СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
КОМИТЕТ СЕКРЕТАРЕЙ СОВЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 2
СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА
МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ СНГ - ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМИТЕТА
СЕКРЕТАРЕЙ СОВЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОДКБ
О ПРОЕКТЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ
БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ,
НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
(Санкт-Петербург, 16 апреля 2004 года)
Члены Совета Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ - членов Организации Договора о коллективной безопасности и Комитет секретарей советов безопасности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности постановляют:
1. Согласиться с Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2. Рекомендовать парламентам государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности инициировать процедуры внесения изменений в законодательные акты государств-членов ОДКБ согласно Рекомендациям по унификации и гармонизации законодательства государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Председатель
Совета Межпарламентской
Ассамблеи государств-участников
Содружества Независимых Государств
С.М.МИРОНОВ
Председатель
Комитета секретарей советов
безопасности государств-членов
Организации Договора о
коллективной безопасности
А.Н.АЗИМОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ,
НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ
ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Борьба с незаконным оборотом наркотиков как важнейшей межгосударственной и внутренней криминогенной проблемой в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности строится на соответствующей правовой базе, фундамент которой составляют конституции и национальные законы.
Основываясь на национальных конституциях и международно-правовых актах (прежде всего Конвенциях 1961, 1971 и 1988 гг.) государства-члены ОДКБ пошли по пути разработки собственных национальных законов по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.
На основе национальных законов строится вся система контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности.
Во всех государствах-членах ОДКБ такие законы уже приняты. Это Закон Республики Армения "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 29 декабря 2002 г.; Закон Республики Беларусь "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах" от 22 мая 2002 г. N 102-3; Закон Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и противодействии наркомании и наркобизнесу" от 10 июля 1998 г. N 279-1; Закон Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" от 22 мая 1998 г. N 66; Федеральный закон Российской Федерации "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ; Закон Республики Таджикистан "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" от 10 декабря 1999 г. N 873.
Однако ключевой проблемой в области законодательного контроля над наркотиками в государствах-членах ОДКБ оказывается путаница в терминах и основных моментах нормативно-правового регулирования оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Такая ситуация создает противоречия в правовых системах наших стран, мешающие эффективно бороться с наркопреступностью.
Одним из первых документов, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в целях гармонизации законодательства, стал Рекомендательный законодательный акт "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от 2 ноября 1996 г. Политическая важность этого документа состоит в том, что в нем предлагаются определения понятий и терминов, связанных с оборотом наркотиков. Установление и использование сходной терминологии и ее единообразное толкование на всем пространстве государств-участников СНГ имеют определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков и в оценке ее эффективности.
Разработанный проект Рекомендаций учитывает положения Рекомендательного законодательного акта МПА, основывается на принципах и положениях Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Политической декларации, решениях, принятых двадцатой специальной сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1998 г., и состоит из предложенных к внесению в национальные законы поправок и изменений, направленных на унификацию и гармонизацию законодательства государств-членов ОДКБ.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Армения "О наркотических средствах
и психотропных веществах" от 29 декабря 2002 года
1. В соответствии с пунктом "o" статьи 1 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и пунктом "j" статьи 1 Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г. дополнить статью 3 национального Закона следующим понятием: "Изготовление наркотических средств и психотропных веществ - все процессы, за исключением производства, при помощи которых могут быть получены наркотические средства и психотропные вещества, в том числе рафинирование, а также превращение наркотических средств или психотропных веществ в другие наркотические средства или психотропные вещества".
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Рекомендательного законодательного акта "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", принятого МПА СНГ 2 ноября 1996 г., включить в статью 3 Национального закона понятие "перевозка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" - любые умышленные действия по перемещению наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров независимо от способа транспортировки и места хранения незаконно перемещаемых средств или веществ.
Предложения по внесению поправок
и изменений в Закон Республики Беларусь "О наркотических
средствах, психотропных веществах и их прекурсорах"
от 22 мая 2002 г. N 102-3
1. Включить в статью 1 понятие "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" - запрещенные для оборота в стране вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
2. Включить в статью 1 понятие "препарат" - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
3. Изложить пункт 3 статьи 1 в следующей редакции: "Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (для целей настоящего Закона) - культивирование растений, изготовление, производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, перемещение, реализация, использование, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, {разрешенные и находящиеся} <*> под контролем в соответствии с законодательством Республики Беларусь".
--------------------------------
<*> Здесь и далее выделены изменения.
Примечание. В тексте документа вместо курсива использовано выделение фигурными скобками.
