МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
/"Законодательство и экономика", 2005, N 7/
Н.Ю. ЕРПЫЛЕВА
Ерпылева Н.Ю., кандидат юридических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова), магистр права (Лондонский университет), профессор Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями входит в компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и Банка России. Важнейшей составляющей рынка драгоценных металлов является макроэкономический показатель величины золотого запаса государства. Золотой запас царской России к 1917 г. составлял 1684 т; к середине 50-х гг. Советский Союз имел 2049 т золота. К концу 1995 г. золотой запас России был равен 116 т. К марту 2005 г. золотые резервы России увеличились и составили 386,5 т. По данным Всемирного золотого совета (World Gold Council), доля золота в общем объеме золотовалютных резервов Российской Федерации в марте 2005 г. составила 4,1%. Россия по-прежнему занимает 14-е место в мире по объему золота, находящегося в государственных золотовалютных резервах. По состоянию на март 2005 г. первое место по объему запасов золота в государственных золотовалютных резервах принадлежит США - 8136,2 т (61,1% в общем объеме золотовалютных резервов), затем следуют Германия - 3433,2 т (48,7%), Международный валютный фонд - 3217,3 т, Франция - 2997,8 т (51,4%), Италия - 2451,8 т (54,4%), Швейцария - 1332,1 т (24,6%), Нидерланды - 767,5 т (51,3%), Европейский центральный банк - 766,9 т (22,0%), Япония - 765,2 т (1,2%), Китай - 600 т (1,3%).
Существенная перестройка системы управления золотодобывающей и алмазодобывающей отраслями со стороны государства, выразившаяся в ликвидации Роскомдрагмета РФ как самостоятельного государственного органа управления в этой области и в передаче его функций Министерству финансов РФ в лице Гохрана России и Министерству экономического развития и торговли РФ, привела к необходимости принятия законодательных мер по либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней России. Принятые в этом направлении нормативные правовые акты, во-первых, расширили круг операций с драгоценными металлами, совершаемых коммерческими банками, по сравнению с ранее существовавшим, а во-вторых, разрешили допуск физических лиц на рынок драгоценных металлов.
Прежде чем рассмотреть данные новеллы более подробно, необходимо оговориться, что операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями могут совершать только банки, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, которая выдается при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (так называемую металлическую лицензию). Лицензии выдаются в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковских операций" <*> (п. 8.2.3; 14.1.2).
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 2004. N 15.
Основным документом, регулирующим правовой режим совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выступает Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в редакции от 9 мая 2005 г. <*> (далее - Закон). Закон регламентирует основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 2005. N 19. Ст. 1752.
устанавливает область действия государственной монополии;
устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;
устанавливает полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации;
определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории России;
определяет статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации;
определяет основные виды и основные формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.
Не является предметом регулирования настоящего Закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). Наряду с вышеупомянутым Законом, который является основным фундаментальным актом правового регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, действует большое число подзаконных нормативных актов, детализирующих отдельные требования Закона и дополняющих его содержание.
Согласно Закону драгоценные металлы - это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Драгоценные камни - это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8 "Об утверждении порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням" <*>. В соответствии с данным Постановлением основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 310.
масса - свыше 1000 г;
форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;
целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80%), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;
включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;
цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю (п. 2).
Под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями Закон понимает:
1) действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;
2) изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;
3) перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировку драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;
4) ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию РФ и их вывоз с территории РФ (ст. 1).
ИНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ
С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ
Институционный механизм правового регулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями можно представить в виде следующей таблицы:
---------T---------------------------------T----------------------------------¬
¦ N п/п ¦ Орган, осуществляющий операции ¦ Правовая основа функционирования ¦
¦ ¦ с драгоценными металлами и ¦ такого органа ¦
¦ ¦ драгоценными камнями ¦ ¦
+--------+---------------------------------+----------------------------------+
¦ 1 ¦Федеральный фонд резервных ¦Ст. 5 Федерального закона ¦
¦ ¦месторождений драгоценных ¦"О драгоценных металлах ¦
¦ ¦металлов и драгоценных камней ¦и драгоценных камнях" ¦
+--------+---------------------------------+----------------------------------+
¦ 2 ¦Государственный фонд драгоценных ¦Положение о Государственном фонде ¦
¦ ¦металлов и драгоценных камней РФ ¦драгоценных металлов и драгоценных¦
¦ ¦(Госфонд России) ¦камней РФ, утв. Постановлением ¦
¦ ¦ ¦Правительства РФ от 27 февраля ¦
¦ ¦ ¦2003 г. N 127 <*> ¦
+--------+---------------------------------+----------------------------------+
¦ 3 ¦Государственное учреждение по ¦Положение о Государственном ¦
¦ ¦формированию Государственного ¦учреждении по формированию ¦
¦ ¦фонда драгоценных металлов и ¦Государственного фонда драгоценных¦
