ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Э.Т. КАРИБАЕВА
Карибаева Э.Т., старший преподаватель кафедры международного и конституционного права Юридического института Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан).
В науке конституционного права не проводится четкого различия между сущностью и содержанием конституционных обязанностей, что ограничивает познание данного явления, так как "понятие однопорядково с сущностью, а следовательно, с законом, необходимостью, общим, присущим данному предмету" <*>. В определении любого явления обязательно должна быть сущность, иначе определение не будет отражать главного в явлении.
--------------------------------
<*> Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия, М., 1967. С. 307.
Юридическая обязанность - это признанная со стороны государства необходимость, долженствование в поведении личности, при этом "необходимость" - категория философии, а "долг" - этики.
Сущность юридических обязанностей рассматривается как необходимость поведения, а содержание - как конкретные должные действия, предписанные законом, выражаемые в мере необходимого поведения. Сущность у всех юридических обязанностей одна, а содержание различно (к примеру, у обязанности соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан содержание одно, у обязанности сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам - другое, у обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры - третье и т.д.). Содержание изменчивее и подвижнее, чем сущность. Сущность является ядром содержания. Между необходимостью, долженствованием в поведении и должным поведением имеется различие. Закрепленные в юридических нормах обязанности (наряду с правами) в равной мере выражают должное, т.е. соответствующее требованиям норм правомерное поведение, которое "отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством" <*>. Должное подчеркивает лишь "внешнюю сторону" - обязанность должна быть исполнена. Тогда как долженствование, необходимость, в отличие от должного выражает "внутреннюю сторону" юридической обязанности. Оно позволяет взглянуть на юридическую обязанность как бы изнутри ее, при этом не со стороны государства, а со стороны субъекта. Поведение последнего определяется такой возможностью, которая признана законодателем необходимой. Необходимость поведения - "внутренняя сторона явления" - всякий раз заполняется конкретным содержанием, которое устанавливает границы этого поведения, выступая тем самым другой ее стороной - "внешней". Именно по содержанию, а не по сущности можно отличить одну обязанность от другой. Необходимость отражает сущность обязанности, должное - ее содержание. И в этой связи можно отметить, что сущность юридической обязанности заключается в необходимости определенного поведения, содержание в конкретных проявлениях этой необходимости (мера, границы, время и т.д.).
--------------------------------
<*> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, 2002. С. 580.
Следует различать закрепляемую в Основном законе необходимость поведения как требование и наряду с последним и само реальное, фактическое поведение, которое выступает формой реализации данной необходимости - юридической обязанности. Юридические обязанности - это, с одной стороны, необходимое, должное, требуемое, целесообразное и желаемое (как выражение воли законодателя) и реально совершаемое, выполняемое, реализуемое - с другой стороны, они представляют собой единый процесс, при котором юридическое и фактическое сливаются и проявляются вместе. Реализация конституционных обязанностей осуществляется в рамках конституционных правоотношений и средствами обеспечения их выполнения являются как юридические, так и политико-идеологические средства.
Предписываемый нормами Конституции Республики Казахстан вариант должного и желаемого поведения гражданина абстрактен (например, обязанность уважать государственные символы Республики (п. 2 ст. 34); сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры), чтобы служить основанием для применения юридических санкций. Их исполнение опирается на моральные представления, сложившиеся у гражданина, и поддерживается силой общественного мнения. Включение этих обобщенных требований должного и желаемого поведения граждан в текст Конституции служит свидетельством того, что именно эти обязанности представляют для государства особую значимость, что на их основе возможна конкретизация основных обязанностей граждан в нормах текущего законодательства, а также, что закрепленные в Конституции основные обязанности выступают как рамки, ограничивающие возможность внесения в текущее законодательство таких конкретных правовых обязанностей, которые выходят за пределы или противоречат конституционным обязанностям граждан.
Государство закрепляет в Основном законе требования, которые соответствуют объективным потребностям. В обществе основные обязанности как предусмотренные законом требования необходимого поведения совпадают с теми социальными возможностями, которые они опосредуют. Необходимость определенных действий, обеспеченная возможностью государственного принуждения, - это то, что характеризует и определяет конституционные обязанности. Категория государственно-правовой необходимости полнее всего раскрывает существо любой юридической обязанности. Подобная необходимость является специфической формой проявления общественной необходимости, объективных закономерностей развития общества и государства. В обществе государство для обеспечения необходимого поведения ввиду повышенной их социальной значимости помимо установления различного рода юридических обязанностей и запретов использует также такое средство, как убеждение. Если же оно оказывается недостаточным, то к лицам, уклоняющимся от признанной линии поведения, применяется государственное принуждение. "Возможность в случае необходимости применения меры государственного принуждения служит одной из важных правовых гарантий нормального функционирования системы конституционных обязанностей человека и гражданина" <*>. Неисполнение ряда конституционных обязанностей влечет за собой юридическую ответственность, которая наступает при наличии определенных условий и обстоятельств, предусмотренных текущим законодательством. Так, п. 2 ст. 36 Конституции РК предусматривает, что граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом, а в п. 1 ст. 39 устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
--------------------------------
<*> Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. А.Т. Ащеулов. Алматы, 2001. С. 325.
Моральные и правовые компоненты в содержании конституционных обязанностей имеют взаимосвязанный характер. В конституционных обязанностях одни представляют моральные требования, получившие правовое выражение, а в некоторых из них отчетливо различаются оба основных компонента - моральное и правовое долженствование. Так, в Конституции РК закреплено, что забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей (п. 2 ст. 27) и совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях (п. 3 ст. 27). А такие основные обязанности, как уважение прав, свобод, чести и достоинства других лиц (п. 1 ст. 34), носят не только сугубо моральный, но и морально-правовой характер, их исполнение может быть в полной мере отнесено к области нравственных поступков. При этом несоблюдение основной обязанности, которая проявляется в форме прямого или косвенного ограничения прав и свобод человека (гражданина) по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, является уголовным правонарушением и влечет предусмотренную уголовным законодательством ответственность.
Конституционные обязанности граждан формулируются не как правовые нормы, которые исчерпывающим образом описывают требуемый вариант поведения, а как нормы, фиксирующие общественно полезные цели и ценности и предоставляющие гражданину возможность по его выбору определять средства и формы их достижения. Они объединяют юридические веления с качествами морально-идеологического требования - нравственным долженствованием и юридической обязанностью, то есть такие правовые требования, которые поддерживаются не столько юридическими санкциями, так как нормы о конституционных обязанностях во многих случаях их не содержат, сколько обращением к гражданскому долгу, чести, нравственным обязанностям.
Основной закон страны использует категорию "долг гражданина" при закреплении норм о конституционных обязанностях. Так, уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (ст. 35), защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина (п. 1 ст. 36).
В самом тексте конституционных статей существуют указания на конкретные обстоятельства, ограничивающие круг лиц, являющихся субъектами тех или иных основных обязанностей. К примеру, если обязанность защиты Республики Казахстан есть обязанность каждого ее гражданина (п. 1 ст. 36 Конституции), то воинская служба в порядке и видах, установленных законом (п. 2 ст. 36), есть почетная обязанность только для военнообязанных граждан. Равным образом забота о детях и их воспитание (п. 2 ст. 27) прямо относятся лишь к тем гражданам, которые имеют детей, и лишь косвенно касается остальных.
Конституционные обязанности закрепляют круг обязанностей личности как субъекта конституционно-правовых отношений, носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем уровне - в Основном законе страны, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование государства, жизнедеятельности общества. Все граждане и каждый из них, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по иным обстоятельствам должны выполнять конституционные обязанности. Принцип всеобщности некоторых конституционных обязанностей относится также и к иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Республики. Так, п. 1 ст. 34 Конституции предусматривает обязанность соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. Смысл установления принципа всеобщности и равенства основных обязанностей граждан состоит в том, чтобы не допустить освобождения какого-либо гражданина от выполнения предусмотренных Конституцией обязанностей, если имеются фактические и юридические основания, определяющие данного гражданина субъектом тех или иных конституционных обязанностей. Выполнение гражданами их конституционных обязанностей выражается в соотнесении своего поведения с требованиями конституционных норм. Оно проявляется в форме совершения позитивных действий, направленных на достижение общественно полезного результата.
Анализ ныне действующей Конституции Республики Казахстан показывает, что по сравнению с прежней она не выделяет нормы об обязанностях человека и гражданина в отдельную главу, они содержатся в разделе II, именуемом "Человек и гражданин", где целый ряд норм устанавливает важнейшие обязанности личности перед обществом и государством, число которых увеличилось и обогатилось новым содержанием.
Конституционные обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству, другие не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.
Конституционной обязанностью каждого в соответствии с действующими нормами являются такие, как: соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц и государственные символы Республики (ст. 34); уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей (ст. 35). Кроме того, к обязанности родителей отнесена забота о детях и их воспитание (п. 2 ст. 27), к обязанности совершеннолетних трудоспособных детей - забота о нетрудоспособных родителях (п. 3 ст. 27).
Конституция 1995 г. к обязанностям граждан отнесла защиту Республики Казахстан (п. 1 ст. 36), несение воинской службы в порядке и видах, установленных законом (п. 2 ст. 36). Также такие обязанности, как: сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры (ст. 37), сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38). В этой связи представляется, что ограничение круга субъектов в перечисленных статьях вряд ли оправданно, это подтверждают современные реалии жизни. Они должны быть обязательны не только для граждан, но и для каждого. А также получение среднего образования (п. 1 ст. 30). Конституция установила, что гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности (п. 3 ст. 12) и, далее, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами (п. 4 ст. 12).
Конституция Республики Казахстан в п. 3 ст. 77 закрепила 10 принципов судопроизводства, среди них: законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон (п. 5), обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (п. 6), никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди (п. 7).
Помимо обязанностей человека и гражданина ныне действующая Конституция закрепила и обязанности государства, его органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, объединений.
К ныне действующей Конституции имеется научно-практический комментарий, который дает ей научно-правовое разъяснение. Начиная с преамбулы, все статьи и положения прокомментированы, что свидетельствует о том, что она действует непосредственно, служит правовым основанием развития законодательства Республики Казахстан <*>.
--------------------------------
<*> Конституция Республики Казахстан. Комментарии / Под ред. Г. Сапаргалиева. Алматы, 1998. С. 432.
Рассматриваемая проблема важна в научном, политическом, идеологическом, практическом отношениях. Юридический аспект ее исследования характеризуется своими особенностями и требует использования как общих, так и некоторых специфических методов научного подхода и анализа, среди которых прежде всего метод системно-структурного анализа. Среди многообразного и обширного спектра возможных направлений ее исследования, как нам представляется, могут быть следующие: выработка общего понятия; сущность и содержание; классификация; единство прав и обязанностей, механизм реализации, перспективы дальнейшего ее развития.
Конституционное и муниципальное право, 2005, N 4
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Вернутся в раздел Комментарии к законам