4. В соответствии с пунктом "o" статьи 1 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и пунктом "j" статьи 1 Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г. изложить пункт 5 статьи 1 Национального закона в следующей редакции: "Изготовление наркотических средств и психотропных веществ - все процессы, за исключением производства, при помощи которых могут быть получены наркотические средства и психотропные вещества, в том числе рафинирование, а также превращение наркотических средств или психотропных веществ в другие наркотические средства или психотропные вещества".
5. Включить в статью 1 понятие "распределение наркотических средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых в соответствии с установленным порядком конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ.
6. Включить в статью 1 понятие "незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ" - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
7. Включить в статью 1 понятие "государственные квоты на наркотические средства и психотропные вещества (государственные квоты)" - квоты на наркотические средства и психотропные вещества, устанавливаемые правительством страны в соответствии с международными договорами на основании расчета потребности страны в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которых осуществляется их оборот.
8. Включить в статью 9 следующее положение: "Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку".
9. Дополнить статью 12 следующим положением: "При использовании растений, включенных в Перечень, в промышленных целях, за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, лицензия на указанный вид деятельности может быть выдана, если юридическое лицо докажет необходимость использования указанных растений и наличие условий для предотвращения возможности: хищения указанных растений и полученной из них готовой продукции или отходов, образующихся в процессе производства; изготовления наркотических средств и психотропных веществ из полученной продукции".
10. Пункт 4 статьи 12 изложить в следующей редакции: "Максимальное количество наркотических средств и психотропных веществ, которое может изготавливаться, производиться, перерабатываться и храниться юридическими лицами {(государственная квота)}, ежегодно устанавливается министерством здравоохранения".
11. Дополнить главу II статьей, вводящей запрет на оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в стране.
12. Включить в главу II статью, регулирующую инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и содержащую следующие пункты:
"Юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводится до сведения уполномоченных органов".
13. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается правительством страны".
14. Включить в главу III статью, предусматривающую ликвидацию юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
15. Включить в главу III статью, гарантирующую больным наркоманией оказание наркологической помощи, в которую входит обследование, консультирование, диагностика, лечение и медико-социальная реабилитация.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Казахстан "О наркотических средствах,
психотропных веществах, прекурсорах и противодействии
наркомании и наркобизнесу" от 10 июля 1998 г. N 279-1
1. Включить в статью 1 понятие "препарат" - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
2. Включить в статью 1 понятие "производство наркотических средств, психотропных веществ" - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений.
3. Включить в статью 1 понятие "изготовление наркотических средств и психотропных веществ" - все процессы, за исключением производства, при помощи которых могут быть получены наркотические средства и психотропные вещества, в том числе рафинирование, а также превращение наркотических средств или психотропных веществ в другие наркотические средства или психотропные вещества.
4. Включить в статью 1 понятие "переработка наркотических средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.
5. Включить в статью 1 понятие "распределение наркотических средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых в соответствии с установленным порядком конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ.
6. Изложить пункт 15 статьи 1 в следующей редакции: "Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества".
7. Дополнить статью 7 следующим положением: "Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку".
8. Включить в пункт 1 статьи 2 следующее положение: "Внутренняя упаковка наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, должна быть помечена двойной красной полосой".
9. Включить в главу II статью, предусматривающую обязанность юридических лиц - владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предоставлять отчет о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
10. Включить в главу II статью, регулирующую инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и содержащую следующие пункты:
"Юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводится до сведения уполномоченных органов".
11. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается правительством страны".
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Кыргызской Республики "О наркотических средствах,
психотропных веществах и прекурсорах"
от 22 мая 1998 г. N 66
1. Изложить пункт 17 статьи 1 в следующей редакции: "Препарат - смесь веществ в {любом физическом} состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, в отношении которых установлены меры контроля".
2. Изложить пункт 19 статьи 1 в следующей редакции: "Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества".
3. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается правительством страны".
4. Дополнить статью 10 следующим положением: "Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку".
5. Дополнить главу II статьей, вводящей запрет на оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в стране.
6. Включить в главу IV статью, устанавливающую требования к упаковке и маркировке наркотических средств и психотропных веществ. Данная статья должна содержать следующие пункты:
"Внешняя и внутренняя упаковки и маркировка наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, должны соответствовать требованиям законодательства страны о лекарственных средствах и настоящего Закона.
Внешняя упаковка наркотических средств и психотропных веществ должна исключать возможность их извлечения без нарушения целостности указанной упаковки.
Внутренняя упаковка наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, должна быть помечена двойной красной полосой.
В случаях несоответствия внешней и внутренней упаковок и маркировки наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, требованиям настоящей статьи, наркотические средства и психотропные вещества уничтожаются в соответствии с законодательством страны".
7. Включить в главу V статью, устанавливающую запрет пропаганды и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
8. Включить в главу V статью, предусматривающую ликвидацию юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
Предложения по внесению поправок
и изменений в Федеральный закон Российской Федерации
"О наркотических средствах и психотропных веществах"
от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ
1. В соответствии с пунктом "o" статьи 1 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и пунктом "j" статьи 1 Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г. изложить пункт 9 статьи 1 Национального закона в следующей редакции: "Изготовление наркотических средств и психотропных веществ - все процессы, за исключением производства, при помощи которых могут быть получены наркотические средства и психотропные вещества, в том числе рафинирование, а также превращение наркотических средств или психотропных веществ в другие наркотические средства или психотропные вещества".
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Рекомендательного законодательного акта "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", принятого МПА СНГ 2 ноября 1996 г., включить в статью 1 Национального закона понятие "перевозка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" - любые умышленные действия по перемещению наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров независимо от способа транспортировки и места хранения незаконно перемещаемых средств или веществ.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Таджикистан "О наркотических
средствах, психотропных веществах и прекурсорах"
от 10 декабря 1999 г. N 873
1. Включить в статью 1 понятие "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" - запрещенные для оборота в стране вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
2. Включить в статью 1 понятие "препарат" - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
3. Включить в статью 1 понятие "незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства страны.
4. Включить в главу I статью, раскрывающую суть государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.
5. Включить в статью 7 следующее положение: "Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку".
6. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается правительством страны".
7. Включить в главу II статью, регулирующую инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и содержащую следующие пункты:
"Юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводится до сведения уполномоченных органов".
8. Включить в главу II статью, запрещающую пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
9. Включить в главу IV статью, предусматривающую ликвидацию юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
10. Включить в главу IV статью, предусматривающую ликвидацию юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ.
Предложения по внесению общих изменений
во все законодательные акты государств-членов ОДКБ
1. Унифицировать перечни и соответствующие списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
2. В соответствии со статьей 6 Рекомендательного законодательного акта "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров", принятого МПА СНГ 2 ноября 1996 г., дополнить соответствующие статьи законов государств-членов ОДКБ следующими пунктами:
"Порядок составления, изменения и дополнения списков наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю со стороны государства, устанавливается правительством государства.
Списки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю на территории государства, должны быть опубликованы в соответствии с порядком, установленным законодательством для опубликования нормативно-правовых актов".
II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УНИФИКАЦИИ
И ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В СФЕРЕ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Для достижения наиболее существенных результатов в борьбе с международным терроризмом необходимо сосредоточить усилия законодательных органов государств-членов ОДКБ на формировании целостной, упорядоченной и унифицированной правовой базы как основы эффективного взаимодействия правоохранительных органов стран.
Унифицированное правовое регулирование является необходимым элементом общего процесса повышения эффективности борьбы с международным терроризмом.
К числу международных нормативно-правовых актов антитеррористической направленности, на которых должно основываться национальное законодательство, прежде всего относятся договоры, заключенные в рамках ООН и ее специализированных учреждений:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.;
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979 г.;
- Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 г.;
- Протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.;
- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.;
- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, 1991 г.;
- Резолюция Совета Безопасности ООН N 51/210 о мерах по ликвидации международного терроризма, 1996 г.;
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997 г.;
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, 1999 г.;
- Резолюция Совета Безопасности ООН N 1373 о борьбе с международным терроризмом от 28 сентября 2001 г.
Кроме того, существенным вкладом в формирование национальных правовых основ антитеррористической деятельности стала законодательная база государств-участников СНГ. Основными документами Содружества, в которых регулируются вопросы антитеррористической деятельности, являются:
- Устав СНГ, утвержденный Решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 г.;
- Концепция охраны границ государств-участников СНГ от 26 мая 1995 г.;
- Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г.;
- Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г.;
- Решение Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. "О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ";
- Решение об Антитеррористическом центре государств-участников СНГ от 1 декабря 2000 г.
Национальное антитеррористическое законодательство государств-членов ОДКБ прежде всего складывается из законов о борьбе с терроризмом. Во всех государствах-членах ОДКБ такие законы приняты или принимаются. Это проект Закона Республики Армения "О борьбе с терроризмом" (прошел первое чтение); Закон Республики Беларусь "О борьбе с терроризмом" от 3 января 2002 г. N 77-3; Закон Республики Казахстан "О борьбе с терроризмом" от 13 июля 1999 г. N 416-1; Закон Кыргызской Республики "О борьбе с терроризмом" от 21 октября 1999 г. N 116; Федеральный закон Российской Федерации "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ; Закон Республики Таджикистан "О борьбе с терроризмом" от 16 ноября 1999 г. N 846.
Однако на сегодняшний день сохраняется проблема присутствия в национальных законах о борьбе с терроризмом разных подходов к нормативно-правовому регулированию антитеррористической деятельности. По мнению многих исследователей и политиков, одно из центральных мест в работе по унификации и гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ должны занять разработка и закрепление в национальных актах общего определения терроризма и производных от него понятий. Установление и использование сходной терминологии и ее единообразное толкование на всем пространстве государств-членов ОДКБ имеют определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с международным терроризмом. Кроме того, стоит проблема унификации и многих других ключевых моментов правового регулирования антитеррористической деятельности.
Разработанный проект Рекомендаций основывается на принципах и положениях международных договоров, заключенных в рамках ООН, международных нормативно-правовых актов государств-участников СНГ, учитывает положения Модельного закона МПА СНГ "О борьбе с терроризмом" и состоит из предложенных к внесению в национальные законы о борьбе с терроризмом поправок и изменений, направленных на унификацию и гармонизацию законодательства государств-членов ОДКБ.
Предложения по внесению поправок
и изменений в проект Закона Республики Армения
"О борьбе с терроризмом" (прошел первое чтение)
При дальнейшей доработке проекта Закона "О борьбе с терроризмом" использовать положения новой редакции Модельного закона МПА СНГ "О борьбе с терроризмом".
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Беларусь "О борьбе с терроризмом"
от 3 января 2002 г. N 77-3
1. Включить в статью 3 определение "преступление террористического характера".
2. Изложить пункт 12 статьи 3 в следующей редакции: "Террористическая организация - преступная организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. {Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации}".
3. Включить в главу II статьи, определяющие выявление, предупреждение, пресечение террористической деятельности.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Казахстан "О борьбе с терроризмом"
от 13 июля 1999 г. N 416-1
1. Включить в пункт 1 статьи 3 (Основные принципы и цели борьбы с терроризмом) следующие подпункты, раскрывающие принципы борьбы с терроризмом: минимальные уступки террористу; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
2. Изложить пункт 3 статьи 1 в следующей редакции: "Международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств".
3. Изложить пункт 4 статьи 1 в следующей редакции: "Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения людей; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий".
4. Изложить пункт 6 статьи 1 в следующей редакции: "Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации".
5. Изложить пункт 10 статьи 1 в следующей редакции: "Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции".
6. Включить в статью 1 понятие "террористическая группа" - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.
7. Включить в статью 1 понятие "борьба с терроризмом" - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.
8. Включить в статью 1 понятие "заложник" - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
9. Включить в пункт 4 статьи 13 следующие положения:
"При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.
Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния".
10. Включить в главу IV статью, регулирующую информирование общественности о террористической акции и состоящую из следующих пунктов:
"При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.
Не допускается распространение информации, раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции; способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны; служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма; о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции".
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Кыргызской Республики "О борьбе с терроризмом"
от 21 октября 1999 г. N 116
1. Включить в Закон статью, определяющую основные принципы борьбы с терроризмом.
2. Включить в закон статью, раскрывающую следующие понятия: "террористическая деятельность", "международная террористическая деятельность", "террористическая акция", "преступления террористического характера", "террорист", "террористическая группа", "террористическая организация", "борьба с терроризмом", "контртеррористическая операция", "зона проведения контртеррористической операции", "заложник".
3. Включить в Закон статью, закрепляющую цели борьбы с терроризмом.
4. Включить в Закон статьи, раскрывающие основы проведения контртеррористических операций (управление, руководство контртеррористической операцией, силы и средства для проведения контртеррористической операции, правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции, ведение переговоров с террористами, информирование общественности о террористической акции).
5. Включить в Закон статью, устанавливающую ответственность организации за террористическую деятельность.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Федеральный закон Российской Федерации "О борьбе
с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ
Включить в главу II статьи, определяющие выявление, предупреждение, пресечение террористической деятельности.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Таджикистан "О борьбе с терроризмом"
от 16 ноября 1999 г. N 846
Включить в раздел V статью, регулирующую ведение переговоров с террористами, состоящую из следующих пунктов:
"При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.
К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.
Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния".
Предложения по внесению общих изменений
во все законодательные акты государств-членов ОДКБ
Внести во все национальные законы о борьбе с терроризмом унифицированные понятия "терроризм" и "международный терроризм" Модельного закона МПА СНГ "О борьбе с терроризмом" (статья 1 прилагается).
Приложение
к Рекомендациям
по унификации и гармонизации
законодательства государств-членов
Организации Договора о коллективной
безопасности в сфере борьбы
с международным терроризмом,
незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ
ВЫПИСКА
ИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА МПА СНГ "О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ"
(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)
Статья 1. Основные понятия. В настоящем Законе используются следующие основные понятия.