¦ ¦драгоценных камней РФ, хранению, ¦металлов и драгоценных камней РФ, ¦
¦ ¦отпуску и использованию ¦хранению, отпуску и использованию ¦
¦ ¦драгоценных металлов и ¦драгоценных металлов и драгоценных¦
¦ ¦драгоценных камней при ¦камней (Гохран России) при ¦
¦ ¦Министерстве финансов РФ ¦Министерстве финансов РФ, утв. ¦
¦ ¦(Гохран России) ¦Приказом Министерства финансов РФ ¦
¦ ¦ ¦от 11 декабря 1996 г. N 1941 ¦
¦ ¦ ¦(в ред. от 28 июля 1999 г.) <**> ¦
+--------+---------------------------------+----------------------------------+
¦ 4 ¦Алмазный фонд РФ ¦Положение об Алмазном фонде РФ, ¦
¦ ¦ ¦утв. Указом Президента РФ ¦
¦ ¦ ¦от 15 ноября 1999 г. N 1524 <***> ¦
+--------+---------------------------------+----------------------------------+
¦ 5 ¦Золотой запас РФ ¦Ст. 8 Федерального закона ¦
¦ ¦ ¦"О драгоценных металлах ¦
¦ ¦ ¦и драгоценных камнях" ¦
+--------+---------------------------------+----------------------------------+
¦ 6 ¦Государственные фонды ¦Ст. 9 Федерального закона ¦
¦ ¦драгоценных металлов и ¦"О драгоценных металлах ¦
¦ ¦драгоценных камней ¦и драгоценных камнях" ¦
¦ ¦субъектов Федерации ¦ ¦
¦ ¦(Фонды субъектов Федерации) ¦ ¦
+--------+---------------------------------+----------------------------------+
¦ 7 ¦Российская государственная ¦Положение о Российской ¦
¦ ¦пробирная палата при ¦государственной пробирной палате ¦
¦ ¦Министерстве финансов РФ ¦при Министерстве финансов РФ, ¦
¦ ¦(Пробирная палата) ¦утв. Приказом Министерства ¦
¦ ¦ ¦финансов РФ от 29 мая 1998 г. N 91¦
¦ ¦ ¦(в ред. от 23 мая 2003 г.) ¦
L--------+---------------------------------+-----------------------------------
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.
<**> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 11.
<***> СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5683.
Правовой статус федерального фонда резервных
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней
Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней формируется в целях регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в драгоценных металлах и драгоценных камнях. В федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней включаются отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользования. Решение о включении отдельных разведанных месторождений в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимается Президентом РФ совместно с органами государственной власти субъектов Федерации. Распоряжение федеральным фондом резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется Правительством РФ. Условия использования разведанных месторождений, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых располагаются указанные месторождения (ст. 5 Закона).
Правовой статус Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней РФ
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонд России) составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность драгоценных металлов - золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней - природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров и александритов, природного жемчуга в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальных янтарных образований, приравненных к драгоценным камням, изделий из указанных драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лома и отходов (далее - ценности). Госфонд России предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Составными частями Госфонда России являются:
ценности Алмазного фонда РФ;
ценности золотого запаса РФ;
прочие ценности Госфонда России (п. 1 - 3 Положения о Госфонде России).
Алмазный фонд РФ представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Зачисление ценностей Госфонда России в Алмазный фонд РФ производится по решению Правительства РФ (п. 4). Аффинированное золото в слитках, хранящееся в Госфонде России, составляет часть золотого запаса РФ. Ценности золотого запаса РФ учитываются на счетах Министерства финансов РФ (п. 5). Ценности, не указанные в п. 4 и 5, составляют прочие ценности Госфонда России.
Ценности, зачисленные в Госфонд России, являются федеральной собственностью (п. 7). Ценности, зачисляемые в Госфонд России, подлежат предварительной экспертизе, которая проводится в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 13 апреля 2004 г. N 38н "Об утверждении порядка проведения предварительной экспертизы ценностей, зачисляемых в Госфонд России" <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 20.
Порядок пополнения Госфонда России
Приобретение ценностей для пополнения Госфонда России осуществляется Министерством финансов РФ. При выполнении заданий по закупке ценностей для пополнения Госфонда России в первую очередь осуществляются закупки ценностей для пополнения золотого запаса РФ и Алмазного фонда РФ, а также для восполнения запасов других аффинированных драгоценных металлов (п. 13, 14). В приоритетном порядке в Госфонд России приобретаются:
1) аффинированные природные металлы, прежде всего золото в слитках;
2) необработанные природные алмазы, пригодные для изготовления бриллиантов;
3) уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни;
4) высокохудожественные, имеющие историческую ценность ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с предварительной экспертизой предполагается зачислять в Алмазный фонд РФ.
Госфонд России пополняется за счет:
драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета;
уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета;
драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, принудительно изъятых в установленном законом порядке;
изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у организаций, осуществляющих скупку;
драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, скупленных у граждан;
лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;
кладов драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, переданных государству по праву наследования и дарения;
изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней государственных наград бывшего СССР, предназначенных для выдачи награжденным лицам или подлежащих сдаче на государственное хранение;
изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней подарков, полученных гражданами РФ в связи с государственной деятельностью;
драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, зачисляемых в Госфонд России по иным основаниям (п. 17).
