Комментарии к законам

Статья 34 ГПК среди лиц, участвующих в деле, называет третьих лиц. Третьи лица участвуют в гражданском процессе наравне со сторонами. В соответствии с ГПК третьи лица подразделяются на два вида, а именно: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. Каждый вид третьих лиц имеет как собственные особенности, так и общие черты.. Рассмотрим общие черты третьих лиц.



Во-первых, третьи лица отнесены к лицам, участвующим в деле, в силу их юридической заинтересованности в исходе дела, хотя степень заинтересованности различна у каждого вида третьих лиц. Так, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, имеют собственные притязания на предмет спора. Третьи лица, не заявляющие требований относительно предмета спора, не являются участниками спорного материального правоотношения, их заинтересованность в исходе дела обусловлена тем, что в дальнейшем возможно, например, предъявление регрессного иска. Отсюда и решение суда имеет для третьих лиц значение, но в разной степени. Суд разрешает требование третьего лица, заявившего самостоятельные требования относительно предмета спора. Решение суда имеет преюдициальное значение для третьего лица, не заявившего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Во-вторых, третьи лица всегда вступают в начатый гражданский процесс. В силу принципа диспозитивности третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступать в начатый гражданский процесс только по собственной инициативе. Невозможно привлечение этих лиц в процесс помимо их воли. И наоборот, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в процесс и могут привлекаться в начатый процесс.
Таким образом, третьи лица - это такие лица, участвующие в деле, которые вступают в начатый гражданский процесс, имеют определенную юридическую заинтересованность в исходе дела в силу влияния судебного решения на их права и обязанности.
Значение участия третьих лиц в гражданском процессе обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, это путь к правильному и обоснованному разрешению дела, так как позволяет установить все обстоятельства по делу, собрать воедино и исследовать все имеющиеся доказательства.
Во-вторых, это средство процессуальной экономии, поскольку при рассмотрении, например, регрессных исков нет необходимости вновь устанавливать факты, отраженные в решении по первоначальному иску.
§ 2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования
относительно предмета спора
1. Понятие и характерные черты третьих лиц,
заявляющих самостоятельные требования
относительно предмета спора
В соответствии со ст. 42 ГПК третьи лица, заявляющие требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до постановления судом решения. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
Например, бывшие супруги спорят о разделе дома. Истец (бывший супруг) предъявляет иск о разделе дома к ответчику (бывшей супруге), претендуя на половину дома. В дело вступает мать ответчика, утверждая, что дом построен на ее средства, и заявляет свои требования на весь дом. В данном случае мать является третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора. Как было указано в первом параграфе, третье лицо имеет юридическую заинтересованность в исходе дела и вступает в начатый в суде процесс.
Однако для третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, характерны и специфические черты, отличающие его от другого вида третьих лиц (третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора). Рассмотрим характерные черты третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Во-первых, третьи лица заявляют самостоятельное требование относительно предмета, о котором спорят стороны. Так, в приведенном примере это спор о праве собственности на дом. На предмет спора претендуют как стороны, так и третье лицо.
Во-вторых, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вступают в процесс добровольно путем подачи искового заявления. Как уже отмечалось, привлечение данного вида третьих лиц в процесс помимо их воли невозможно.
В-третьих, они вступают всегда в начатый процесс до вынесения судом решения по делу. Практически третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, может вступить в процесс начиная со стадии подготовки дела и до удаления суда в совещательную комнату для вынесения решения по делу. Бесспорно, что наиболее рациональным является вступление в процесс на стадии подготовки дела, что позволяет надлежащим образом подготовить дело к судебному разбирательству и рассмотреть его без отложения. Это крайне важный момент в понимании отличия третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, от истца.
Например, в нашем примере, если бы мать подала заявление о праве собственности на дом до возникновения дела в суде между ее дочерью и бывшим зятем, то она и была бы истцом по делу. Но поскольку дело уже существует в суде, то заявление собственных притязаний на предмет спора возможно лишь путем вступления в процесс в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В-четвертых, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут претендовать на весь предмет спора или на его часть.
В приведенном примере третье лицо могло претендовать на долю дома, что обусловливается конкретными обстоятельствами дела. К примеру, дом до замужества ответчицы был унаследован в долях матерью и ее дочерью. Следовательно, у каждой появляется право собственности на свою долю. В этом случае третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора (в нашем примере - мать ответчика), претендует на определенную долю спорного имущества.
В-пятых, как правило, интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, противостоят обеим сторонам, но могут противостоять одной из сторон (истцу), не совпадая при этом с интересами противоположной стороны. В рассматриваемом примере дан классический случай, когда интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, противостоят интересам обеих сторон (при заявлении требований о праве собственности на дом). В то же время иногда интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, могут противостоять интересам только одной стороны. Например, истец предъявил иск к ответчику о выселении последнего. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, может вступить в жилищный спор с требованием о выселении истца, не заявляя претензий к ответчику. В то же время здесь нет соучастия на стороне ответчика, так как интересы ответчика и третьего лица не совпадают, хотя и противостоят интересам истца.
