Д. ИВЛИЕВ
Дмитрий Ивлиев, помощник заместителя председателя Госдумы РФ.
В Госдуму РФ 15 июня внесен проект ФЗ о внесении изменений в Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В настоящее время он готовится к первому чтению. Ряд изменений, предлагаемых в Закон, направлен на ликвидацию избыточных функций федеральных органов исполнительной власти, повышение эффективности государственного антимонопольного контроля и антимонопольного регулирования в целом.
Конкурсное участие
В качестве новелл законопроекта можно выделить появление антимонопольных требований к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления. Так, при проведении конкурса не допускается: создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников; участие организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц; осуществление организатором координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников; необоснованное ограничение доступа к участию. Нарушение данных правил является основанием для признания судом конкурса недействительным.
Недобросовестная конкуренция
К формам недобросовестной конкуренции добавилась недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
В соответствии с изменениями, решение антимонопольного органа, касающееся нарушения положений Закона в части индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг направляется в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков для решения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.
Расширение полномочий
В связи с изменениями довольно существенно расширились полномочия антимонопольного органа. Теперь антимонопольный орган также вправе:
- при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать предписания;
- проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах;
- формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов;
- давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер;
- осуществлять сотрудничество с международными организациями и государственными органами иностранных государств, принимать участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, работе межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, осуществлении международных программ и проектов по вопросам компетенции антимонопольного органа;
- осуществлять обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, международными организациями и государственными органами иностранных государств в пределах своей компетенции;
- направлять рекомендации о развитии конкуренции соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям.
Стоимость активов
Также поправками предусматривается увеличение установленной ст. 17 и ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" величины пороговых значений стоимости активов:
- хозяйствующих субъектов, чьи сделки и иные действия совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа, с 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда (20 млн. рублей) до 30 млн. минимальных размеров оплаты труда (3 млрд. рублей);
- хозяйствующих субъектов, о сделках и иных действиях которых антимонопольный орган должен быть уведомлен, со 100 и 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда (10 и 20 млн. рублей) до 2 млн. минимальных размеров оплаты труда (200 млн. рублей).
В результате принятия данных поправок существенно повысилось пороговое значение стоимости активов хозяйствующих субъектов, для сделок и действий которых необходимо получение предварительного согласия антимонопольного органа. Таким образом, в отношении подавляющей части хозяйствующих субъектов прекратилось осуществление предварительного антимонопольного контроля.
Контроль соглашений
Также в связи с изменениями усиливается государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.
В соответствии с Законом хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.
При представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, либо уполномоченным из их числа в антимонопольный орган также предоставляется информация в соответствии с перечнем информации, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
Антимонопольный орган в течение 30 дней со дня поступления всей необходимой для рассмотрения заявления информации принимает решение о соответствии либо несоответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.
Основанием для отказа в принятии решения о соответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства является недостоверность предоставленной хозяйствующими субъектами информации, имеющей значение для принятия решения.
Непредставление указанной информации является основанием для отказа в принятии решения по заявлению.
В случае необходимости срок рассмотрения заявления может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней. Антимонопольный орган сообщает заявителю в письменной форме о продлении срока рассмотрения заявления с указанием причин продления.
Решение антимонопольного органа о соответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто или согласованные действия не осуществлены в течение двух лет со дня принятия указанного решения.
Антимонопольный орган вправе отменить решение о соответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства в случае, если после принятия решения было установлено, что при рассмотрении заявления сторонами была предоставлена недостоверная информация, имеющая значение для принятия решения.
Ответственность
В случае нарушения антимонопольного законодательства федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с действующим законодательством.
За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
Привлечение к ответственности лиц не освобождает их от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) или совершить предусмотренные законодательством действия.
Предписания и решения
Новации коснулись принятия решений и выдачи предписаний антимонопольным органом.
Так, основанием для возбуждения и рассмотрения дел, принятия решений и выдачи предписаний антимонопольным органом наряду с представлениями органов, заявлениями организаций теперь являются и заявления физических лиц, а также инициатива антимонопольного органа.
Решения и предписания, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, при наличии возможности должны быть ориентированы на конкурсные принципы и могут содержать требования об обеспечении доступа заинтересованных лиц к информации, позволяющей обеспечить сопоставление ими условий обращения товара и (или) доступа на рынок, и (или) о публикации указанной информации в средствах массовой информации, а также экономические, технические и иные требования.
Обжалование решений
Конкретизации подверглись и нормы, определяющие порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.
Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, о принудительном разделении коммерческой или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций, об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок, о заключении договоров с хозяйствующими субъектами на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в законную силу.
В остальных случаях подача заявления не приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа. Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания.
ЭЖ-Юрист, 2005, N 27
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
МЕНЬШЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ!
Вернутся в раздел Комментарии к законам