КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ИДЕЙ В РОССИИ
Н.В. МАМИТОВА
Мамитова Н.В., кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Конституционализм как правовое мировоззрение и как научная теория имеют свои собственные законы, внутреннюю логику развития. Степень развития правового мировоззрения в немалой мере определяет степень цивилизационной зрелости личности, социальных общностей, общества в целом. Правовое мировоззрение, выражаясь словами дореволюционного профессора Томского университета И.В. Михайловского, есть альфа и омега всего образования юриста, надежное руководство для самостоятельной работы на всех поприщах юридической жизни <*>.
--------------------------------
<*> Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914. С. 3 - 5.
Существенным аспектом правового мировоззрения служит конституционализм, т.е. философско-правовое осмысление Конституции <*>. Сегодня, как никогда ранее, актуально звучит определение конституционализма как философии конституционного мировоззрения, закрепления в Основном законе системы правовых ценностей, обеспечения верховенства Конституции, ее приоритетности и реальности, правления в рамках Конституции <**>. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы, связанные с отраслевым правосознанием, и в частности конституционным.
--------------------------------
<*> Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Городец-издат, 2001. С. 154 - 155.
<**> См.: Кабышев В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение. 2001. N 4. С. 63 - 64.
В настоящее время отсутствует единое мнение относительно феномена правосознания. Различное толкование правосознания обусловлено спецификой сфер его применения, особенностью задач тех наук, в которых оно используется (философия, социология, юриспруденция).
Н.Л. Гранат рассматривает правосознание как одну из форм или область человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое <*>. Е.А. Лукашева определяет правосознание как форму общественного сознания, выступающего как система взглядов, оценок, представлений, настроений, чувств общества, определяемого материальными условиями жизни общества, направленного на установление в нем правового режима, отвечающего его интересам и целям. Для него характерно осознание необходимости установления определенного порядка в обществе путем соответствующего регулирования общественных отношений <**>.
--------------------------------
<*> См.: Теория государства и права в 2 частях. Т. 2. Теория права. М.: Изд. "Зерцало", 2000. С. 378.
<**> См.: Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Изд. "Юридическая литература", 1973. С. 65.
В настоящее время появились научные исследования, в которых конституционное правосознание рассматривается как специфическое проявление общественного и правового сознания; как социальный фактор, позволяющий выявить отношение к конституционным нормам - признание объективной необходимости Конституции РФ и ее приоритета в правовой системе государства. Оно является необходимой формой жизнедеятельности человека, служит внутренним регулятором юридически значимого поведения и источником правовой активности в конституционно-правовой сфере, претворения юридических норм в фактической деятельности граждан и должностных лиц <*>.
--------------------------------
<*> См.: Никитяева В.В. Конституционное правосознание: Вопросы теории и практики. Дисс. канд. юрид. наук. Воронеж, 2002. 207 с.
И.А. Кравец под конституционным правосознанием понимает особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления <*>. Особенностью конституционного правосознания является его двойственный характер. Оно формируется на стыке правового и политического сознания, в то же время не являясь простым механическим сочетанием в сознании личности правовых и политических идей, взглядов, чувств.
--------------------------------
<*> См.: Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва-Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2002. С. 328.
В научной литературе правосознание определяется как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву <*>. Существенный вклад в учение о правосознании внес выдающийся российский правовед И.А. Ильин, рассматривавший его в качестве более значительного феномена, чем само право. Правосознание понимается Ильиным как "естественное чувство права и правоты", как "особая духовная настроенность инстинкта", как "особого рода инстинктивное правочувствие" - как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение <**>. В работе И.А. Ильина "О сущности правосознания" специальная глава посвящается государственному правосознанию, что, по сути, является основой теории конституционного правосознания.
--------------------------------
<*> См.: Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 384.
<**> См.: Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М., 1993. С. 140.