Ценности, переходящие (обращаемые) в федеральную собственность в порядке правопреемства, наследования, дарения, на основании вступившего в законную силу решения суда, а также на иных основаниях, после предварительной экспертизы и оценки подлежат зачислению в Госфонд России. При покупке ценностей для пополнения Госфонда России оплата драгоценных металлов производится по рыночным ценам, формируемым с учетом цен мирового рынка (биржевых цен), а оплата драгоценных камней - по ценам, определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день покупки. При этом цена уникальных самородков драгоценных металлов не может быть ниже стоимости содержащихся в указанных самородках драгоценных металлов, исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи этих самородков (п. 18, 21).
Отпуск ценностей Госфонда России
Отпуск ценностей Алмазного фонда РФ осуществляется только на определенный срок, по истечении которого они подлежат возврату (временный отпуск). Решение о временном отпуске ценностей Алмазного фонда РФ принимается Правительством РФ исключительно в целях их реставрации, экспонирования или научного изучения в Российской Федерации или за ее пределами. Отпуск ценностей золотого запаса для осуществления операций на внешнем и внутреннем рынках производится исключительно в целях проведения государственной финансовой политики и удовлетворения экстренных потребностей России в чрезвычайных ситуациях. Отпуск ценностей золотого запаса РФ осуществляется по решению Президента РФ, принимаемому на основании мотивированного представления Председателя Правительства РФ (п. 22 - 25).
Для реализации на внутреннем рынке ценности Госфонда России отпускаются организациям и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, поставленным на специальный учет в органах федерального пробирного надзора и подавшим соответствующие заявки на покупку ценностей. Отпуск ценностей Госфонда России для реализации на внутреннем рынке осуществляется в следующем порядке:
1) драгоценные металлы в аффинированном виде реализуются по рыночным ценам, определяемым с учетом цен на мировом рынке, складывающихся на международных биржах драгоценных металлов, организациям, представившим соответствующие заявки на приобретение аффинированных драгоценных металлов, или на открытых аукционах;
2) природные алмазы (в необработанном виде), за исключением алмазов массой 10,8 карата и более, реализуются партиями (стандартными лотами) по ценам, определяемым экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день реализации;
3) природные алмазы массой 10,8 карата и более, а также уникальные природные алмазы в обработанном и необработанном виде реализуются на открытых аукционах <*>;
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства РФ от 26 марта 2001 г. N 233, утвердившее Правила реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более // СЗ РФ. 2001. N 14. Ст. 1365; 2002. N 20. Ст. 1859.
4) природные алмазы (в обработанном виде), за исключением алмазов массой 10,8 карата и более, а также иные природные драгоценные камни (в обработанном и необработанном виде) реализуются партиями по ценам, определяемым экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день реализации, в установленном порядке или на открытых аукционах;
5) изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (или с их содержанием), а также самородки после прохождения экспертизы могут реализовываться на открытых аукционах по ценам не ниже цен, определенных экспертным путем;
6) изделия, которые в соответствии с заключением экспертизы имеют историческую, научную или художественную ценность или являются культурными ценностями, могут реализовываться по решению Президента РФ или Правительства РФ (п. 31, 32).
Отпуск ценностей Госфонда России при их реализации на внутреннем рынке осуществляется после предварительной оплаты (п. 33).
Правовой статус Государственного учреждения
по формированию Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
хранению, отпуску и использованию
драгоценных металлов и драгоценных камней
Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - Гохран России) создано в структуре Министерства финансов РФ. Основными функциями Гохрана России являются:
участие в формировании Госфонда России, обеспечение хранения, пополнения, учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих;
приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, включая приобретение и оценку произведенных на территории РФ (добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых и найденных) аффинированных драгоценных металлов, а также драгоценных камней, самородных минералов, драгоценных металлов, кладов, конфискованных и реквизированных, скупленных у населения ценностей, а также находящихся у потребителей драгоценных металлов и драгоценных камней, накопленных за счет неиспользованных фондов;
сортировка, обработка, оценка, сертификация алмазов и драгоценных камней, а также изготовление и реставрация уникальных изделий из них, хранящихся в Госфонде России или приобретаемых для пополнения указанного Фонда;
приобретение в Госфонд России изделий из драгоценных и недрагоценных металлов, драгоценных камней, изделий с незначительным содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней;
разработка проектов планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских, социально-культурных целей и на экспорт, а также планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов;
отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ;
организация перевозки ценностей, находящихся в Госфонде России, государственных хранилищах, музеях и т.д.;
проведение в установленном порядке ежегодной инвентаризации ценностей Госфонда России;
бухгалтерский учет ценностей Госфонда России и забалансовый учет драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, которые находятся в музеях и других культурно-просветительных учреждениях;
разработка и утверждение расчетных, отпускных и других видов цен на драгоценные металлы и драгоценные камни;
осуществление контроля за совершением сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также за их реализацией на внешнем рынке;
участие в организации научно-исследовательских и проведение опытно-экспериментальных и других видов работ, направленных на рациональное использование и экономию драгоценных металлов и драгоценных камней;
изучение и применение передового отечественного и зарубежного опыта в области классификации, сортировки, обработки и оценки драгоценных камней;
изучение конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков драгоценных металлов и драгоценных камней;
разработка предложений по совершенствованию законодательства в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
осуществление государственного контроля за качеством сортировки, классификации, оценки и реализацией необработанных природных алмазов, в том числе в добывающих организациях РФ;
участие государственных контролеров в деятельности добывающих и других организаций РФ, а также специализированных таможенных постов;
осуществление постоянного государственного контроля на стадии первичной классификации, а также в процессе сортировки и оценки драгоценных камней в добывающих отраслях;
выполнение иных функций, предусмотренных действующим законодательством (п. 4 Положения о Гохране России).
Правовой статус Алмазного фонда РФ
Алмазный фонд РФ является составной частью Госфонда России и представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Алмазный фонд РФ неделим, является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду. Ответственность за сохранность Алмазного фонда РФ возлагается на Министерство финансов РФ. Алмазный фонд РФ пополняется ценностями из Госфонда России (п. 1 - 4 Положения об Алмазном фонде РФ).
Зачисление ценностей в Алмазный фонд РФ производится по решению Правительства РФ. Исключение ценностей из Алмазного фонда РФ производится по представлению Правительства РФ на основании решения Президента РФ. Ценности Алмазного фонда РФ могут быть использованы исключительно в целях экспонирования или научного изучения в РФ и за ее пределами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Право на воспроизведение ценностей Алмазного фонда РФ с использованием полиграфических, кинематографических, телевизионных и других средств предоставляется исключительно по разрешению Министерства финансов РФ. Проверка состояния Алмазного фонда РФ осуществляется одновременно с проверкой состояния Госфонда России, а также по решению Правительства РФ (п. 6 - 12).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 614 "Об утверждении Правил отбора и оценки ценностей, отнесенных к уникальным и подлежащих зачислению в Алмазный фонд РФ" <*> зачислению в Алмазный фонд подлежат:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 35. Ст. 3583.
1) самородки драгоценных металлов:
- редко встречающиеся в природе самородки, обладающие исключительными минералогическими, морфологическими, размерно-весовыми характеристиками или их сочетаниями, с учетом их коллекционной значимости;
- самородки особой исторической значимости:
связанные с какими-либо историческими событиями или известными личностями, сыгравшими выдающуюся роль в истории, науке и культуре;
связанные с историей развития добычи драгоценных металлов в стране;
поступившие в Госфонд России из коллекций, собраний, музеев;
- самородки высокой эстетической ценности, имеющие необычную, причудливую, напоминающую какие-либо предметы форму;
2) природные драгоценные камни:
- алмазы массой 50 каратов и более, а также алмазы, уникальные по цвету, форме и качеству (стоимостью, эквивалентной 3000 долл. США и более за 1 карат);
- бриллианты массой 20 каратов и более, а также бриллианты массой 6 каратов и более, уникальные по цвету, форме и качеству (стоимостью, эквивалентной 10000 долл. США и более за 1 карат);
- природные драгоценные камни - изумруды, рубины, сапфиры и александриты массой 30 каратов и более и ограненные камни массой 20 каратов и более, а также камни, уникальные по цвету, форме и качеству;
- уникальный природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде;
- уникальные янтарные образования, приравненные к драгоценным камням;
3) уникальные ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней:
- изделия, выполненные придворными ювелирами для членов императорской фамилии или представителей аристократии Российской империи;
- изделия, принадлежность которых выдающимся историческим личностям Российской империи имеет документальное подтверждение;
- изделия, связь которых со значительными событиями в истории России имеет документальное подтверждение;
- изделия, соответствующие высочайшему уровню художественного исполнения, отличающиеся оригинальностью замысла и совершенным техническим исполнением, в том числе уникальные ювелирные изделия, созданные ювелирами Гохрана России, и воссозданные ими исторические ценности;
- изделия, включающие уникальные природные образования драгоценных металлов или (и) уникальных драгоценных камней (п. 3).
Правовой статус золотого запаса РФ
Золотой запас РФ, состоящий из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности и являющегося частью золотовалютных резервов РФ, предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей РФ в чрезвычайных ситуациях. Часть золотого запаса, хранящаяся в Банке России, учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса РФ принимается Банком России в порядке, согласованном с Правительством РФ. Отчет о состоянии учитываемой на счетах Банка России части золотого запаса РФ представляется Банком России Государственной Думе как составная часть доклада Председателя Банка России о деятельности Банка России. Часть золотого запаса, находящаяся в Госфонде России, учитывается на счетах Министерства финансов РФ. Решение о расходовании находящейся в Госфонде России части золотого запаса РФ принимается Президентом РФ на основании мотивированного представления Председателя Правительства РФ (ст. 8, 23 Закона).
