Комментарии к законам

КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КС РФ ОТ 15.03.2005 n 3-П



от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
и Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 15 марта 2005 г. N 3-П)
Под общей редакцией
профессора Л.Н. Анисимова
Авторский коллектив:
Анисимов Антон Леонидович, канд. юрид. наук, доцент, советник юстиции, доцент кафедры юриспруденции международно-правового факультета Московского института международных экономических отношений (МИМЭО), действительный член Международной академии информатизации ООН, прокурор отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - главы 1, 3 - 9 (в соавт. с Анисимовым Л.Н.), 29, 30, 37 - 39, 61;
Анисимов Леонид Николаевич, профессор, зав. кафедрой юриспруденции международно-правового факультета МИМЭО, заслуженный юрист Российской Федерации, старший советник юстиции, действительный член Международной академии информатизации ООН - предисловие, главы 2, 3 - 9 (в соавт. с Анисимовым А.Л.), 10 - 14, 40, 41, 45 - 51, 53 - 55, 60, раздел XIV;
Вифлеемский Анатолий Борисович, канд. экон. наук, зав. кафедрой экономики образования Нижегородского института экономики образования - главы 31, 32, 42 - 44, 52;
Звоненко Дмитрий Петрович, юрист ООО "АКМА" (г. Санкт-Петербург) - главы 56 - 59, 62;
Чижов Борис Алексеевич, начальник отдела Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию - главы 15 - 22;
Шаповал Елена Алексеевна, канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской правовой академии Минюста России - главы 23 - 28;
Гутникова Анна Сергеевна, канд. юрид. наук, директор НП Юридическая фирма "Группа правовых исследований", преподаватель гражданского права Всероссийской академии внешней торговли - главы 33 - 36.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20 декабря 2001 г. и вступивший в силу 1 февраля 2002 г., принят в условиях становления рыночных отношений в России, существенных изменений в сфере труда и в правовом положении субъектов правовых отношений - работников и работодателей.
В настоящее время трудовое право решает сложные и ответственные задачи, касающиеся реализации Трудового кодекса РФ, в известной мере учитывающего реалии и потребности сегодняшнего дня и нацеленного на перспективу. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя и предпринимательства государством (законодателем) введена новая модель регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал между сторонами трудовых отношений. Государство не может и, в известной мере, не должно вмешиваться в законную деятельность организаций, в частности, занимающихся предпринимательской деятельностью. Но оно нашло компромиссные варианты регулирования правоотношений в сфере труда между их субъектами посредством социального партнерства.
Стратегическая цель законодателя, касающаяся реформ трудовых отношений и производных от них отношений, заключается в том, чтобы создать в стране эффективный, цивилизованный рынок труда, который обеспечил бы работодателя рабочей силой надлежащей квалификации, а работников - высокооплачиваемой работой и надлежащими условиями труда.
Трудовое законодательство - единственная отрасль российского трудового права, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу - людей (работников) и защитить их в процессе производственной деятельности, но также и защитить права и законные интересы работодателей. Собственно, новое кодифицированное законодательство о труде явилось своеобразной вехой, логическим этапом на пути социально-экономических и институционнных преобразований, проводимых в России в течение последних десяти лет.
Трудовой кодекс РФ ставит своей задачей создание правовых возможностей более свободно регулировать трудовые отношения, установление правовых гарантий для обеих сторон этих отношений. Законоположения ТК РФ распространяются на все организации, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой структуры. Разумеется, есть существенные различия между государственными и негосударственными организациями. Если первые финансируются из заранее просчитанного и спланированного бюджета в соответствующих объемах и в определенные сроки, то вторым приходится в ряде случаев планы корректировать и решать проблемы. Поэтому с развитием и становлением частного предпринимательства у работодателя-предпринимателя возникает необходимость договариваться с работником, искать обоюдно приемлемые решения. В комментируемом Трудовом кодексе возможность договорного регулирования трудовых отношений существенно расширена. Она основывается на принципе соблюдения законности, к понятию которого относится недопустимость установления договорных отношений, ухудшающих положение работника и основанных на обязательном выполнении предусмотренных законом гарантий.
В комментируемом Трудовом кодексе РФ сформулированы основные цели, задачи и принципы, а также материальные нормы трудового права согласуются с соответствующими требованиями международных стандартов в сфере труда. Из международного трудового права воспроизведены (трансформированы) самые прогрессивные нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие обеспечить реализацию всех прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Трудовой кодекс РФ решает задачу создания гражданам благоприятных условий для проявления ими своих способностей к труду и обеспечения социальной защиты тех, кто в ней особенно нуждается.
Комментируя положения ТК РФ, авторы учитывали, в частности, следующие существенные обстоятельства - что Кодекс:
- в регламентированных правах и обязанностях субъектов трудового права, как и ранее действовавший КЗоТ, по-прежнему акцентирует внимание на их гарантиях и защите;
- существенно восполнил пробелы, имевшие место в российском трудовом законодательстве;
- определил сущность, стороны (органы), задачи социального партнерства;
- конкретизировал и углубил единство и дифференциацию (различие) трудового права;
- подробно установил общие начала трудового законодательства: его цели и задачи; запрещение дискриминации в сфере труда и принудительного труда; легально закрепил основные принципы правового регулирования труда, предопределив, из каких актов состоит трудовое законодательство;
- сравнительно четко разграничил полномочия Федерации и ее субъектов по установлению различных нормативно-правовых актов по регулированию труда;
- определил, что локальные нормативные акты в сфере труда принимаются работодателем, и установил порядок их принятия;
- отразил тенденцию демократического развития механизма установления, изменения и прекращения трудовых отношений, разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- обозначил расширение сферы действия норм и принципов трудового права, в том числе его влияние на административное право (они содержатся, в частности, в специальных актах о работниках милиции, военнослужащих, а также в актах о труде в исправительно-трудовых учреждениях), и др.
При подготовке данного комментария авторский коллектив научно-практических работников опирался на положения Конституции Российской Федерации, международно-правовые стандарты в сфере труда, соответствующее текущее федеральное законодательство, постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, в том числе Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Профессор, заслуженный
юрист Российской Федерации,
старший советник юстиции
Л.Н.Анисимов
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 1 Трудового кодекса РФ определяет социальное назначение трудового законодательства, целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод работников, создание надлежащих условий труда. В равной мере целью трудового законодательства является также защита прав и интересов работодателей. ТК РФ формулирует и другие важные задачи: достижение разумного и реального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых и производных от них отношений.. Все нормы трудового законодательства в совокупности образуют внутренне не противоречивую, единую, целостную систему общеобязательных правил поведения всех лиц, вступающих в трудовые отношения. Трудовое законодательство органически входит в общую правовую систему, соответствующую как государственному устройству России, так и другим отраслям российского права.

Статья 79 ТК РФ предусматривает расторжение срочного трудового договора. В ней приводится правило о том, что срочный трудовой договор (ст. ст. 58, 59 ТК РФ) расторгается с истечением срока его действия. В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения договора в связи с истечением его срока, трудовые отношения продолжаются. Вместе с тем новеллой в этой статье является то, что работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения. Истечение срока трудового договора не прекращает действия этого договора автоматически, однако работник не вправе настаивать на продолжении трудовых отношений, если работодатель решил расторгнуть договор в связи с истечением срока его действия. Из этого следует, что если в срочном трудовом договоре указана конкретная дата его прекращения, то работодатель обязан предупредить работника не менее чем за три дня до наступления этой даты. В ином случае этот срочный трудовой договор в силу п. 2 ст. 77 ТК РФ трансформируется в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок на тех же условиях (ст. 58 Кодекса). В дальнейшем такой работник может быть уволен работодателем лишь на общих основаниях. В подобных ситуациях у работодателя на одном рабочем месте (на одной должности) могут оказаться два работника, что позволяет работодателю произвести процедуру сокращения штата или численности работников организации.. Несоблюдение работодателем письменной формы уведомления работника об увольнении в связи с истечением срока трудового договора в случае возникновения спора лишает работодателя права в подтверждение такого уведомления ссылаться при необходимости на показания свидетелей. Факт уведомления при рассматриваемых обстоятельствах должен подтверждаться письменными доказательствами, в частности, как письменным уведомлением работодателя, так и распиской работника о получении уведомления.

Статья 91 ТК РФ устанавливает понятие "рабочее время". Это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом ст. 92 ТК РФ "Сокращенная продолжительность рабочего времени" предусмотрено, что возможно установление сокращенной продолжительности рабочего времени для определенных категорий работников.

Статья 92 ТК РФ предусматривает также, что федеральным законом может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).. Например:

Статья 97 ТК РФ выделяет два возможных случая работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:. по инициативе работника - совместительство;

Статья 103 Трудового кодекса РФ устанавливает основные правила ведения суммированного учета рабочего времени и определяет основные требования, которым должны соответствовать графики сменности.. Сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Сменный режим работы может вводиться только при наличии объективных оснований.

Статья 125 ТК РФ оговаривает условия, при которых отпуск работника может быть разделен на части, а также условия досрочного отзыва из отпуска.. Так, статьей 125 ТК РФ определено, что досрочный отзыв из отпуска возможен только с согласия работника.

Статья 159 Трудового кодекса Российской Федерации формулирует общие принципы государственной политики в сфере нормирования труда.. Нормирование труда - это определение необходимых затрат труда для выполнения различных видов работ разными категориями работников. Необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых и материальных ресурсов при условии соблюдения обоснованных режимов труда и отдыха.

Статья 164 ТК РФ дает определение понятий "гарантии" и "компенсации" для целей трудового законодательства.. Гарантии - средства (способы, условия), с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав. Гарантии могут иметь две формы: денежную и неденежную. Денежной формой гарантий, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав, выступают, как правило, гарантийные выплаты и доплаты. Они выплачиваются работнику для того, чтобы не допустить снижения заработка работника, когда он освобождается от выполнения работы, или компенсировать определенную его часть в предусмотренных трудовым законодательством случаях.

Статья 165 ТК РФ устанавливает перечень гарантийных и компенсационных выплат и определяет источники их возмещения, что необходимо учитывать при формировании расходов, связанных с оплатой труда (ст. 255 Налогового кодекса РФ).. Данный перечень не является закрытым. Гарантии и компенсации могут предоставляться работникам и в других случаях, предусмотренных в ТК РФ и федеральных законах. Гарантийные и компенсационные выплаты производятся, как правило, за счет средств работодателя. В некоторых случаях (выполнение обязанностей присяжных заседателей) такие выплаты производятся за счет органов и организаций, в интересах которых работник исполнял государственные или общественные обязанности.

Статья 184 ТК РФ регулирует порядок предоставления гарантий и компенсаций при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. Как возмещается работникам утраченный заработок, какие дополнительные расходы связаны с повреждением здоровья либо со смертью работника, установлено в настоящее время Федеральным законом от 24 июля 1998 г. n 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".. Установлены также гарантии и компенсации работникам, направляемым на медицинское обследование, донорам, работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации.

Статья 287 Трудового кодекса устанавливает, что работник, работающий по совместительству в организации, не вправе претендовать на гарантии и компенсации, установленные гл. 26 Трудового кодекса, лицам, совмещающим работу с обучением, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указанные льготы предоставляются только по основному месту работы. Лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предоставляются: гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; гарантии медицинского обслуживания; компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсации расходов, связанных с переездом.. Все остальные гарантии и компенсации, установленные Трудовым кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации, предоставляются в обычном порядке. Так, например, должно выплачиваться выходное пособие в размере среднего месячного заработка при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81) либо сокращением численности или штата работников организации. Также за ним сохраняется средний заработок на время трудоустройства, однако при наличии основной работы он не выплачивается. Совместители имеют полное право на получение предусмотренных социальных льгот и гарантий (дополнительных отпусков, санаторно-курортных путевок за счет средств социального страхования, специальной одежды и специальной обуви и т.п.).

Статья 45 Конституции РФ гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.. Поскольку для нашей повседневной жизни важно не только провозгласить права и свободы, но и обеспечить их реальное осуществление, в ст. 46 Конституции РФ закреплен правовой принцип, что для защиты своих прав и свобод каждому гражданину гарантируется судебная защита, возможность обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в порядке, установленном в законодательстве, в том числе и в судебном порядке.




Вернутся в раздел Комментарии к законам