Основным дефектом государственного правосознания, считает ученый, является тот факт, что люди не усвоили основную аксиому всякой политики, согласно которой "право и государство создаются для внутреннего мира и осуществляются именно через правосознание" <*>. Следуя этому пониманию, люди строят государственную жизнь так, как если бы она сводилась к известным, механически осуществляемым, внешним поступкам, оторванным от внутреннего мира и от духовных корней человека. Государство понимается как строй внешней жизни, а не внутренней. Этим оно отрывается от правосознания и, питаясь поверхностными слоями, вырождается в своем содержании и расшатывается в своих основах. Оно уводится из подлинной стихии народной жизни, сосредотачивается в изволениях и актах тесного круга правящих лиц и превращается для всех остальных граждан в чуждую им и неосмысленную систему мертвящего принуждения <**>. И далее И.А. Ильин делает вывод: "Политическая принадлежность должна быть сознательно принята каждым отдельным гражданином и признана им в нестесненном свободном решении; и это решение должно привести каждого к духовному акту добровольного самообязывания, или, что то же, к акту духовного вменения себе публично-правовых полномочий, обязанностей и запретностей" <***>.
--------------------------------
<*> Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. С. 105.
<**> Там же. С. 105 - 106.
<***> Там же. С. 107.
Приведенные выше заключения дают возможность определить правосознание (с целью уточнения его сущности) как сложное духовное образование, результат отражения мыслей человека.
Однако правосознание не носит только отражательный характер. Аккумулируя знания о праве в сознании человека, оно само может выступать и выступает как средство воздействия на отдельные правовые институты, отрасли права или систему права в целом. Особое значение и ценность знания о праве приобретают в обществе, правовая система которого стремится закрепить и реализовать общедозволительный тип правового регулирования <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва-Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2002. С. 326.
Понимание правосознания в качестве внутреннего компонента изменяющейся правовой системы позволяет теоретически проанализировать детерминационные связи между целями и результатами правового развития. В правосознании переходного периода общественного развития отражается общий духовный климат правовой системы. Поэтому трансформации, присущие такому правосознанию, заслуживают особого научного внимания.
В период конституционно-правовых реформ и преобразований особенно актуально встает вопрос о недостаточно развитом и фрагментарно сформировавшемся конституционном правосознании, отличающемся противоречивостью и радикальностью. Это обусловлено прежде всего разрывом единого духовно-правового пространства, когда ранее господствовавшие правовые ценности оказываются отринутыми, а в отношении новых еще не сложился общесоциальный консенсус. Достаточно современно звучат слова П.И. Новгородцева, изучавшего кризис современного правосознания в свете кризиса идеи правового государства. "Каждый раз, когда говорят о кризисе в области идей, это может обозначать одно из двух: или полное крушение каких-либо прежних понятий, или их готовящееся преобразование. В том и другом случае кризис обозначает период сомнений и неопределенности, которые должны смениться или безнадежной утратой старых верований, или напряженностью новых исканий и нового творчества. Если бы в самом деле нам пришлось удостовериться, что идея правового государства, безусловно, осуждена жизнью и что странный каприз истории заставляет культуру возвратиться вспять, к ее исходному пункту, это было бы, конечно, смертью для политических идеалов недавнего прошлого. И наоборот, если мы убедимся, что ничего подобного в действительности нет, мы будем вправе заключить, что в данном случае можно говорить не о безнадежной утрате, а только о новых изысканиях" <*>.
--------------------------------
<*> Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. С. 18.
Действительно, правосознание наряду с динамизмом обладает и устойчивостью, сопротивляемостью новым идеям и принципам. Для преодоления прочно вошедших в сознание правовых взглядов и предрассудков требуется гораздо больше времени, чем для обновления нормативно-правовых актов. Переходное развитие правовой системы показывает, что трансформация процесса правообразования, системы права и системы законодательства может осуществляться в сравнительно короткие сроки, в то время как правовое сознание, которое было приобретено обществом в течение долгой жизни, не может подвергаться быстрым переменам.
В связи с этим необходимость рассмотрения конституционного правосознания обусловлена прежде всего практической значимостью соответствующей проблемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях конституционного развития российской государственности. Конституция РФ 1993 г. возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития; на основе признания общедемократических ценностей современного конституционализма она внесла принципиальные изменения как в конституционные институты, так и в статус правового положения личности.
Важно проследить роль конституционного правосознания в механизме реализации прав и свобод личности, т.к. процесс функционирования конституционного правосознания является субъективным фактором активизации различных групп и сообществ.
Повышение эффективности механизма реализации прав и свобод человека связано с тем, что в конституционном праве укрепляется понимание конституционной системы защиты прав человека, в которой стимулирующую роль выполняет правосознание, обеспечивая активизацию разнообразных средств, предусмотренных в законе.
Конституционное правосознание является самостоятельным элементом механизма эффективной реализации прав личности, основанного на познании и сознании необходимости прямого действия норм Конституции РФ в формировании правового пространства России и активного участия граждан в правоприменительном процессе.
Содержание конституционного правосознания реализуется в двух аспектах: во-первых, как особый отраслевой вид правосознания, основывающийся на реальной потребности реализации требований Конституции Российской Федерации, признающих результатом правотворчества формирование правовой системы, в которой высшей ценностью выступают основные права и свободы человека; во-вторых, как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, посредством которых осуществляется оценка конституционно-правовых отношений, конституционного законодательства, способствующая активизации правовой деятельности органов государственной власти, местного самоуправления по осуществлению прав человека.
Как подчеркивает Э.Э. Баринов, "конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию" <*>. При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о значительной роли в механизме реализации права в целом. Таким образом, конституционное правосознание рассматривается в качестве одного из структурных элементов механизма реализации прав личности, которое опирается на демократические ценности и идеалы прав человека, признание необходимости широкого политического участия граждан в управлении делами государства.
--------------------------------
<*> Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001. С. 17.
Постсоветский период развития нашего общества и формирование нового российского конституционализма знаменует собой не просто переоценку наших взглядов о соотношении международных и внутригосударственных норм о правах человека в пользу первых, но и глобальную по своим масштабам рецепцию западной доктрины прав человека в систему российского конституционализма. В данном случае необходимо учитывать тот факт, что всякие попытки рецепции новых для общества и государства принципов, ценностей, доктрин обречены на неудачу, если они не опираются на последовательный учет этнокультурных национальных особенностей правовой системы, которыми определяются сами основы многовекового уклада политической и экономической жизни народа.
Правосознанию должна быть присуща некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип отечественного правового мышления, выступающий основой российской традиции права. Правосознание и правовая культура народа обеспечивают непрерывность развития правовой традиции, гарантируют правовую преемственность. В теории правосознания такую постоянную составляющую выделил И.А. Ильин, отмечая, что нормальное правосознание еще со времен Платона и Аристотеля, утверждало и будет утверждать единство и объективность государственной цели. "По своей основной идее государство есть союз духовно сопринадлежащих людей, племен и наций, объединенных ради гетерономного осуществления естественного права. Это означает, что государство имеет единую, объективную и высшую цель и что только свободное, волевое приятие этой цели делает человека воистину гражданином" <*>. Пожалуй, данный тезис как нельзя лучше отражает сущность конституционного правосознания - цель государства и цель гражданина данного государства есть единство двух противоположностей: общественного и индивидуального. Проблему сочетания баланса интересов государства и личности, оптимального взаимодействия публичных и частных начал должно "брать на себя" конституционное правосознание, прежде всего осуществляющее интегративную функцию на базе конституции того или иного государства.
--------------------------------
<*> Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. С. 110.
В современных государствах конституции приобретают характер универсального явления, однако это не мешает им выполнять интеграционную функцию в рамках различных правовых и политических культур. Конституция должна отражать как универсальные ценности, формирующиеся в процессе интеграции страны в мировое сообщество, так и культурные особенности народа или нации, определяющие их идентичность в мировой культуре.
По мнению Лари Зидентопа, оксфордского профессора политологии, "писаная конституция может и должна внести решающий вклад в формирование самосознания каждого общества, организованного в форме государства". По его мнению, "писаная конституция выявляет и узаконивает роль государства в создании общества индивидуумов, обращая внимание на то, как государство воспитывает во всех своих субъектах чувство основополагающего или морального равенства" <*>.
--------------------------------
<*> Зидентоп Л. Демократия в Европе / Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2001. С. 117.
Интегративную функцию конституция может выполнять благодаря тому, что в ней концентрируются, получая особый правовой статус, юридические нормы, питаемые не только правовыми, но и культурными, нравственными, политическими истоками. Еще в советский период государствоведы отмечали, что конституционные нормы, пожалуй, в наибольшей степени, по сравнению с другими юридическими нормами концентрируют правовое, политическое и нравственное начало <*>. Именно поэтому основной доминантой конституционного правосознания должно стать осмысление интеграционной роли конституции. Причем ее потенциал значительно увеличивается, если она содержит программные, целевые положения, но реализация этих положений должна происходить с учетом исторического опыта конституционного строительства.
--------------------------------
<*> Фарбер Е.И. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юридическая литература, 1963. С. 123 - 139.
Конституция оказывает непосредственное или опосредованное воздействие на поведение человека, участвует в формировании его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентаций и установок, чувств и эмоций. Конечно, обычные граждане в отличие от юристов, должностных лиц и публичных политиков не слишком часто обращаются к таким документам, как конституция, и имеют, как правило, самое общее представление о конституции своей страны. Но вместе с тем, если конституция провозглашает и защищает основные права и свободы личности, гарантирует политическую, экономическую свободу для реализации творческого потенциала личности, она оказывает огромное воздействие на многие стороны жизни граждан и привносит в их самосознание организующее начало, структурируя его и формируя правосознание конституционное.
Конституционное правосознание, являясь частью правосознания, объединяется с ним тесной функциональной связью, посредством формирования представлений, идей об общественных отношениях государственно-правовой организации общества, ее охране и защите. Однако конституционному правосознанию присущ ряд особенностей:
- в основе конституционного правосознания заложена Конституция РФ, которая является законом не только государства и общества в целом, но и регулятором всех конституционно-правовых отношений в государстве;
- конституционное правосознание несет в себе представления, взгляды относительно тех конституционных отношений, которые являются базовыми, основополагающими и образующими фундамент всякого здания сложной системы социальных связей. Эти отношения являются системообразующими, оформляющими целостность общества;
- конституционное правосознание является неотъемлемым элементом конституционно-правового регулирования, поскольку соизмеряет действия индивида с установленными государством конституционно-правовыми предписаниями, регулирует поведение человека через конституционные принципы;
- конституционное правосознание формируется также не только на основе Конституции РФ, но и на международных нормах в области прав человека, так как международно-правовые документы в области прав человека оказывают влияние на развитие национального законодательства.
Реализация международно-правовых обязательств России подразумевает приведение всей системы российского законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами. При этом приоритетное внимание должно быть уделено соответствию конституционных гарантий прав человека международно-правовым аналогам.
На наш взгляд, конституционное правосознание следует рассматривать шире, чем отношение личности и общества к конституционным нормам, институтам и Конституции в целом. Специфика конституционного правосознания заключается в отношении населения к тем конституционным традициям, идеям и историческим проявлениям их в практике конституционного строительства, которые формируются в течение длительного периода времени. И если общество при оценке своей государственной истории бросается из одной крайности в другую, то мы можем констатировать факт нестабильности, а иногда и отсутствия какого-либо конституционного правосознания. А потеря ориентиров правосознания не менее опасна, чем дезорганизация правореализующей деятельности. Поэтому конституционализм, рассматриваемый как совокупность государственных традиций, порождаемый опытом различных исторических стадий, является основой формирования российского конституционного правосознания, укорененного в сознании и психологии российского народа, в его исторических, юридических, культурных и этических традициях.
Конституционное и муниципальное право, 2005, N 4
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ИДЕЙ В РОССИИ
Вернутся в раздел Комментарии к законам