Правовой статус государственных фондов
драгоценных металлов и драгоценных камней
субъектов Федерации
Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации (далее - фонды субъектов Федерации) могут создаваться по согласованию с Правительством РФ. Фонды субъектов Федерации используются в соответствии с решениями их органов государственной власти и являются собственностью субъектов Федерации. Фонды субъектов Федерации формируются за счет средств их бюджетов посредством приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом цен мирового рынка и учитываются отдельной строкой в бюджетах субъектов Федерации. Средства, полученные субъектами Федерации из федерального бюджета в виде трансфертов и дотаций, не могут являться источником формирования фондов субъектов Федерации. Отчет о состоянии фондов субъектов Федерации ежегодно представляется органами их исполнительной власти в Правительство РФ. Состояние фондов субъектов Федерации может быть проверено специальной комиссией, создаваемой Министерством финансов РФ по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Федерации и с участием представителей этих органов (ст. 9 Закона).
Процедура проведения проверки состояния Госфонда России и фондов субъектов Федерации с целью обеспечения контроля за соблюдением порядка зачисления, учета, хранения и целевого использования драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, находящихся на учете в указанных фондах, и использования полученных сведений для ведения реестра федерального имущества определена в Постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 705 "Об утверждении Правил проверки состояния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ" <*>. Проверка состояния Госфонда России осуществляется не реже одного раза в пять лет, а фондов субъектов Федерации - не реже одного раза в три года (п. 3).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 39. Ст. 3878.
Правовой статус Российской государственной пробирной палаты
Российская государственная пробирная палата (далее - Пробирная палата) является федеральным учреждением при Министерстве финансов РФ. Пробирная палата осуществляет федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации. Пробирная палата имеет государственные инспекции пробирного надзора и другие структурные подразделения, осуществляющие функции федерального пробирного надзора и государственного контроля на территории соответствующих районов деятельности (п. 1 - 4 Положения о Пробирной палате).
Пробирная палата выполняет следующие основные функции:
1) осуществляет федеральный пробирный надзор, включающий опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом РФ ювелирных и других бытовых изделий, изготовленных из драгоценных металлов, как отечественного производства, так и ввозимых на территорию РФ для продажи, проведение экспертизы оттисков пробирных клейм, контрольных анализов и технической экспертизы драгоценных металлов и продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов, экспертизу и диагностику драгоценных камней, экспертизу по постановлениям органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда;
2) проводит сертификацию драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;
3) обеспечивает постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;
4) обеспечивает периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов, драгоценных камней, их лома и отходов во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, независимо от форм собственности, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
5) проводит экспертизу музейных и архивных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней и контроль за обеспечением их сохранности;
6) проводит специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
7) взимает пробирную плату за опробование, анализы и клеймение изделий из драгоценных металлов, а также за проведение анализов, экспертизы, сертификацию продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней и других работ;
8) осуществляет руководство государственными инспекциями пробирного надзора, другими структурными подразделениями и контроль за их деятельностью;
9) организует и проводит специальную подготовку и повышение квалификации работников Пробирной палаты, государственных инспекций пробирного надзора и других структурных подразделений;
10) разрабатывает и внедряет методическую базу деятельности государственных инспекций пробирного надзора, других структурных подразделений и новые технологии опробования, анализа и клеймения;
11) разрабатывает и внедряет в государственных инспекциях пробирного надзора и других структурных подразделениях современные технологии обработки информации;
12) организует развитие производства нестандартизированного оборудования и инструмента, применяемого государственными инспекциями пробирного надзора и другими структурными подразделениями, повышение его технического уровня, снабжение государственных инспекций пробирного надзора и других структурных подразделений специальным инструментом строгой отчетности (государственные пробирные клейма, стандартные образцы драгоценных металлов и их сплавов и другие инструменты);
13) осуществляет государственный контроль при вывозе из Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металлов и драгоценных камней;
14) осуществляет в рамках своей компетенции контроль за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на специальном учете в государственных инспекциях пробирного надзора и осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства России о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации, а также за организацией внутреннего контроля (п. 7).
/"Законодательство и экономика", 2005, N 9/
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК
Правовое регулирование порядка совершения операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, входящее в компетенцию Правительства РФ и Банка России, нашло выражение в следующих документах нормативно-правового характера:
Инструкции по учету сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 4 октября 2001 г. N 81н (в ред. от 22 июля 2003 г. <*>);
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 44; Российская газета. 2003. 2 сент.
Положении "О совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 (в ред. от 24 августа 2004 г. <*>);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291; 2004. N 35. Ст. 3639.
Положении Банка России "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" от 1 ноября 1996 г. N 50 (в ред. от 11 апреля 2000 г. <*>);
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 1996. N 61; 2000. N 20.
Указании ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 376-У "О порядке совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории Российской Федерации" (в ред. от 30 ноября 2000 г. <*>).
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 1998. N 72; 2000. N 66, 67.
Правовой режим операций и сделок с драгоценными камнями
на территории России
Инструкция от 4 октября 2001 г. по учету сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями, прошедшими сортировку на территории России, между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями - резидентами РФ, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями, а также между российскими перерабатывающими организациями разработана в целях осуществления государственного контроля за использованием и обращением необработанных драгоценных камней на территории РФ, а также за происхождением необработанных драгоценных камней, использованных для изготовления обработанных драгоценных камней и технических изделий с содержанием драгоценных камней. Инструкция устанавливает порядок учета сделок, связанных с переходом права собственности на необработанные драгоценные камни, совершаемых на территории РФ (п. 1.1 - 1.2).
При совершении сделок с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями оформляются следующие документы:
акт сделки, совершенной с необработанными драгоценными камнями, между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями;
договор (контракт) о купле-продаже необработанных драгоценных камней, к которому прилагаются ведомости на необработанные драгоценные камни, оформленные в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов, классификаторов и прейскурантов, отражающие каждую позицию классификационных признаков формы, качества, цвета и размерности драгоценных камней.
Государственные контролеры Министерства финансов РФ проверяют правильность оформления документов, присваивают сделке номер и уведомляют об этом участников сделки в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов (п. 2.1 - 2.3).
Российские перерабатывающие организации могут реализовывать необработанные драгоценные камни, не использованные на собственном производстве, другим российским перерабатывающим организациям. При реализации части необработанных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи, у других поставщиков необработанных драгоценных камней или у российских перерабатывающих организаций, указанные необработанные драгоценные камни разъединяются на партии необработанных драгоценных камней. Разъединение необработанных драгоценных камней осуществляется специальной комиссией, созданной российской перерабатывающей организацией, являющейся собственником необработанных драгоценных камней.
При совершении сделок с необработанными драгоценными камнями между российскими перерабатывающими организациями оформляются следующие документы:
акт сделки, совершенной с необработанными драгоценными камнями, между российскими перерабатывающими организациями;
договор (контракт) о купле-продаже необработанных драгоценных камней, к которому должны прилагаться ведомости на реализованные необработанные драгоценные камни, составленные по укрупненной номенклатуре, а также первоначальные ведомости, полученные российскими перерабатывающими организациями от субъектов добычи или других поставщиков необработанных драгоценных камней при приобретении данных камней на первичном рынке, и отражающие каждую позицию классификационных признаков формы, качества, цвета и размерности драгоценных камней;
акт разъединения необработанных драгоценных камней, если реализованная партия является частью необработанных драгоценных камней, приобретенной у субъектов добычи, у других поставщиков или у российских перерабатывающих организаций.
Государственные контролеры Министерства финансов РФ проверяют правильность оформления документов, присваивают сделке номер и уведомляют об этом участников сделки в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов (п. 3.1 - 3.5).
Правовой режим операций и сделок с драгоценными
металлами на территории России
Положение от 30 июня 1994 г. устанавливает порядок совершения на территории РФ сделок с золотом и серебром:
в стандартных и мерных слитках;
с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро;
с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям;
с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия) (п. 1).
Сделки с золотом и серебром могут совершать в зависимости от специфики их деятельности следующие субъекты, являющиеся резидентами РФ:
Гохран России;
Банк Росси;
специально уполномоченные банки - коммерческие банки, специально уполномоченные Банком России по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами;
пользователи недр - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, которым выданы лицензии и квоты на добычу минерального сырья;
скупочные предприятия - предприятия, осуществляющие покупку у физических лиц золота и серебра в виде ювелирных и других бытовых изделий и в виде лома <*>;
--------------------------------
<*> Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444 (в ред. от 8 мая 2002 г.) // СЗ РФ. 2001. N 24. Ст. 2456; 2002. N 20. Ст. 1859.
предприятия-заготовители - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие сбор и первичную обработку вторичного сырья;
предприятия-переработчики - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков <*>;
--------------------------------
<*> Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1419 (в ред. от 8 мая 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6058; 2002. N 20. Ст. 1859.
аффинажные заводы - государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5% <*>;
--------------------------------
<*> Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972 (в ред. от 18 июля 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4097; 2002. N 29. Ст. 2977.
промышленные потребители - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);
инвесторы - предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным категориям, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и серебра, а также монеты (п. 2).
Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ (п. 3).
Порядок совершения сделок, связанных с добычей
и переработкой минерального и вторичного сырья,
содержащего золото и серебро
В зависимости от способа получения сырье, содержащее золото и серебро, подразделяется на минеральное сырье, добываемое из недр и попутно извлекаемое из руд других металлов (далее - минеральное сырье), а также на лом и отходы, содержащие золото и серебро (далее - вторичное сырье). Совершение сделок с минеральным сырьем не допускается. Не допускается передача полученного минерального сырья предприятием - пользователем недр его участникам (акционерам), как и между участниками (акционерами) предприятия - пользователя недр.
Минеральное сырье подлежит переработке (включая аффинаж) только на предприятиях-переработчиках и аффинажных заводах на основании договора на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья, заключаемого между предприятием-переработчиком либо аффинажным заводом, с одной стороны, и пользователем недр - с другой. Минеральное сырье подлежит транспортировке предприятиям-переработчикам и аффинажным заводам только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для перевозки драгоценных металлов (п. 4 - 6).
Вторичное сырье продается (поставляется) его владельцами Гохрану России, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям. Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают (поставляют) вторичное сырье Гохрану России, а также заключают договоры с аффинажными заводами на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья. Продажа (поставка) предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам не допускается. Аффинажные заводы могут заключать договоры на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья с предприятиями-переработчиками. Заключение предприятиями-переработчиками договора на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья с другими субъектами не допускается. Вторичное сырье, поставляемое предприятиям-заготовителям, предприятиям-переработчикам и аффинажным заводам, подлежит транспортировке только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для перевозки такого сырья (п. 7 - 9).
Не допускается использование минерального и вторичного сырья в качестве предмета залога (заклада), в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также внесение (принятие) его в уставные фонды предприятий, организаций и учреждений (п. 10).
Порядок совершения сделок со слитками золота и серебра
Пользователи недр имеют право продавать слитки золота и серебра, полученные из добываемого ими минерального сырья, на основании выданной лицензии в пределах установленной квоты после проведения сделок с минеральным сырьем по его переработке. Для обеспечения реализации преимущественного права покупки слитков золота и серебра у пользователей недр Гохран России ежегодно размещает свои заказы на приобретение слитков и сообщает Банку России объемы поставок золота и серебра в Госфонд России с указанием пользователей недр, а также региональные годовые квоты по добыче золота и серебра. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение по вине пользователя недр условий поставки (продажи) слитков золота и серебра государству, предусмотренных лицензиями на право пользования недрами, является основанием для отзыва лицензии (п. 11 - 13).
Банк России и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователей недр. Аффинажные заводы могут оказывать услуги по изготовлению слитков из ювелирных и других бытовых изделий, содержащих золото и серебро, по договорам на оказание услуг (выполнение работ) с владельцами этих изделий. Аффинажные заводы могут оказывать услуги по изготовлению слитков золота и серебра из монеты.
Услуги по изготовлению слитков из монеты с содержанием драгоценных металлов, находящейся в обращении и являющейся законным платежным средством (в том числе изъятой или изымаемой из обращения, но подлежащей обмену) как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах, а также из монеты, котируемой на мировых рынках, оказываются аффинажными заводами при наличии у заказчика специального разрешения Банка России. Услуги по изготовлению слитков из любой иной монеты с содержанием драгоценных металлов (в том числе изъятой из обращения в России, но не подлежащей обмену, а также изъятой из обращения в иностранных государствах) оказываются аффинажными заводами при наличии специального разрешения Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Гохрана России (п. 14 - 16).
Инвесторы и промышленные потребители имеют право покупать (продавать) слитки золота и серебра только у Банка России и специально уполномоченных банков, заключать со специально уполномоченными банками договоры комиссии или поручения по их приобретению или отчуждению, а также совершать операции со слитками по специальным счетам, открываемым в специально уполномоченных банках. Инвесторы и промышленные потребители могут закладывать, принимать в качестве залога (заклада) слитки золота и серебра с условием реализации предмета залога через специально уполномоченные банки. Удовлетворение требований залогодержателя может быть осуществлено только за счет денежных средств, полученных в результате реализации слитков, являющихся предметом залога, через специально уполномоченный банк (п. 17 - 18).
Банк России может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра. Специально уполномоченные банки с учетом требований Банка России могут:
совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, Банком России, промышленными потребителями, инвесторами;
совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой;
совершать залоговые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета залога через специально уполномоченные банки (п. 19, 20).
Хранение (за исключением хранения в уполномоченных банках) и транспортировка слитков и монеты осуществляются только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для их хранения и перевозки. Не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям (п. 22, 23).
Порядок совершения сделок с изделиями, содержащими золото и серебро
и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям, а также
с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми
для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая
ювелирные и другие бытовые изделия)
Промышленные потребители могут совершать друг с другом сделки купли-продажи изделий, содержащих золото и серебро и не относящихся к ювелирным и иным бытовым изделиям, а также полуфабрикатов, содержащих золото и серебро и используемых для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и иные бытовые изделия). Изделия, содержащие золото и серебро и не относящиеся к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также полуфабрикаты, содержащие золото и серебро и используемые для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия), не могут быть использованы в качестве предмета залога (заклада), в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также не могут быть внесены (приняты) в уставные фонды предприятий, организаций, учреждений (п. 24, 25).
Порядок совершения сделок с монетой, содержащей драгоценные металлы
Монета, содержащая золото, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращение Банком России, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории РФ во все виды платежей без ограничений, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Не допускается использование в качестве средства платежа, а также путем зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода монеты РФ, вышедшей из обращения на момент совершения платежа, а также монеты иностранных государств. Владельцы монеты могут распоряжаться ею без ограничений. Сделки с монетой при продаже ее скупочным предприятиям и передаче на аффинажные заводы в качестве вторичного сырья регулируются настоящим Положением (п. 27 - 29).
Правовой режим операций и сделок кредитных организаций
с драгоценными металлами на территории России
Положение от 1 ноября 1996 г. имеет более узкую сферу применения и регулирует лишь операции специально уполномоченных коммерческих банков с драгоценными металлами. Особенности совершения операций с монетой из драгоценных металлов установлены в Инструкции ЦБ РФ от 27 декабря 1995 г. N 33 "О порядке выпуска в обращение в Российской Федерации памятных монет" (в ред. от 19 декабря 1997 г. <*>). Банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:
--------------------------------
<*> Банковский бюллетень. 1996. N 4; 1998. N 5.
1) покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения);
2) привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;
3) размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;
4) предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;
5) оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища (п. 7).
Сделки купли-продажи драгоценных металлов осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам. Сделки купли-продажи драгоценных металлов могут осуществляться на следующих условиях:
сделки купли-продажи с немедленной поставкой (наличные сделки), когда дата валютирования (дата поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки;
срочные сделки купли-продажи, когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки.
Банки могут совершать другие сделки с драгоценными металлами (опционы, свопы, фьючерсы и др.) в соответствии с законодательством РФ и международной банковской практикой. Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между резидентами РФ, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ (п. 8).
Банки РФ проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Металлические счета открываются для физических и юридических лиц, включая банки. Для хранения драгоценных металлов банки открывают металлические счета ответственного хранения. Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет. Для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов банки открывают обезличенные металлические счета. Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет - количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку.
В договоре обезличенного металлического счета определяются операции, проводимые по данному счету, условия зачисления на счет и возврата со счета драгоценных металлов, а также размер и порядок выплаты вознаграждений, связанных с ведением счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов при их зачислении и выдачей со счета в физической форме и отклонением массы металла, числящегося на обезличенном металлическом счете, от массы металла, подлежащего возврату с этого счета в физической форме.
Банки открывают следующие виды обезличенных металлических счетов: счета клиентов (срочные и до востребования), в том числе корреспондентские счета банков, а также счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам. Для осуществления операций, связанных с переводом драгоценных металлов по обезличенным металлическим счетам, банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения между собой. Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные металлические счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с других обезличенных металлических счетов, зачислением на обезличенные металлические счета драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачислением драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком. Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перечисления драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов в физической форме, а также путем совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на счете.
Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки драгоценных металлов клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки драгоценных металлов по истечении установленного договором срока. Погашение суммы займа в драгоценных металлах осуществляется в форме физической поставки драгоценных металлов или путем перечисления драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов заемщика. Проценты, начисляемые на обезличенные металлические счета, комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов, исчисляются и выплачиваются в валюте РФ. Проценты по обезличенным металлическим счетам могут быть выплачены в драгоценных металлах, что должно быть оговорено в соглашении между банком и владельцем счета (п. 9).
Операции кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Российской Федерации, проводимые независимо от наличия лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами, регулируются Официальным разъяснением ЦБ РФ от 29 января 2002 г. N 23-ОР "Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации" <*>. Согласно позиции Банка России кредитные организации (независимо от наличия лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов) вправе принимать драгоценные металлы и драгоценные камни в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), а также предоставлять названным лицам следующие услуги:
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 2002. N 9.
хранение драгоценных металлов и драгоценных камней в хранилищах ценностей кредитных организаций;
транспортировку драгоценных металлов и драгоценных камней силами и средствами инкассаторской службы кредитной организации (п. 1).
Кредитные организации (независимо от наличия лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов) помимо операций, указанных выше, вправе использовать принадлежащие им драгоценные металлы и драгоценные камни для обеспечения своей деятельности в социально-культурных и иных не связанных с извлечением прибыли целях, а также осуществлять их реализацию по договорам посреднических услуг (комиссии, агентирования и т.п.) через уполномоченные организации (индивидуальных предпринимателей) (п. 2).
Указание от 7 октября 1998 г. определяет механизм совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов между Банком России и кредитной организацией в соответствии с Генеральным соглашением об общих условиях совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов на территории РФ. Генеральное соглашение заключается между Банком России и кредитной организацией, которые вправе совершать сделки купли-продажи драгоценных металлов только с момента его подписания. Стороны заключают сделки по ценам покупки и продажи драгоценных металлов, устанавливаемым в соответствии с указанием ЦБ РФ от 28 мая 2003 г. N 1283-У "О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы" <*>.
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 2003. N 35.
Дилеры сторон проводят переговоры о существенных условиях сделок по каналам банковской связи и заключают сделки. Сделка считается заключенной в момент получения по каналам банковской связи дилером,
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вернутся в раздел Комментарии к законам