Таким образом, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - это такое участвующее в деле лицо, которое защищает в процессе свои притязания на предмет спора путем подачи иска и вступления в начатое дело.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, следует отличать от соистцов по ряду существенных оснований. Соистцы могут вместе подать иск, могут вступить в начатый процесс. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, всегда вступает в начатый истцом процесс. У соистцов совпадают интересы, и их интересы противостоят интересам ответчика. Удовлетворение требований одного из соистцов не влияет на разрешение требований других соистцов. Интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, противостоят, как правило, обеим сторонам. Удовлетворение требования истца означает отказ в удовлетворении требований третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
2. Права и обязанности третьего лица,
заявляющего самостоятельные требования на предмет спора
Права и обязанности третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, соответствуют правам сторон. В связи с этим на них распространяются все общие права, предусмотренные ст. 35 ГПК, а также специальные права, указанные в ст. 38 ГПК. Так, к третьему лицу, заявляющему самостоятельные требования относительно предмета спора, может быть предъявлен встречный иск, это лицо может заключить мировое соглашение, изменить основание иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований и проч.
3. Порядок вступления третьего лица,
заявляющего самостоятельные требования
относительно предмета спора, в процесс
Для допуска в процесс третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, должно подать в суд иск, соответствующий всем предусмотренным в законе требованиям. Суд принимает исковое заявление, если оно соответствует всем требованиям, указанным в ГПК, и оплачено государственной пошлиной. При положительном решении вопроса судья выносит определение. Вместе в тем суд не обязан допускать третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в процессе. В соответствии со ст. 42 ГПК определение судьи об отказе в допуске в процесс третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, может быть обжаловано в частном порядке.
Одновременное рассмотрение спора между истцом и ответчиком с участием третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, способствует вынесению законного и обоснованного судебного решения. В случае недопуска в процесс третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, не исключено вынесение противоречивых судебных решений. В любом случае наличие двух процессов приводит к необходимости дважды устанавливать одни и те же факты, что противоречит принципу процессуальной экономии.
При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала.
§ 3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных
требований относительно предмета спора
1. Понятие и характерные черты третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора
В соответствии со ст. 43 ГПК третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть привлечены к участию в деле по инициативе как лиц, участвующих в деле, так и суда. Раньше третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, назывались "пособниками стороны", что очень четко определяет характер их участия в деле.
В качестве примера участия третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, можно привести следующее дело. Потерпевший в результате дорожно-транспортного происшествия предъявляет иск о возмещении вреда, причиненного его здоровью, к владельцу источника повышенной опасности, например к трамвайно-троллейбусному управлению (ТТУ). Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика в процессе будет участвовать водитель троллейбуса, совершивший наезд на потерпевшего.
Рассмотрим черты третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Во-первых, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, не являются субъектами спорного материального правоотношения. Между третьим лицом и стороной иной характер отношений. В нашем примере между истцом (потерпевшим) и ответчиком (ТТУ) - отношения по возмещению вреда, причиненного здоровью гражданина. Между ответчиком, на чьей стороне выступает третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, и самим третьим лицом - трудовые правоотношения.
Во-вторых, между третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, и противоположной стороной (т.е. иной стороной, не на которой участвует в процессе третье лицо) нет материально-правовых отношений. В нашем примере водитель не несет имущественную ответственность непосредственно перед истцом. ТТУ вправе предъявить к водителю регрессный иск в новом процессе.
В-третьих, основание участия в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - юридическая заинтересованность в исходе дела. Юридическая заинтересованность предполагает влияние решения суда на права и обязанности третьего лица. Как правило, это возможность предъявления регрессного иска, но может быть и иной характер юридической заинтересованности. Например, по делам о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются те, кому ответчик уже выплачивает алименты. В этом случае юридическая заинтересованность третьего лица заключается в сохранении того размера алиментов, который он уже получает (на этот размер способно повлиять решение суда об удовлетворении заявленного иска). Вынесенное решение по спору между истцом и ответчиком при условии привлечения в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, имеет преюдициальное значение. Это означает, что при разрешении регрессного иска в суде не подлежат доказыванию повторно те факты, которые были установлены в решении по первоначальному иску.
При этом особо следует подчеркнуть, что регрессный иск заявляется и разрешается в новом процессе, т.е. отдельно от рассмотрения первоначального спора.
В-четвертых, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, выступают на стороне истца или ответчика. Чаще всего третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют на стороне ответчика. Однако не исключены случаи участия третьих лиц и на стороне истца. Например, при уступке требований новый кредитор предъявляет иск к должнику. На стороне истца может быть привлечен старый кредитор.
В-пятых, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, вступают в процесс путем подачи заявления либо привлекаются к участию в деле по определению судьи (суда). Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут привлекаться к процессу по ходатайству лиц, участвующих в деле, и по инициативе суда.
Таким образом, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - это такие участвующие в деле лица, которые привлекаются или вступают в процесс на стороне истца или ответчика и имеют юридическую заинтересованность в исходе дела, но при отсутствии материально-правовых отношений с противоположной стороной.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отличаются от соучастников (соистцов и соучастников) по ряду оснований. Третьи лица не связаны материально-правовыми отношениями с противоположной стороной в отличие от соучастников. Третьи лица находятся в материально-правовой связи только с тем лицом, на стороне которого они участвуют.
2. Права и обязанности третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются правами и несут обязанности сторон, за исключением права на изменение основания и предмета иска, увеличения или уменьшения размера исковых требований, а также права на отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, требование принудительного исполнения судебного решения. Иными словами, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются правами, предусмотренными в ст. 35 ГПК. Поскольку третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, не являются субъектами спорного материального правоотношения, то к ним не может быть предъявлен встречный иск. Они также не могут предъявлять встречный иск.
3. Порядок вступления третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, в процесс
Как уже было сказано, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, вступают в процесс путем подачи заявления либо привлекаются судом к участию в деле. Вопрос о допуске третьего лица в процесс решается определением судьи (суда). Их вступление в процесс возможно до удаления суда в совещательную комнату для постановления решения по делу.
Определение судьи (суда) о допуске (привлечении) или об отказе в допуске в процесс третьего лица не может быть обжаловано или опротестовано, так как не преграждает возможность дальнейшего движения дела.
При вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрение дела в суде производится с самого начала.
Глава VI. ПРОКУРОР В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ <*>
--------------------------------
<*> Аликов В.Р. Развитие законодательства об участии прокурора в гражданском процессе России XVIII - XX веков. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001; Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М., 1991; Власов А.А. Участие прокурора в судебном разбирательстве. Ульяновск, 2002; Основные направления деятельности советской прокуратуры. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А.Ф. Козлова. Свердловск, 1988.
§ 1. Основания и цели участия прокурора
в гражданском процессе
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В Конституции РФ не содержатся полномочия прокуратуры, а указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
Прокуратура утратила надзорные функции в гражданском процессе, поскольку иной подход противоречит принципу построения государственной власти на основе разделения властей и месту судебной власти в современной правовой системе. Правовой статус прокурора в гражданском процессе определяется, прежде всего, в соответствии с Конституцией РФ, ГПК и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.
Новый ГПК сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, обусловливая его защитой только определенных социально значимых интересов - граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Исключено обращение в суд прокурора с целью защиты прав коммерческих организаций, что вполне логично и соответствует функциям прокуратуры в гражданском процессе. Вместе с тем нельзя, на наш взгляд, исключать обращение прокурора с исками в защиту прав государственных и муниципальных предприятий и учреждений, поскольку их имущество находится соответственно в государственной и муниципальной собственности.
§ 2. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
Согласно ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Формы участия прокурора определены в ст. 45 ГПК, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются также процессуальным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК.
Главный акцент в процессуальной деятельности прокурора в настоящее время смещен на защиту государственных и публичных интересов. Прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц - участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1 ГК).
Согласно ст. 34 ГПК прокурор отнесен к числу лиц, участвующих в деле. Соответственно, он наделен целым рядом процессуальных прав и обязанностей, характеризующих его правовое положение. Так, прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления. Прокурор также вправе возбудить апелляционное и кассационное производство (путем принесения апелляционного или кассационного представления), надзорное производство (путем подачи представления), подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
При этом каждая форма участия прокурора в гражданском процессе (возбуждение дела или дача заключения) и на каждой стадии гражданского процесса (от производства в суде первой инстанции до стадии пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам) характеризуется определенными особенностями, которые будут раскрыты в учебнике в дальнейшем. На любой стадии процесса и в любой форме прокурор защищает в суде не собственные, а государственные и публичные интересы, а также интересы других или неопределенного круга лиц. Участие прокурора в суде является продолжением его деятельности по обеспечению законности, в связи с чем такое участие помогает прокурору осуществлять его полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом "О прокуратуре в Российской Федерации". Такой "служебный интерес" характеризует существо процессуального положения и деятельности прокурора в гражданском процессе.
§ 3. Формы участия прокурора в гражданском процессе
1. Формы участия прокурора в гражданском процессе
В любой стадии гражданского процесса можно выделить две формы участия прокурора:
1) путем обращения с заявлением, т.е. возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса;
2) путем вступления в уже начатое дело.
Первая форма участия прокурора характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени, но в интересах других лиц. Вступление в уже начатый процесс является второй формой участия прокурора в гражданском процессе. Данная форма направлена также на защиту государственных и общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан. Главным здесь является также использование потенциала прокуратуры как специализированного юридического органа, обладающего квалифицированными специалистами, для защиты, прежде всего, публичного интереса по делам, имеющим принципиальное значение.
2. Возбуждение дела прокурором
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Таким образом, в отличие от ст. 41 ГПК 1964 г. в новом Кодексе определен круг лиц, права и законные интересы которых защищает прокурор путем возбуждения дела. К их числу относятся:
1) граждане, которые не могут самостоятельно защитить свои интересы по ряду причин (здоровье, возраст, недееспособность и т.д.).
В ряде случаев в отдельных законах прямо указываются дела, которые вправе возбуждать прокуроры в интересах граждан. Так, в СК оговорено право прокурора на возбуждение следующих категорий семейных дел: о признании брака недействительным (ст. 28); о лишении родительских прав (ст. 70); об ограничении родительских прав (ст. 73); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102); об отмене усыновления ребенка (ст. 142). Это не означает, что прокурор не вправе возбуждать другие семейные дела, когда они подпадают под критерии ч. 1 ст. 45 ГПК, но такая оговорка, очевидно, означает важность именно этих дел для вмешательства прокурора;
2) неопределенный круг лиц. Защита данной категории лиц наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры, в частности путем признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера. Нередко прокуроры оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов РФ.
Значимость данной процессуальной деятельности прокурора нашла подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ <*>.
--------------------------------
<*> РГ. 2000. 27 апр.
Прокурор вправе обращаться с заявлениями в суд и в других случаях необходимости защиты неопределенного круга лиц, например, для прекращения промышленного производства, причиняющего вред здоровью неопределенного числа лиц или загрязняющего природу, окружающую среду в целом;
3) публичные образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования). Речь может идти о признании недействительными сделок, которыми нарушены права указанных субъектов, в частности в процессе приватизации.
3. Процессуальное положение прокурора,
возбудившего дело в суде
Правовое положение прокурора, возбудившего дело в суде, долго было предметом дискуссии. Так, ряд специалистов полагал, что прокурор занимает в гражданском процессе положение стороны <*>. Другие ученые, например М.С. Шакарян, называют прокурора процессуальным истцом <**>, разграничивая понятие стороны в процессуальном и материально-правовом смысле. Очевидно, что вторая точка зрения более соответствует правовому положению прокурора, возбудившего дело в гражданского процессе.
--------------------------------
<*> См., например: Козлов А.Ф. Прокурор - лицо, участвующее в деле // Вопросы гражданского процесса в свете решений XXVII съезда КПСС. Свердловск, 1987. С. 33 - 43.
<**> См., например: Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М., 1970. С. 295.
Прокурор наделен всеми правами лица, участвующего в деле. Однако при этом, поскольку прокурор не является стороной в спорном материальном правоотношении, он не может распоряжаться предметом спора. В частности, прокурор не вправе заключать мировое соглашение, к нему не может быть предъявлен встречный иск, он не несет обязанностей по уплате судебных расходов, на прокурора не распространяется материально-правовое действие законной силы судебного решения, поскольку прокурор не является выгодоприобретателем по поданному им заявлению в суд. Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора, извещается судом о времени и месте рассмотрения указанного дела и участвует в нем в качестве истца.
Например, по одному из конкретных дел Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что суд, рассматривая дело, возбужденное прокурором в интересах другого лица, может удовлетворить иск только тогда, когда именно это лицо является надлежащим истцом, т.е. именно ему принадлежат те права, которые, по мнению прокурора, нарушены <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 1994. N 10. С. 3 - 5.
Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что он возбудил гражданское дело необоснованно, то он вправе отказаться от заявления. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 ГПК). Кроме того, из смысла ч. 2 ст. 209 ГПК вытекает, что если дело было начато прокурором, то вступившее в законную силу решение обязательно для лица, в интересах которого было начато дело, а не для прокурора.
Таким образом, прокурор является особым истцом, не являющимся участником спорного материального правоотношения. Истцом в материально-правовом смысле является гражданин или публичное образование, чьи интересы защищаются прокурором. У прокурора интерес к возбуждению дела особый, определяемый его должностным положением и полномочиями по обеспечению законности.
Порядок ведения дела прокурором в случае возбуждения дела заключается в следующем. Прокурор должен возбудить дело, только убедившись в его обоснованности. Основанием для обращения в суд являются материалы прокурорских проверок по общему надзору, письма и заявления граждан, организаций, материалы уголовных дел, следственные материалы (например, постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям) и др.
Прокурор должен определить подведомственность и подсудность дела в соответствии с установленными правилами ГПК. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями ст. ст. 131 и 132 ГПК. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права.
Поскольку процесс строится на основе принципа состязательности, то на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности его требований. Прокурор должен сам собрать либо истребовать необходимые доказательства по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе. Обратившись в суд с заявлением, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу, по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам, и т.д.
4. Участие прокурора в гражданском процессе
с целью дачи заключения
Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
В ГПК теперь непосредственно перечислены категории дел, по которым прокурор дает заключение путем вступления в уже начатый процесс. Во-первых, по ряду категорий дел, который прямо указан в ч. 3 ст. 45 ГПК, во-вторых, когда это прямо предусмотрено в ГПК и других федеральных законах. Например, согласно ГПК: по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. ст. 252, 260), по делам особого производства (ст. ст. 273, 278, 284, 288, 304 ГПК); по другим федеральным законам - о лишении родительских прав (ст. 70 СК), о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК), об ограничении родительских прав (ст. 73 СК), от отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК).
Если прокурор привлекается к участию в деле по инициативе суда, то по этому поводу выносится определение суда, направляемое прокурору.
Прокурор, участвующий в деле с целью дачи заключения, также вправе знакомиться с материалами дела. Он определяет нормы материального права, которыми регулируются спорные правоотношения, определяет круг фактов предмета доказывания, которые должны быть выяснены, знакомится с письменными и вещественными доказательствами, имеющимися по делу, и т.д. Во время судебного заседания процессуальная деятельность прокурора заключается в том, что прокурор участвует в решении различных вопросов - о законности состава суда, возможности рассмотрения дела при явившихся лицах и т.д. Прокурор участвует в заслушивании сторон, других участников процесса, участвует в исследовании всех доказательств, задает по мере необходимости вопросы. В конце судебного разбирательства прокурор дает заключение по делу (ст. 189 ГПК). В отличие от первой формы участия (возбуждение дела) прокурор не дает объяснений суду, не поддерживает исковые требования, не выступает в прениях сторон. Вступление в уже начатый процесс возможно в любой стадии гражданского процесса, но практически, конечно, оно должно иметь место не в самом конце судебного заседания, так как иначе в этом теряется весь смысл.
Глава VII. УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ
И ГРАЖДАН, ЗАЩИЩАЮЩИХ ПРАВА ДРУГИХ ЛИЦ <*>
--------------------------------
<*> Алиева И.Д. Гражданско-процессуальная защита прав и охраняемых законом интересов других лиц по законодательству Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000; Добровольский А.А. Участие органов государственного управления в гражданском процессе. М., 1958; Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г. А. Жилина. М., 2003 (коммент. к ст. ст. 46 и 47 ГПК (автор - С.В. Никитин)); Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.А. Викут. М., 2003 (коммент. к ст. ст. 46 и 47 ГПК (автор - О.А. Бахарева)); Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Яркова. М., 2003 (коммент. к ст. ст. 46 и 47 ГПК (автор - В.В. Ярков)); Рождественская Л.А. Гражданско-процессуальная защита интересов других лиц в суде первой инстанции. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1982; Шакарян М.С. Участие в советском гражданском процессе органов государственного управления. М., 1978.
§ 1. Основания, цели и формы участия
По общему правилу в соответствии с принципом диспозитивности возбуждение дела с целью защиты нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов производится самим заинтересованным лицом - участником спорного материального правоотношения. Однако ст. 46 ГПК устанавливает особое правило, согласно которому в случаях, предусмотренных законом, возможна защита интересов гражданина другим лицом. Круг субъектов, которые могут осуществлять защиту "чужих" интересов, определен в ст. 46 ГПК. К их числу относятся: органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане.
В основном участвуют в гражданском процессе в порядке ст. 46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления. Любой из указанных органов является, как правило, юридическим лицом и может защищать в гражданском процессе собственные (учитывая условность данного термина применительно к государственным органам) имущественные интересы, например, по искам о возмещении вреда, иным гражданско-правовым спорам. В таких делах данные органы занимают положение истцов, ответчиков, третьих лиц как субъекты спорных материальных правоотношений.
Однако в соответствии со ст. 46 ГПК допускается участие данных органов (наряду с другими субъектами) в гражданском процессе с целью защиты не собственных интересов, а интересов других лиц, а также неопределенного круга лиц <*>. При этом участие в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления чаще всего связано с их компетенцией и реализацией полномочий в определенной сфере управления. Например, на органы опеки и попечительства возложены обязанности по защите прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Поэтому указанные органы участвуют в гражданском процессе, защищая права граждан. Для данных органов участие в гражданском процессе в соответствии со ст. 46 ГПК является формой реализации их полномочий, которые они осуществляют и вне суда в сфере управления, когда они не в состоянии разрешить юридическое дело на основе имеющихся у них властных полномочий в рамках юрисдикционной деятельности. Обращение в суд для данных органов может быть также вызвано правилами подведомственности, в соответствии с которыми дело отнесено к исключительной компетенции суда, например о лишении родительских прав.
--------------------------------
<*> Защита неопределенного круга лиц подробно раскрывается в § 3 гл. 14 учебника.
Главной целью института защиты прав других лиц в гражданском процессе является оказание помощи и содействия в судебной защите лицам, которые сами не в состоянии в силу состояния здоровья, нетрудоспособности, возраста осуществить ее самостоятельно. В этом плане существование в гражданском процессе института защиты прав других лиц социально оправданно и является одной из гарантий осуществления конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).
Защита прав других лиц осуществляется в двух формах.
Во-первых, путем обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц либо неопределенного круга лиц (ст. 46 ГПК). Такое право возбуждения дела предоставлено как государственным органам, органам местного самоуправления, так и организациям и гражданам. Здесь предусмотрен максимально широкий круг лиц, имеющих право на обращение в суд в защиту прав и интересов других лиц либо неопределенного круга лиц.
Во-вторых, государственные органы и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе либо по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 47 ГПК). Как видно, право дачи заключения предоставлено только государственным органам и органам местного самоуправления.
При характеристике института защиты прав других лиц и неопределенного круга лиц в гражданском процессе обращают на себя внимание следующие обстоятельства. Возбуждение дела и дача заключения возможны в соответствии со ст. ст. 46 и 47 ГПК по общему правилу только в случаях, предусмотренных законом, например, ГПК, СК, Законом РФ "О защите прав потребителей" и др. Таким образом, норма ст. 46 ГПК носит бланкетный характер, определяя возможность возбуждения дела в защиту прав других лиц либо дачи заключения по делу наличием специального указания в законе. В частности, органы опеки и попечительства вправе возбуждать не любые дела в защиту прав подопечных, а только в тех случаях, когда право на обращение в суд им предоставлено специальным указанием закона.
Приведем несколько примеров из судебной практики.
Некоммерческой организации ни в Федеральном законе "О некоммерческих организациях", ни в других законах не предоставлено право обращаться в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга лиц, поэтому судья обоснованно отказал в принятии заявления <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 2003. N 6. С. 22.
В другом случае было признано, что профсоюз не может подать в суд заявление от своего имени о признании нормативного акта не соответствующим закону в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку он не наделен таким правом по соответствующим законам <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 2003. N 3. С. 21.
Вместе с тем согласно ст. 47 ГПК в необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. В данном случае привлечение к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК по инициативе суда возможно и без специального указания в законе, но для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК: осуществления обязанностей данных органов и защиты прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований.
В этом состоит отличие участия в гражданском процессе государственных органов и иных субъектов, указанных в ст. ст. 46 и 47 ГПК, от участия в гражданском процессе прокурора. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов определенных субъектов (указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК) без ограничения каким-либо конкретным кругом дел. Государственные органы и иные субъекты ст. 42 ГПК могут возбуждать дела в защиту прав других лиц или вступить в дело с целью дачи заключения не по своему усмотрению, а только в случаях, предусмотренных законом, а также при ряде дополнительных условий, установленных в ст. 47 ГПК.
Следует подчеркнуть, что ст. ст. 46 и 47 ГПК, указывая на предъявление иска и дачу заключения в случаях, предусмотренных в законе, имеют в виду только федеральные законы. В соответствии со ст. 71 Конституции России гражданское процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, поэтому не могут рассматриваться в качестве основания участия в гражданском процессе для субъектов ст. ст. 46 и 47 ГПК законы субъектов РФ. Согласно ст. 1 ГПК в систему гражданского процессуального законодательства также включены только федеральные законы.
Основанием участия в гражданском процессе для государственных органов и иных субъектов ст. ст. 46 и 47 ГПК является гражданская процессуальная правоспособность. Данные субъекты относятся к числу лиц, участвующих в деле, и наделяются соответственно таким же кругом процессуальных прав и обязанностей, за рядом исключений, о которых речь пойдет ниже.
§ 2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав,
свобод и законных интересов других лиц
Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц осуществляется целым рядом субъектов, указанных в ст. 46 ГПК, но в основном государственными органами, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, входящим в их компетенцию или сферу деятельности. В силу отсылочного характера правил ст. 46 ГПК каждый раз при обращении в суд с заявлением необходимо обоснование в виде специального указания в законе. При этом обращение в суд с заявлением в защиту прав других лиц возможно в исковом, особом производстве и производстве из публичных правоотношений. В основном право на обращение в суд в защиту прав других лиц предоставлено органам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и недееспособных граждан, а также для защиты социально значимых прав совершеннолетних дееспособных граждан.
Обращение в суд в защиту прав других лиц возможно только по их просьбе. Такое согласие, очевидно, должно быть выражено в письменной форме и может найти подтверждение в личном участии лица, чьи права защищаются поданным иском, в гражданском процессе. При обращении в суд в защиту недееспособных или несовершеннолетних граждан иск может быть предъявлен независимо от просьбы их законных представителей или иного заинтересованного лица. Данное правило объясняется последовательным проведением в процессуальном законодательстве принципа диспозитивности, в соответствии с которым развитие гражданского процесса, включая возбуждение дела, должно основываться только на волеизъявлении самого заинтересованного лица. Обращение в суд в интересах недееспособных и несовершеннолетних лиц по инициативе субъектов, указанных в ст. 46 ГПК, позволяет более быстро и эффективно защищать права таких граждан, не способных самостоятельно обращаться в суд в силу отсутствия у них полной гражданской процессуальной дееспособности.
Так, органы опеки и попечительства вправе в соответствии с СК возбуждать следующие дела: о признании брака недействительным, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста (ст. 28); о лишении родительских прав (ст. 70) <*>; об ограничении родительских прав (ст. 73) <**>; о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 80); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателей алиментов (ст. 102); об отмене усыновления ребенка (ст. 142).
--------------------------------
<*> Дело о лишении родительских прав может быть также возбуждено по заявлению комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.
<**> Дело об ограничении родительских прав может быть также возбуждено по заявлению органов и учреждений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и других учреждений.
Заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 281 ГПК) возбуждаются по заявлению самых различных лиц. Например, дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения (ч. 1 ст. 281 ГПК).
На основании ст. 23 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав членов профсоюза, других работников в органы, рассматривающие трудовые споры, в том числе и в суд. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту охраняемых законом интересов инвесторов. Такое же право п. 2 ст. 18 данного Закона предоставлено общественным объединениям инвесторов - физических лиц, которые вправе обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг.
В гражданском процессе возможна не только защита определенного круга других лиц. В настоящее время возможно возбуждение дел и в защиту неопределенного круга лиц, если в момент возбуждения дела невозможно установить полностью всех участников группы, права и интересы которых нарушены. Здесь обращение в суд происходит независимо от просьбы самих заинтересованных лиц, поскольку исками о защите неопределенного круга лиц защищаются публичные интересы, например при прекращении экологически вредной деятельности, либо частные интересы большой и неперсонифицированной группы лиц, например потребителей. Так, согласно ч. 2 ст. 259 ГПК Центральная избирательная комиссия РФ и другие избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме и т.д., тем самым защищая право на участие в референдуме граждан России, проживающих либо на всей ее территории, либо иного территориального образования. Федеральный компенсационный фонд вправе предъявлять иски о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов - физических лиц (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"). Специальной процедуры разрешения дел о защите неопределенного круга лиц (как разновидности групповых исков) действующее гражданское процессуальное законодательство России до сих пор не содержит <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее об этом см.: Аболонин Г.О. Групповые иски. М., 2001. Подробнее о групповых исках см. гл. 14 учебника.
Таким образом, можно говорить о том, что по общему правилу предъявление иска в защиту прав других лиц возможно только при одновременном наличии двух условий - это:
1) прямое указание в федеральном законе;
2) наличие просьбы заинтересованного лица, в отношении которого закон допускает такое возбуждение дела государственными органами, органами местного самоуправления и другими субъектами (ст. 46 ГПК). Только при возбуждении дел в защиту недееспособных лиц и неопределенного круга лиц такого согласия не требуется, однако также необходимо специальное указание в законе о возможности обращения в суд государственных органов и других субъектов (ст. 46 ГПК).
Процессуальное положение государственных органов и иных субъектов, возбудивших дело в защиту прав других лиц, определяется по общим правилам ГПК с учетом ряда особенностей. Возбуждая дела, указанные органы подают заявление с соблюдением общих правил подсудности, собирают и представляют необходимые доказательства, подтверждающие обоснованность их требований. Хотя дело и возбуждается от имени соответствующего органа, но он не является участником спорного материального правоотношения, ему не принадлежит право требования. Поэтому субъект, возбудивший дело в защиту интересов других лиц, являясь стороной по делу, имеет особый процессуальный статус. Указанные органы пользуются только теми процессуальными правами, которые им необходимы для защиты прав и интересов других лиц, они совершают только те действия, которые направлены на развитие и окончание гражданского процесса, но не вправе распоряжаться материальным объектом спора, самим спорным субъективным правом.
В ч. 2 ст. 46 ГПК сказано, что лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Полагаем, что данный круг ограничений неполон. К указанным субъектам не может быть также предъявлен встречный иск, на них не распространяются материально-правовые последствия законной силы судебного решения, поскольку они не могут быть выгодоприобретателями по судебному решению, которое не должно затрагивать лично принадлежащие им права <*>. Субъекты, возбудившие дело в защиту других лиц, вправе участвовать в процессе исполнения судебного решения, например органы опеки и попечительства при исполнении решений, вынесенных по спорам о детях.
--------------------------------
<*> Поэтому иски акционеров в соответствии с п. 5 ст. 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" нельзя рассматривать как подаваемые в порядке ст. 46 ГПК.
Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению органов, указанных в ч. 1 ст. 46 ГПК, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца, так как именно оно является субъектом спорного материального правоотношения - предмета судебного разбирательства. Отказ субъектов, возбудивших дело в защиту другого лица, от поданного заявления не связывает само заинтересованное лицо либо его законного представителя, которые вправе требовать рассмотрения дела по существу. Вместе с тем при отказе истца от иска, заявленного в защиту его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд прекращает производство по делу.
§ 3. Защита прав других лиц в форме дачи заключения
Вторая форма защиты интересов других лиц в гражданском процессе: участие только государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, для дачи заключения по делу. Такое участие имеет целью осуществление возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Участие государственных органов и органов местного самоуправления возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом:
- во-первых, по инициативе государственных органов и органов местного самоуправления;
- во-вторых, по инициативе лиц, участвующих в деле;
- в-третьих, по инициативе суда. В этом случае привлечение возможно не только в случаях, предусмотренных законом, но и в иных необходимых случаях по усмотрению суда для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК.
Подобный подход соответствует тем предложениям, которые неоднократно высказывались в нашей литературе, и самой природе данного заключения как формы использования специальных познаний <*>.
--------------------------------
<*> См., например: Шакарян М.С. Участие в советском гражданском процессе органов государственного управления. М., 1978. С. 25; Ярков В.В. Участие органов государственного управления в гражданском процессе по спорам, возникающим из брачно-семейных отношений // Законодательство о браке и семье и практика его применения (к двадцатилетию Основ и КоБС РСФСР). Свердловск, 1989. С. 142 - 143.
Кроме того, в ч. 1 ст. 47 ГПК специально оговаривается, что такое вступление государственных органов и органов местного самоуправления возможно до принятия решения судом первой инстанции.
Данная форма участия государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе также связана с их компетенцией и осуществлением ими управленческих функций в соответствующих сферах регулируемых правом общественных отношений. Правовая природа участия данных субъектов определяется тем, что указанные органы являются лицами, участвующими в деле, и в то же время их заключение рассматривается как одна из форм использования специальных познаний и в этом смысле представляет собой одно из средств доказывания.
Наиболее распространено участие в гражданском процессе с целью дачи заключения органов опеки и попечительства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 78 СК при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. В частности, обязательным по СК признано участие органов опеки и попечительства при рассмотрении дел:
- о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста (п. 2 ст. 28);
- о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66);
- о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70);
- о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72);
- об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73);
- об усыновлении детей (п. 1 ст. 125);
- об отмене усыновления ребенка (п. 2 ст. 140).
На основании ст. 284 ГПК дела об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами рассматриваются с обязательным участием органов опеки и попечительства.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" при рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства.
Дача заключения для государственного органа или органа местного самоуправления является обязательной, поскольку оно дается по вопросам, входящим в сферу его деятельности. В заключении выделяются две части.
Во-первых, сведения о фактах, которые были собраны с помощью специальных познаний работников соответствующих органов и зафиксированы в письменном документе.
Во-вторых, заключение в собственном смысле слова, где излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются собранные им, а также представленные другими лицами доказательства и предлагается свой вариант разрешения спора. Такая оценка основывается на положениях законодательства и практике его применения. Например, применительно к спорам о воспитании детей орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК).
Оценочная часть заключения - это важнейшая его часть, поскольку данные органы вправе давать правовую оценку обстоятельств дела на основе собранной ими доказательственной информации, например высказать мнение, с кем из родителей при расторжении брака должен остаться ребенок, кто из них сможет обеспечить лучшие условия для его воспитания. Эта оценочная часть как заключение в собственном смысле слова является средством выполнения возложенных на орган задач по управлению и служит цели защиты прав и интересов граждан и государства. Таким образом, данные органы участвуют в гражданском процессе не только для представления доказательств, но и для получения судом компетентной оценки правового значения обстоятельств дела со стороны органа, наделенного властными полномочиями в данной сфере, т.е. для получения заключения.
Заключение государственного органа или органа местного самоуправления оглашается после исследования всех доказательств (ст. 189 ГПК), необязательно для суда, но по сложившейся судебной практике и в соответствии со ст. ст. 196 и 198 ГПК суд должен привести в судебном решении доводы, по которым он отвергает заключение в целом или в части. Если дело было рассмотрено судом без привлечения соответствующего органа, а его участие в соответствии с законом признано обязательным, то такое судебное решение может быть отменено.
Для участия в гражданском процессе органом должен быть выделен представитель, наделенный соответствующими полномочиями. В этом качестве обычно участвует специалист, который связан с непосредственной деятельностью данного органа. Не может выступать представителем органа технический секретарь или работник персонала, не связанный с осуществлением полномочий данного органа.
В гражданском процессе используются и другие формы получения специальных познаний, в частности заключение эксперта и консультация специалиста. Можно выделить два существенных отличия процессуального положения экспертов, специалистов и данных органов, дающих заключение по делу.
Во-первых, эксперт, в отличие от органа, относится к числу лиц, содействующих правосудию, в силу чего обладает более ограниченным кругом процессуальных прав и обязанностей по ст. 85 ГПК. То же самое относится к консультации специалиста (ст. 188 ГПК).
Во-вторых, эксперт и специалист не могут давать правовой оценки доказательственной информации, собранной с помощью их специальных познаний. Эксперт и специалист вправе касаться только вопросов фактического характера, поскольку они не заинтересованы в исходе дела. Представители же государственных органов и органов местного самоуправления привлекаются с целью не только установления фактических обстоятельств по делу, но и их правовой оценки, поскольку они имеют заинтересованность в деле исходя из их компетенции и полномочий в системе органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Глава VIII. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ <*>
--------------------------------
<*> Бернам У., Решетникова И.В., Прошляков А.Д. Судебная адвокатура. СПб., 1996; Васьковский Е.В. Будущее русской адвокатуры. М., 2000; Ильинская И.М., Лесницкая Л.Ф. Судебное представительство в гражданском процессе. М., 1964; Калитвин В.В. Адвокат в гражданском судопроизводстве. Воронеж, 1989; Халатов С.А. Представительство в гражданском и арбитражном процессе. М., 2002; Шерстюк В.М. Судебное представительство по гражданским делам. М., 1984.
§ 1. Понятие представительства в суде
Представительство в судах общей юрисдикции регулируется в основном гл. 5 ГПК, гл. 10 ГК и Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 48 ГПК граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо их представители. Таким образом, процессуальное представительство представляет собой выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.
Цели судебного представительства определяются необходимостью обеспечить наиболее полную защиту интересов граждан и организаций. В современных условиях значение судебного представительства возрастает по целому ряду причин. Во-первых, в связи с переходом к состязательной модели гражданского процесса и снятием с суда обязанностей по доказыванию. В условиях возложения бремени доказывания на сами стороны лицу, не имеющему необходимого минимума юридических знаний, будет крайне сложно доказать обоснованность своих требований или возражений. Во-вторых, сама правовая система все более и более усложняется и дифференцируется на все новые и новые правовые образования, увеличивается количество правовых актов, что требует специализации и среди юристов. Поэтому без участия квалифицированного юриста провести судебный процесс на профессиональном уровне становится практически невозможным. Изложенными причинами (существует и ряд других) объясняется существование в современном правовом обществе института адвокатуры.
Важно подчеркнуть и то обстоятельство, что институт представительства, и прежде всего адвокатуры, способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.
Судебное представительство может быть обусловлено и иными причинами. Участнику процесса может быть сложно лично участвовать в суде не только в силу отсутствия у него юридического образования, но и в силу того, что дело рассматривается по правилам подсудности в другом городе, отдаленном от места его жительства. Личное участие в процессе связано для такого лица с различными сложностями (поездка, материальные расходы, необходимость взять отпуск и т.д.). Наличие судебного представителя решает в целом подобные проблемы.
Для ряда категорий граждан представительство является практически единственной формой участия в гражданском процессе и осуществления активной защиты их интересов. Например, не могут самостоятельно в суде защищать свои интересы граждане, являющиеся недееспособными. Что касается граждан, не полностью дееспособных, то они также по целому ряду дел не могут выступать самостоятельно в суде. Только через представителей или их органы ведут в суде дела юридические лица.
Лицо, поручающее представителю ведение дела, называется доверителем или представляемым. В качестве судебного представителя выступает представитель или поверенный, которому поручена защита интересов другого лица.
Гражданско-правовое и процессуальное представительство имеют целый ряд общих признаков. Вместе с тем следует отличать судебное представительство от представительства в гражданском праве. Различие можно провести по целям и характеру отношений между представителем и представляемым, по кругу лиц, которые могут выступать в качестве судебных представителей. Так, цель гражданско-правового представительства - создание, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей для представляемого лица (ст. 182 ГК). Цель судебного представительства - защита в суде интересов представляемого, помощь ему в осуществлении процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей.
При процессуальном представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в гражданском процессе. Так, судебный представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам




Вернутся в раздел Комментарии к законам