В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 октября 2005 года
С.Н. БРАТАНОВСКИЙ, А.Б. СМУШКИН
Братановский Сергей Николаевич - д.ю.н., профессор кафедры административного и уголовного права Поволжской Академии Государственной Службы при Президенте РФ им. П. Столыпина.
Смушкин Александр Борисович - аспирант и преподаватель Саратовской Государственной Академии права, участвовал в написании комментариев: к Налоговому кодексу, Закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Закону "О трудовых пенсиях", учебника по гражданскому процессуальному праву, нескольких пособий и справочников, юрист Юридического центра "ССКА".
Комментарий выполнен на основе действующего федерального законодательства, нормотворчества субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, международных правовых актов. В издании приводится множество примеров из судебной практики. Отмечаются достоинства и недостатки комментируемого Закона, положения, требующие внесения изменений.
Комментарий предназначен для работников юридической сферы деятельности: юрисконсультов организаций, адвокатов, работников судебной системы. Он также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.
При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 октября 2005 года.
9 июля 1999 года N 160-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
25 июня 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
2 июля 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 22.07.2005 N 117-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), опубликованный в 2000 году, констатировал в качестве основной характерной современной черты мирового экономического процесса все более свободный перевод капитала между странами и, как следствие этого, небывалое развитие инвестиционных отношений в цивилизованных странах.
Россия также не осталась в стороне от мировых тенденций. Отечественное законодательство постсоветской эпохи претерпело значительные изменения.
Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" был принят в связи с тем, что предшествующий Закон 1991 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике" <*> исчерпал свое действие и перестал отвечать реалиям правовой действительности. С 1991 года по 1999 год произошли крупномасштабные экономические, политические, правовые и социальные изменения в жизни страны. Первоначально планировалось внесение соответствующих изменений в старый Закон, однако проекты изменений Государственной Думой первого созыва были отклонены в 1994 - 95 годах, и уже Думой второго созыва была предпринята разработка нового нормативного акта. Не многие нормативные акты могут "похвастаться" такими сложностями в процессе их принятия. С момента принятия законопроекта Государственной Думой в первом чтении (21 февраля 1997 года) до момента подписания его Президентом в окончательной редакции (9 июля 1999 года) прошло почти 2,5 года. На каждом этапе законотворческой процедуры менялся подход к Закону, основные определения и каждый раз возникал практически новый нормативный акт. На принятый Государственной Думой проект Закона накладывалось вето Президента. После внесения поправок Закон отклонялся Советом Федерации. Организовывалась согласительная комиссия. Однако и окончательно принятый нормативный акт, на наш взгляд, далек от совершенства. В нем отсутствуют четко прописанные механизмы реализации гарантий для иностранных инвестиций. Многие положения Закона содержат чисто декларативные нормы. Он является слишком фрагментарным. Большинство основных положений Закона не имеют прямого действия, а требуют принятия дополнительных нормативных актов органами исполнительной власти. В двадцати восьми статьях Закона имеется двадцать пять положений, отсылающих к иным законодательным актам или же к решениям Правительства, в том числе и еще вообще не принятым.
--------------------------------
<*> Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г., 16 ноября 1997 г., 10 февраля 1999 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1008.
С учетом масштабов применения Закона и намечаемых на его основе мероприятий следовало бы уточнить некоторые формулировки, прежде всего имеющие концептуальный характер, с тем чтобы исключить создание благоприятных условий для проектов, не приносящих ощутимой выгоды российской экономике <*>.
--------------------------------
<*> Кондратенко Е. Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции // Экономист. 2001. N 7. С 21 - 29.
Преамбула Закона раскрывает цель его принятия, основные направления правового регулирования.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Комментарий к статье 2
Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации. Комментарий к статье 14
Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица. Комментарий к статье 21
Статья 22. Требования к положению о филиале иностранного юридического лица. Комментарий к статье 22
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 28