ведении которых находится высшее учебное заведение.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).
Критерии аттестации, порядок функционирования государственной аттестационной службы определяются Правительством Российской Федерации.
7. Государственная аккредитация высшего учебного заведения осуществляется на основе аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также ступени высшего профессионального образования и квалификации (степени).
8. Высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства.
Комментарий к статье 10
Для осуществления задач, предусмотренных ст. 8 настоящего Закона, каждый вуз, независимо от его вида и организационно - правовой формы, должен пройти государственную регистрацию и иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. Для приобретения права выдавать дипломы государственного образца вуз должен получить свидетельство о государственной аккредитации.
Порядок прохождения государственной регистрации, лицензирования и аккредитации, закрепленный настоящим Законом, Федеральным законом "Об образовании", конкретизируется и дополняется нормативно - правовыми актами Правительства РФ, Минобразования России и бывшего Госкомвуза России. В числе этих актов наиболее важное значение имеют:
1) Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2534);
2) Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомвуза России от 7 февраля 1994 г. N 108 (РВ, 1994, 6 марта);
3) Временное положение о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. N 6 (РВ, 1995, 27 апреля);
4) письмо Минобразования России "Об учредителях государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы Минобразования России" от 21 января 1994 г. N 09-м (РВ, 1994, 22 февраля).
Процесс создания государственного и муниципального вуза состоит из четырех процедур:
1) принятия решения компетентным органом государственной исполнительной власти или органом местного самоуправления создать соответствующий вуз;
2) подготовки учредительных документов и устава вуза;
3) государственной регистрации вуза как юридического лица;
4) получения лицензии на право реализации образовательных программ по определенным направлениям (специальностям). Из этих же четырех процедур состоит процесс образования негосударственных вузов, с той лишь разницей, что решение об образовании вуза принимается его учредителями - гражданами, юридическими лицами, общественными объединениями и другими негосударственными организациями.
Вузы федеральной подчиненности могут создаваться только по решению Правительства РФ и по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Учредителем вузов федеральной подчиненности выступает Правительство РФ. После создания вуза полномочия учредителя переходят к Минобразованию России. Вузы, отнесенные к подчинению субъектов Российской Федерации, создаются органами государственной исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Минобразованием России, а муниципальные вузы - органами местного самоуправления. Учредителем вузов, отнесенных к подчинению субъектов Российской Федерации, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные вузы своими учредителями имеют органы местного самоуправления.
Негосударственные вузы могут образовываться отечественными и иностранными организациями всех форм собственности, их объединениями, общественными и религиозными организациями, зарегистрированными на территории РФ, гражданами РФ и иностранцами. В соответствии со ст. 120 ГК РФ негосударственные вузы могут образовываться только в форме учреждения без права извлечения коммерческой прибыли.
Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ.
Для регистрации вуза учредитель представляет четыре документа:
1) заявление;
2) решение учредителя создать вуз либо договор учредителей;
3) устав вуза;
4) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 33 Федерального закона "Об образовании" регистрация образовательных учреждений, в том числе и вузов, осуществляется в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 51 ГК РФ предусматривает принятие специального федерального закона по вопросам регистрации юридических лиц органами юстиции. Однако такой закон пока не принят и регистрацию организаций, предприятий, учреждений по-прежнему осуществляют органы местного самоуправления. Они же определяют систему органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц. Регистрация вузов осуществляется по решению органов местного самоуправления либо теми же органами, которые осуществляют регистрацию всех иных юридических лиц, либо местными (муниципальными) органами управления образованием.
Орган, осуществляющий регистрацию вуза, не может отказать в регистрации по мотивам нецелесообразности создания такого образовательного учреждения. Отказ возможен только по двум основаниям: из-за нарушения установленного законом порядка образования вуза либо вследствие несоответствия учредительных документов требованиям, установленным федеральными законами об образовании. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы учредителем в суд. Исковое заявление подлежит рассмотрению в суде в месячный срок.
