Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 03.02.2006 N А29-8251/2005а Индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 3 февраля 2006 года Дело N А29-8251/2005а

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печоре Республики Коми на решение от 17.10.2005 по делу N А29-8251/2005а Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьей Елькиным С.К., по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печоре Республики Коми о взыскании с индивидуального предпринимателя Молчановой Аллы Ивановны 1800 рублей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в виде фиксированных платежей и
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печоре Республики Коми (далее ГУ УПФ в городе Печоре Республики Коми, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Молчановой Аллы Ивановны 1800 рублей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в виде фиксированных платежей.
Решением от 17.10.2005 с предпринимателя взыскано 1200 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую часть пенсии. В удовлетворении остальной части заявленного требования пенсионному органу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением в части, ГУ УПФ в городе Печоре Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
По мнению заявителя, суд неправильно применил пункты 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", часть 3 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О.
Управление считает, что нормы пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не были признаны Конституционным Судом Российской Федерации несоответствующими Конституции Российской Федерации, определение названного Суда от 12.04.2005 N 164-О вступило в силу с момента провозглашения и не распространяется на правоотношения, возникшие до данного момента, поэтому положения как этого определения, так и определений от 12.04.2005 N 165-О и от 24.05.2005 N 223-О не подлежат применению при разрешении вопроса о взыскании задолженности по страховым взносам в виде фиксированного платежа за 2004 год.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
ГУ УПФ в городе Печоре Республики Коми в ходатайстве от 31.01.2006 N 09-11/287 просило рассмотреть дело без его участия.
Молчанова А.И. о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом.
Законность судебного акта Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Молчанова А.И. (1953 года рождения) зарегистрирована 18.09.1996 в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем выдано свидетельство N 610 администрацией города Печора Республики Коми.
Молчанова А.И. за 2004 год не уплатила 1800 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, в том числе недоимка по страховой части трудовой пенсии составила 1200 рублей, по накопительной части - 600 рублей.
Управление направило Молчановой А.И. требование от 18.02.2005 N 197, в котором предложило уплатить указанную сумму недоимки.
Молчанова А.И. в добровольном порядке требование пенсионного органа не выполнила, поэтому Управление обратилось в арбитражный суд за взысканием названной суммы.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в оспариваемой части, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктами 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", положениями определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О. При этом суд исходил из того, что законные основания для взыскания с предпринимателя 600 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год на накопительную часть пенсии отсутствуют.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются в том числе индивидуальные предприниматели.
В пункте 2 статьи 14 Федерального закона установлена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.
Согласно статье 28 Федерального закона указанные страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Из перечисленных норм следует, что обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Закон о пенсионном страховании не содержит и норм, предусматривающих освобождение индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которые страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляя виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа, тем более что действующее законодательство не содержит специальных норм, которые предусматривали бы механизм реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и достигшими пенсионного возраста, права на получение в настоящее время накопительной части пенсии при установлении им трудовой пенсии по старости. Не принят до сих пор и федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости для расчета ее размера (пункт 9 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше), для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми обоснованно отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования о взыскании с Молчановой А.И. (1953 года рождения) фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 600 рублей.
Доводы пенсионного органа о необоснованности применения судом положений определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О суд кассационной инстанции отклонил, так как применение положений названного определения не повлияло на правильность и существо оспариваемого судебного акта Арбитражного суда Республики Коми.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.10.2005 по делу N А29-8251/2005а Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печоре Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
ЕВТЕЕВА М.Ю.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион