ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 октября 2005 года
А.В. ТОЛКУШКИН
Толкушкин Александр Владимирович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, член исполнительного комитета российского отделения Международной налоговой ассоциации (IFA), заместитель постоянного представителя российского отделения в Генеральном Совете IFA, один из ведущих российских налоговых консультантов.
В Комментарии приведен официальный текст Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в редакции, действующей на 1 сентября 2005 г., и дано разъяснение значений около 500 терминов и словосочетаний, необходимых для правильного понимания норм комментируемого Федерального закона.
Комментарий предназначен для физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - потенциальных участников заключения государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, служащих государственных органов и органов местного самоуправления, подготавливающих документы для заключения государственных или муниципальных контрактов.
При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 октября 2005 года.
Предисловие
Настоящее издание является подробным постатейным комментарием Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - комментируемый Федеральный закон) был принят ГД ФС РФ 8 июля 2005 г., одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г., подписан Президентом РФ 21 июля 2005 г., вступает в силу с 1 января 2006 года.
До вступления в силу комментируемого Федерального закона законодательство Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не имело единства. Отношения по закупкам товаров были регламентированы целым рядом законодательных и нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм, серьезно осложняющих работу в сфере закупок и контроль за их осуществлением.
Порядок проведения закупок для федеральных государственных нужд до 1 января 2006 г. регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Конкурсные способы закупок продукции для федеральных государственных нужд регулируются Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Внеконкурсные способы закупок продукции для федеральных государственных нужд регламентированы Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сформировались самостоятельные системы регионального законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Закупки для нужд субъектов Российской Федерации регламентируются Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305, а также законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а закупки продукции для нужд муниципальных образований - Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и местными нормативными правовыми актами, принятыми с использованием вышеуказанных законодательных и нормативных правовых актов.
Отдельными законодательными актами регулируются государственные закупки в различных сферах экономики: оборонный заказ (Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"), закупки в государственный резерв (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве"), закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (Федеральный закон от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд").
Опыт проведения конкурсных торгов выявил целый ряд нерешенных вопросов, результатом которых является ограниченное число как открытых конкурсов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, так и публичных извещений о проведении этих конкурсов. Действующие правовые нормы не обеспечивают порядок в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, прозрачность механизма распределения бюджетных средств различных уровней.
В тексте Комментария дано разъяснение значений около 500 терминов и словосочетаний, необходимых для правильного понимания норм, установленных комментируемым Законом.
При подготовке настоящего Комментария были поставлены следующие задачи:
разъяснить содержание как комментируемого Федерального закона в целом, так и норм отдельных статей;
показать взаимосвязь норм комментируемого Закона с положениями Гражданского кодекса РФ, других актов гражданского законодательства РФ;
определить основные различия между нормами комментируемого Закона и нормами Гражданского кодекса РФ, а также нормами других специальных законодательных актов, нормативных правовых актов РФ;
выработать рекомендации по практическому применению отдельных норм комментируемого Закона.
Автор стремился сделать настоящий Комментарий максимально удобным для практического применения и предельно кратким.
При подготовке Комментария использованы акты законодательства и нормативные правовые акты по состоянию на 1 октября 2005 года. Все ссылки на акты законодательства и нормативные правовые акты приводятся на последнюю действующую редакцию документов, за исключением особо оговариваемых случаев, когда комментируются внесенные изменения и дополнения.
Список сокращений и аббревиатур
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Нормативные правовые акты
Конституция РФ - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ
Жилищный кодекс РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ
ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ
Трудовой кодекс РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
2. Государственные министерства, ведомства и организации
МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации
Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации
Минюст - Министерство юстиции Российской Федерации
МНС России - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
ФКЦБ - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
ФНС России - Федеральная налоговая служба Российской Федерации
ФТС России - Федеральная таможенная служба РФ
ФСФР России - Федеральная служба по финансовым рынкам Российской федерации
ЦБ РФ - Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
3. Прочие сокращения
абз. - абзац
АО - акционерное общество
г. - год
гл. - глава(-ы)
ЗАО - закрытое акционерное общество
коммент. - комментарий
ОАО - открытое акционерное общество
ООО - общество с ограниченной ответственностью
п. - пункт(-ы)
ПБУ - Положение по бухгалтерскому учету
пп. - подпункт(-ы)
разд. - раздел(-ы)
ред. - редакция
руб. - рубль(-и)
РФ - Российская Федерация
см. - смотри
СМИ - средства массовой информации
ст. - статья(-и)
ч. - часть(-и)
25 июля 2005 года N 94-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ,
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Принят
Государственной Думой
8 июля 2005 года
Одобрен
Советом Федерации
13 июля 2005 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 1
Статья 3. Государственные нужды и муниципальные нужды. Комментарий к статье 3
Статья 4. Государственные заказчики и муниципальные заказчики. Комментарий к статье 4
Статья 6. Специализированная организация. Комментарий к статье 6
Статья 7. Комиссии по размещению заказов. Комментарий к статье 7
Статья 8. Участники размещения заказов. Комментарий к статье 8
Статья 10. Способы размещения заказа. Комментарий к статье 10
Статья 12. Условия допуска к участию в торгах. Комментарий к статье 12
Статья 16. Информационное обеспечение размещения заказов. Комментарий к статье 16
Статья 19. Реестр недобросовестных поставщиков. Комментарий к статье 19
Статья 21. Извещение о проведении открытого конкурса. Комментарий к статье 21
Статья 22. Содержание конкурсной документации. Комментарий к статье 22
Статья 23. Порядок предоставления конкурсной документации. Комментарий к статье 23
Статья 25. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе. Комментарий к статье 25
Статья 27. Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Комментарий к статье 27
Статья 28. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе. Комментарий к статье 28
Статья 30. Особенности проведения закрытого конкурса. Комментарий к статье 30
Статья 31. Последствия признания конкурса несостоявшимся. Комментарий к статье 31
Статья 33. Извещение о проведении открытого аукциона. Комментарий к статье 33
Статья 34. Документация об аукционе. Комментарий к статье 34
Статья 35. Порядок подачи заявок на участие в аукционе. Комментарий к статье 35
Статья 36. Порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе. Комментарий к статье 36
Статья 37. Порядок проведения аукциона. Комментарий к статье 37
Статья 39. Особенности проведения закрытого аукциона. Комментарий к статье 39
Статья 40. Последствия признания аукциона несостоявшимся. Комментарий к статье 40
Статья 41. Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме. Комментарий к статье 41
Статья 42. Запрос котировок. Комментарий к статье 42
Статья 43. Требования, предъявляемые к запросу котировок. Комментарий к статье 43
Статья 44. Требования, предъявляемые к котировочной заявке. Комментарий к статье 44
Статья 45. Порядок проведения запроса котировок. Комментарий к статье 45
Статья 46. Порядок подачи котировочных заявок. Комментарий к статье 46
Статья 47. Рассмотрение и оценка котировочных заявок. Комментарий к статье 47
Статья 48. Цель предварительного отбора участников размещения заказа. Комментарий к статье 48
Статья 49. Извещение о проведении предварительного отбора. Комментарий к статье 49
Статья 51. Порядок представления заявок на участие в предварительном отборе. Комментарий к статье 51
Статья 52. Порядок проведения предварительного отбора. Комментарий к статье 52
Статья 63. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 63
Статья 64. Порядок применения настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 64