Уполномоченный орган в месячный срок производит регистрацию вуза, о чем письменно уведомляет учредителя, финансовые органы, Минобразование России. С этого момента у вуза возникают права юридического лица в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса.
Для ведения образовательной деятельности вузу необходимо получение лицензии, т.е. письменного документа, разрешающего ведение образовательной деятельности только по определенным, прямо указанным в этом документе направлениям (специальностям), уровням профессионального и программам дополнительного профессионального образования. Чтобы открыть новые для вуза направления (специальности) профессиональной подготовки, требуется получение на них лицензии, в том числе и тогда, когда у вуза уже имеется лицензия на ведение профессиональной подготовки по другим направлениям (специальностям).
Процедура получения лицензии состоит из:
1) подачи вузом заявки;
2) проведения экспертизы;
3) принятия решения о выдаче лицензии или отказе в ней;
4) оформления и выдачи вузу лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям (специальностям), уровням профессионального и программам соответствующего дополнительного образования.
Лицензирование проводится в целях обеспечения и защиты права граждан Российской Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно - правовых форм.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учреждением профессионального образования, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений, обеспеченности учебного процесса (материально - технической и финансовой), образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Лицензирование учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования независимо от подведомственности и организационно - правовых форм, государственных институтов повышения квалификации, а также учреждений профессионального образования религиозных организаций всех типов и видов осуществляет Министерство общего и профессионального образования РФ (Минобразование России).
Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем лицензируемого вуза. Учредитель(и) имеет право на отзыв заявления на лицензирование на любом этапе. При этом учредитель оплачивает реально произведенные затраты на проведение экспертизы.
Экспертиза проводится экспертной комиссией, создаваемой Минобразованием России по заявлению учредителя вуза в двухнедельный срок после регистрации заявления. К заявлению учредителем прилагаются следующие документы и материалы по установленной форме:
копии свидетельства о регистрации вуза, учредительных документов и устава вуза;
структура образовательно - профессиональных программ по каждому направлению (специальности), уровню, программе и форме подготовки кадров, представленному на лицензирование;
общие сведения о структуре учреждения профессионального образования, численности обучающихся и преподавателей;
сведения о площадях, используемых учреждением профессионального образования;
копии документов, подтверждающих право владения, пользования помещениями на срок подготовки специалистов;
заключения санитарно - эпидемиологической службы и органов государственного пожарного надзора о пригодности помещений, используемых для проведения образовательного процесса, по заявленным на лицензирование направлениям (специальностям), уровням подготовки и повышения квалификации кадров;
сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и оборудованием;
сведения об обеспеченности учреждения профессионального образования библиотечными площадями. Документы, подтверждающие право владения, пользования библиотечными площадями;
сведения об обеспеченности учреждения профессионального образования объектами общественного питания, медицинского обслуживания, общежитиями и т.п. Копии документов, подтверждающие право владения, пользования указанными объектами. Сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса;
сведения о средствах учреждения профессионального образования и стоимости оборудования;
гарантийное письмо на оплату услуг по экспертизе;
в случае использования негосударственным учреждением профессионального образования оборудования, инвентаря, фондов и помещений библиотек, учреждений социально - бытовой сферы и т.п. государственных образовательных учреждений на условиях аренды, совместной деятельности, совместного пользования и т.п. в составе документов, представленных на лицензирование, надлежит приложить письменное согласие руководителя государственного образовательного учреждения, подтвержденное решением его Совета.
Если в ходе экспертизы будет установлено, что представленные вузом сведения не соответствуют действительному состоянию дел, вуз не может обеспечить надлежащих условий для осуществления образовательного процесса, то лицензия вузу не выдается. При этом плата, внесенная за проведение экспертизы, возврату не подлежит.
Руководство экспертными комиссиями возлагается на ведущих работников Минобразования России. В состав экспертных комиссий на паритетных началах входят представители соответствующего государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств (Минюста России, Минздрава России и др.), представители общественности.
