ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: КОММЕНТАРИЙ
К ПРИКАЗУ ФСФР РОССИИ ОТ 16 МАРТА 2005 Г. N 05-3/ПЗ-Н
Д. ВАВУЛИН
Вавулин Денис Александрович
Начальник отдела по работе с регионами Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Западном регионе. Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению.
Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг - это специализированная деятельность по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг. Как правило, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг ведется организациями на исключительной или преимущественной основе, составляя основу работы участника рынка ценных бумаг, претендующего на вступление в члены профессионального сообщества <*>.
--------------------------------
<*> См.: Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. С. 347.
В российском законодательстве отсутствует определение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Но в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) содержится определение профессионального участника рынка ценных бумаг, перечисляются и определяются виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с нормами данного Закона профессиональными участниками рынка ценных бумаг признаются юридические лица, которые осуществляют на рынке ценных бумаг:
брокерскую деятельность - деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, называется брокером);
дилерскую деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, называется дилером);
деятельность по управлению ценными бумагами - осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, называется управляющим);
деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;
депозитарную деятельность - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, называется депозитарием);
деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, называется регистратором);
деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг).
Законом о рынке ценных бумаг (ст. 39) установлено, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат обязательному лицензированию. В этой связи следует отметить, что в любой стране на осуществление определенных видов деятельности, которые, как правило, перечисляются в нормативных правовых актах, хозяйствующим субъектам выдаются лицензии уполномоченными государственными органами.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Право хозяйствующего субъекта осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает исключительно с момента получения лицензии на осуществление этой деятельности. Соответственно, без получения лицензии хозяйствующий субъект не вправе оказывать заявляемые услуги. Процедура выдачи лицензии хозяйствующему субъекту называется лицензированием.
Лицензирование - комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Значение процедуры лицензирования определяется тем, что она не сводится к однократному акту выдачи лицензии тому или иному хозяйствующему субъекту. Помимо собственно выдачи лицензии, орган, выдавший ее, проводит систематические проверки деятельности лицензиатов на предмет выполнения требований, вытекающих из обладания лицензией на ведение конкретного вида деятельности. Таким образом, лицензирующий орган реализует право отслеживать работу подопечных и, в случае нарушения ими оговоренных условий, приостановить их деятельность либо вовсе лишить права заниматься этим видом деятельности. Лицензия позволяет защитить потребителя от тех экономических объектов, которые не имеют необходимых условий и специалистов, чтобы оказывать населению платные услуги, особенно если они связаны с имущественными, финансовыми рисками, здоровьем. Лицензия гарантирует, что фирма оказывает услуги на законных основаниях и несет юридическую ответственность за их качество, обоснованность и т.д. Благодаря лицензированию рынок услуг становится упорядоченным, компетентным, высококвалифицированным. Свои позиции на нем сохраняют лишь фирмы, заслуживающие добрую репутацию у потребителей.
Особое значение процедура лицензирования имеет для обеспечения условий нормального функционирования такого важнейшего сегмента рыночной экономики и финансового рынка, каким является рынок ценных бумаг. Дело в том, что абсолютное большинство экономических агентов имеют право выпускать ценные бумаги, инвестировать в них средства, продавать их и предоставлять отдельные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Вместе с тем ценные бумаги - один из сложнейших видов товаров. Их конструирование, управление рисками, связанными с ними, реализация инвестиционных проектов, основанных на инструментах фондового рынка, поддержание его устойчивости и техническое обслуживание сделок с финансовыми ценностями - это часто более сложные задачи, чем даже изощренные инженерные проекты. Поэтому их решение требует профессионализации связанной с ними деятельности. Соответственно, возникает необходимость в профессиональных участниках рынка ценных бумаг, оказывающих посреднические услуги на фондовом рынке, а также услуги, обеспечивающие обращение ценных бумаг и учет прав собственности на них, распределяющие и смягчающие финансовые риски <*>.
--------------------------------
<*> См.: Там же.
В соответствии со ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, который и устанавливает порядок лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. С середины 1996 г. до марта 2004 г. в качестве лицензирующего органа выступала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). ФКЦБ России был разработан ряд нормативных правовых актов, регламентировавших процедуру лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и последовательно вносивших изменения и дополнения в предшествующие акты.
Очередному пересмотру порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подвергся уже после того, как в рамках реформы структуры и системы органов государственной власти федерального уровня была ликвидирована ФКЦБ России, а на ее месте был создан новый регулятор российского фондового рынка - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). В этой ситуации вполне естественной стала ревизия ФСФР России нормотворческого наследия своего предшественника, которая коснулась различных аспектов функционирования рынка ценных бумаг, в том числе и регламентации процедуры лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Кроме того, необходимость принятия нового нормативного правового акта была продиктована необходимостью совершенствования регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Итак, с 15 мая 2005 г. процедура лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг регламентируется Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-3/пз-н "Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" (далее - Приказ) <*>. Как следует из названия, этим нормативным правовым актом ФСФР России утвержден Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее - Порядок ФСФР России).
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 4 мая 2005 г. N 92; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 30 мая 2005 г. N 22.
Прежде всего, необходимо отметить, что впервые за всю историю существования отечественного рынка ценных бумаг Порядок ФСФР России не просто представляет собой самостоятельный нормативный правовой акт лицензирующего органа, а является составной частью формируемой в настоящее время в России системы пруденциального надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг <*>. Как и положения ФКЦБ России, Порядок ФСФР России устанавливает лицензионные требования и условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ, определяет порядок выдачи и отказа в выдаче лицензий, а также порядок переоформления, выдачи дубликатов, приостановления действия и аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Однако в отличие от ранее действовавших документов ФКЦБ России, установленные в Порядке ФСФР России лицензионные требования и требования к предоставлению документов имеют более упорядоченный вид. При этом Порядок ФСФР России значительно ужесточает процедуру получения лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и устанавливает ряд ограничительных требований, которых не было в положениях ФКЦБ России. Анализ текста Порядка ФСФР России показал, что если рассматривать документ с точки зрения его содержания, то значительная часть (около 90%) текста порядка ФКЦБ России в Порядке ФСФР России, по сути, осталась без изменения. Однако оставшаяся часть (около 10%) текста Порядка ФСФР России заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее.
--------------------------------
<*> По аналогии с пруденциальным надзором за банковской системой, осуществляемым Центральным банком РФ, пруденциальный надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг предполагает получение ФСФР России информации об объекте регулирования не только на основе проверок, но и при помощи мониторинга определенных пруденциальных норм (показателей финансовой устойчивости и других нормативов).
Порядок ФСФР России содержит ряд мер по повышению прозрачности участников рынка и предотвращению появления фирм-однодневок. Для этих целей ФСФР России расширен перечень документов, которые необходимо предоставить соискателю лицензии в лицензирующий орган. Теперь претенденты на получение лицензии в комплекте документов, помимо прочего, обязаны предоставить:
расшифровку информации о заемных средствах и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (в случае если соискатель лицензии был создан после последней отчетной даты, документ представляется на дату составления бухгалтерского баланса);
выписку из штатного расписания, содержащую данные о внутренней структуре подразделений соискателя лицензии, с указанием информации о фамилиях, именах, отчествах работников, связанных с осуществлением видов профессиональной деятельности организации, подразделений, занимаемых ими должностях и информации о работе по совместительству, подписанной должностным лицом и заверенной оттиском печати соискателя лицензии;
копию отчета контролера соискателя лицензии за полный последний год работы и полный последний квартал работы в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг (не представляется в случае, если до предоставления документов на выдачу лицензии соискатель лицензии не являлся профессиональным участником рынка ценных бумаг);
бизнес-план профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный в порядке, установленном соискателем лицензии.
Бизнес-план - один из способов получения информации, зачем приходит на рынок та или иная организация, какие задачи она ставит перед собой. Эти задачи не должны быть какими-то секретными. Для нашего рынка это новое требование, однако с точки зрения общемировой практики оно не ново.
Помимо перечисленных выше документов, в комплект документов соискателя лицензии включаются также документы, содержащие информацию о его учредителях и некоторых аспектах их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе:
копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей (акционеров/участников, владеющих 10% и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, либо содержащие указанные сведения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные в установленном порядке;
копии учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним учредителей (акционеров/участников, владеющих 10% и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, заверенные в установленном порядке;
копии балансов и отчетов о прибылях и убытках за последний год деятельности с приложением копий аудиторских заключений о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности учредителей (акционеров/участников, владеющих 10% и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, заверенных руководителями организаций (индивидуальными аудиторами), проводившими аудиторскую проверку, либо засвидетельствованных нотариально (в случаях, когда проведение аудиторской проверки предусмотрено законодательством РФ);
копии документов, удостоверяющих личность физических лиц - учредителей (акционеров/участников, владеющих 10% и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии, заверенные в установленном порядке;
документ, подтверждающий налоговыми органами выполнение учредителями (акционерами/участниками, владеющими 10% и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами соответствующих субъектов РФ и соответствующими местными бюджетами на последнюю отчетную дату;
документ, содержащий наименования учредителей (участников) соискателя лицензии - юридических лиц, созданных в соответствии с иностранным законодательством, их местонахождение, местонахождение их исполнительных органов и почтовый адрес, сведения об органе, осуществившем регистрацию, и регистрационный номер, а также данные о структуре и составе органов управления этих юридических лиц;
документ, содержащий фамилию, имя, отчество учредителей (участника) соискателя лицензии - физического лица, являющегося иностранным гражданином, его место жительства и почтовый адрес.
Порядком ФСФР России установлен ряд новых лицензионных требований и условий, которым должен соответствовать соискатель лицензии на дату представления документов в лицензирующий орган. Среди них следует выделить те из них, которые определяют порядок допуска лиц к руководству текущей деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг (документы, подтверждающие соответствие этих лиц требованиям ФСФР России, подаются соискателем лицензии в лицензирующий орган). В соответствии с Положением о специалистах финансового рынка, утв. Приказом ФСФР России от 20 апреля 2005 г. N 05-17/пз-н, к таким лицам относятся:
лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации выполняет функции единоличного исполнительного органа (единоличный исполнительный орган);
заместитель единоличного исполнительного органа организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, который в соответствии со своими должностными обязанностями осуществляет руководство сектором, отделом, управлением, департаментом или иным самостоятельным структурным подразделением, исключительной функцией которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности на финансовом рынке;
руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения организации, в должностные обязанности которого входит непосредственное осуществление деятельности на финансовом рынке, включая структурное подразделение организации, осуществляющее функции внутреннего учета в данной организации.
Ужесточение требований произошло, прежде всего, в отношении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг. В Порядке ФСФР России более четко прописаны условия допуска лиц к выполнению функций единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг. Теперь, помимо соответствия квалификационным требованиям ФСФР России, а также отсутствия судимости за преступления в сфере экономической деятельности и/или преступления против государственной власти, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа должно иметь опыт руководства отделом или иным подразделением профессионального участника рынка ценных бумаг, саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг не менее 1 года.
Надо сказать, что описанное выше требование соответствует общемировой тенденции. Сфера финансов во многом зависит от деятельности и поведения конкретных людей, поэтому для руководителя отсутствие негативного опыта работы, его репутация на рынке очень важны. Именно поэтому в документе ФСФР России больше требований предъявляется именно к единоличному исполнительному органу организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Хотя в сравнении с западными аналогами они минимальные.
Также в Порядке ФСФР России усилены требования к контролеру профессионального участника рынка ценных бумаг - работнику организации, отвечающему за осуществление внутреннего контроля, т.е. контроля за соответствием деятельности на рынке ценных бумаг профессионального участника требованиям законодательства РФ и нормативных актов ФСФР России, а также за соблюдением внутренних правил и процедур профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг.
И наконец, следует отметить, что Порядком ФСФР России отменена существовавшая ранее система получения лицензий на основании ходатайств саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которой был предусмотрен сокращенный срок рассмотрения лицензирующим органом документов на получение лицензии при наличии ходатайства одной из саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Без ходатайства документы рассматривались 30 дней, а при наличии ходатайства - в течение 15 дней. Порядком ФСФР России подобная схема получения лицензии исключена. Теперь лицензирующий орган рассматривает или возвращает представленные в рамках процедуры лицензирования документы в срок не позднее 30 рабочих дней со дня их представления в лицензирующий орган.
Право и экономика, 2005, N 11
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
О НОВОМ ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ ФСФР РОССИИ ОТ 16 МАРТА 2005 Г. n 05-3/ПЗ-Н
Вернутся в раздел Комментарии к законам