Экспертиза проводится в месячный срок. Учредитель и руководитель лицензируемого учреждения имеют право ознакомиться с материалами экспертизы. Решение по результатам экспертизы принимает Минобразование России не позднее двух недель после получения заключения экспертной комиссии. При положительном заключении оформляется лицензия установленного образца и в десятидневный срок направляется учредителю. В такой же срок высылается мотивированное решение об отказе в выдаче лицензии, которое может быть обжаловано учредителем в суд.
Минобразование России осуществляет контроль за деятельностью лицензированных им учреждений высшего профессионального образования в части соблюдения контрольных нормативов и предельного контингента обучающихся, зафиксированных в лицензии, а также сроков ее действия по направлениям (специальностям) и уровням образования.
Лицензия может быть изъята в случае нарушения требований и контрольных нормативов. Распорядительный документ об изъятии лицензии направляется учредителю(ям), ее владельцу, в местные подразделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации и соответствующий государственный орган управления образованием. Возобновление лицензии в случае ее изъятия осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
Лицензия разрешает вузу осуществлять образовательную деятельность в соответствующей сфере, но не предоставляет права выдавать обучающимся документы государственного образца о высшем профессиональном образовании. Подобное право у вуза может появиться лишь после получения свидетельства о государственной аккредитации. Чтобы получить такое свидетельство, необходимо осуществить три выпуска и пройти аттестационное обследование.
Государственная аккредитация - это процедура установления государством принадлежности вуза к определенному типу и виду образовательных учреждений на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки специалистов государственным требованиям, предъявляемым к соответствующему виду и типу образовательных учреждений. Вузы, прошедшие государственную аккредитацию, получают свидетельство установленного образца на срок до пяти лет, которое действует также в отношении филиалов, отделений, входящих в структуру вуза.
Согласно ч. 6 ст. 10 настоящего Закона аттестация вузов должна проводиться государственной аттестационной службой. Однако в настоящее время такой службы не создано. Положением о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 (СЗ РФ, 1997, N 15. Ст. 1796), государственная аттестация вузов, независимо от их подведомственности и организационно - правовых форм, проводится Минобразованием России. Государственная аттестация проводится с участием заинтересованных министерств и ведомств в целях осуществления действенного контроля государственных органов за деятельностью и защитой прав граждан на получение образования в объеме и в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами. Внесение изменений в свидетельство о государственной аккредитации осуществляется в общем порядке и оформляется соответствующим приложением к свидетельству о государственной аккредитации.
Для получения свидетельства о государственной аккредитации вуз должен обратиться в Минобразование России с соответствующим заявлением и приложением к нему копии лицензии на право ведения образовательной деятельности по представленным к государственной аккредитации направлениям и специальностям подготовки кадров. Все затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются образовательным учреждением, подавшим заявление на ее проведение. Вуз может отозвать свое заявление о государственной аккредитации на любом этапе.
Претензии образовательного учреждения на статус вуза признаются правомерными по результатам аттестации и оценки:
- соответствия содержания рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям и специальностям подготовки кадров);
- информационной базы учебного процесса (наличие и достаточность современных источников учебной информации на различного рода носителях, предусмотренных в качестве обязательных в программах учебных дисциплин рабочих учебных планов, а также средств их передачи, хранения и использования);
- соответствия качества подготовки выпускников по результатам трехлетних итоговых государственных аттестаций выпускников (дисциплинарный или междисциплинарный экзамен по выбору Минобразования России, защиту дипломной работы или проекта) требованиям государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Вид вуза (университет, академия или институт) определяется в соответствии с классификационными признаками, установленными ст. 9 настоящего Закона и включающими в себя:
- совокупность основных образовательных профессиональных программ (из числа указанных в лицензии и признанных при установлении типа образовательного учреждения), позволяющая сделать вывод об универсальности образовательного учреждения в части структуры подготовки кадров;
- разнообразие образовательных программ из числа указанных в лицензии и признанных при установлении типа образовательного учреждения;
- наличие и объем в учебном заведении научных исследований (фундаментальные, поисковые, прикладные);
- результаты научно - методической работы учебного заведения (учебники, монографии) по направлениям и специальностям образовательного процесса;
- качественный состав научных и педагогических кадров;
- обеспеченность основных образовательных профессиональных программ (из числа указанных в лицензии и признанных при установлении типа образовательного учреждения) необходимым учебно - лабораторным оборудованием и инвентарем;
- востребованность результатов научных и научно - методических исследований образовательного учреждения.
В ходе аттестации осуществляется экспертиза качества подготовки специалистов. Такая экспертиза проводится в ходе государственных итоговых аттестаций выпускников образовательного учреждения государственными аттестационными комиссиями. При проведении государственной аккредитации учитывается итоговая аттестация выпускников, подготовленных по основным образовательным программам высшего профессионального образования, с присвоением соответствующей квалификации в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников).
Для получения свидетельства о государственной аккредитации необходимо иметь положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех лет подряд. Решение о выдаче свидетельства о государственной аккредитации Минобразование России оформляет своим распорядительным документом на основании результатов аттестации. Филиалам, отделениям и другим территориально обособленным структурным подразделениям образовательных учреждений выдаются копии свидетельства о государственной аккредитации базового образовательного учреждения, заверенные Минобразованием России, с указанием местоположения этого структурного подразделения.
Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает) государственный статус (тип и вид) образовательного учреждения, уровень реализуемых им основных образовательных профессиональных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, перечень аккредитованных направлений и специальностей подготовки кадров, по которым образовательное учреждение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, срок действия свидетельства о государственной аккредитации.
Сведения об образовательных учреждениях, получивших свидетельство о государственной аккредитации, и перечень аккредитованных в них образовательных профессиональных программ публикуются в периодических изданиях Минобразования России.
Согласно п. 15 Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. N 6 (РВ, 1995, 27 апреля), отрицательное заключение о результатах аттестации и основанный на нем отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке только в части процедуры аттестаций. Впоследствии это предписание было закреплено ст. 33 Федерального закона "Об образовании". Однако данное предписание противоречит ст. 13 ГК РФ, которая не содержит подобного ограничения. Суды должны рассматривать и рассматривают все дела заинтересованных лиц (граждан, организаций, учреждений) о защите прав и охраняемых законом интересов, нарушенных неправомерными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц.
Образовательные учреждения вправе потребовать повторную государственную аккредитацию не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа в выдаче свидетельства о государственной аккредитации.
Минобразование России может принять решение о досрочной утрате вузом свидетельства о государственной аккредитации. В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об образовании" первоначально Минобразование России должно направить в адрес вуза рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта. Рекламация направляется в вуз после проверки Минобразованием России обращения к нему общего собрания студентов с жалобой либо официального представления государственной службы занятости. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение вуза государственной аккредитации.
Распорядительный документ о признании свидетельства о государственной аккредитации утратившим силу направляется учредителю(ям), владельцу. В случае лишения государственного или муниципального вуза государственной аккредитации подлежат освобождению от занимаемых должностей ректор вуза и проректоры, отвечающие за качество подготовки студентов, а ученый совет вуза прекращает свою работу в прежнем составе.
Возобновление свидетельства о государственной аккредитации в случае признания его утратившим силу осуществляется в том же порядке, что и его получение.
Срок предварительного рассмотрения документов, представленных на государственную аккредитацию, не может превышать двух недель с момента их регистрации. Срок проведения аттестации и принятия решения о государственной аккредитации утверждается Минобразованием России. Свидетельство о государственной аккредитации оформляется и выдается в месячный срок с момента принятия решения о государственной аккредитации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам