Комментарии к законам

Статья 12. Учредительные документы общества. Комментарий к статье 12



1. В соответствии с п. 2 ст. 52 части первой ГК РФ в учредительных документах юридического лица должно определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Как установлено п. 2 ст. 52 ГК РФ, в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Комментируемый Закон не предусматривает обязательность определения предмета и цели деятельности общества с ограниченной ответственностью в его учредительных документах. Однако такое определение может быть предусмотрено федеральными законами, регулирующими отдельные сферы коммерческой или иной экономически значимой деятельности. В частности, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" установлено, что устав кредитной организации должен содержать перечень осуществляемых банковских операций и сделок (см. ниже).
Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. О правоспособности общества с ограниченной ответственностью, в учредительных документах которого содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, см. комментарий к ст. 2 Закона.
В п. 2 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
В соответствии с п. 2 ст. 89 части первой ГК РФ учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в т.ч. о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Согласно п. 1 ст. 89 ГК РФ учредительный договор общества подписывается его учредителями. Если общество учреждается одним лицом, то в соответствии с п. 1 ст. 11 комментируемого Закона учредительный договор не составляется, так как сторон договора просто не существует. В случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный договор (см. комментарий к ст. 11 Закона).
В п. 5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14 разъяснено, что учредительный договор является документом, регулирующим создание общества и взаимоотношения учредителей друг с другом и с обществом на период его существования, и должен отвечать общим требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом РФ к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные комментируемым Законом для данного договора как учредительного документа.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 52 Закона для общества, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, наряду с уставом его учредительным документом является договор о слиянии, подписанный всеми участниками общества, создаваемого в результате слияния. Там же установлено, что договор о слиянии должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом РФ и комментируемым Законом к учредительному договору (см. комментарий к ст. 52 Закона).
2. В п. 2 ст. 12 Закона содержится перечень сведений, которые должен содержать устав общества. Этот перечень основан на приведенных выше положениях п. 2 ст. 52 и п. 1 ст. 89 части первой ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие комментируемому Закону и иным федеральным законам. Положения устава общества, противоречащие комментируемому Закону и иным федеральным законам, применению не подлежат.
Пунктом 3 ст. 14 Закона предусмотрено, что уставом общества может быть:
ограничен максимальный размер доли участника общества;
ограничена возможность изменения соотношения долей участников общества.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14, требования к содержанию устава общества определяются п. 2 ст. 12 комментируемого Закона; если при рассмотрении дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие комментируемому Закону и иным федеральным законам, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора.
Решение об утверждении устава общества принимается учредителями единогласно и оформляется в виде протокола собрания учредителей общества (см. комментарий к ст. 11 Закона).
Согласно ст. 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) устав кредитной организации должен содержать:
1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные указанным Федеральным законом;
2) указание на организационно-правовую форму;
3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
3. Пункт 3 ст. 12 Закона предусматривает возможность ознакомления участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица с учредительными документами общества, в т.ч. с внесенными в них изменениями. Для реализации такого права указанным лицам необходимо направить обществу соответствующее требование, причем форма такого требования - устная или письменная - Законом не определена. Возможность ознакомления с учредительными документами общество обязано предоставить заинтересованному лицу в разумные сроки.
Общие положения о сроке исполнения обязательства содержатся в ст. 314 части первой ГК РФ, согласно п. 2 которой обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 50 Закона общество обязано хранить по месту нахождения своего единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества, учредительные документы общества, а также внесенные в учредительные документы общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения.
В отношении участников общества в п. 3 ст. 12 Закона также предусмотрена возможность получения от общества копий действующих учредительного договора и устава общества. Для реализации такого права участнику общества также необходимо направить обществу соответствующее требование. Общество вправе потребовать от участника общества, которому предоставляются копии учредительных документов, возмещения расходов на изготовление этих копий. В п. 3 ст. 12 Закона специально оговорено, что плата, взимаемая обществом за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление.
4. Пунктом 4 ст. 12 Закона установлено, что изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Следует отметить, что в соответствии подп. 2 и 3 п. 2 ст. 33 Закона изменение устава общества, в т.ч. изменение размера уставного капитала общества, а также внесение изменений в учредительный договор общества относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества (см. комментарий к ст. 33 Закона).
В соответствии с п. 3 ст. 52 части первой ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
На основании приведенной нормы п. 4 ст. 12 Закона установлено, что изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13 комментируемого Закона для регистрации общества (см. комментарий к ст. 13 Закона).
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, определен гл. VI Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган (об органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, см. комментарий к ст. 13 Закона) представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Соответствующие формы документов приведены в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110):
в приложении N 3 - форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);
в приложении N 4 - форма заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001).
Порядок заполнения заявления формы N Р13001 и заявления формы N Р14001 приведен соответственно в ч. ч. IV и V Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".
Согласно подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, уплачивается государственная пошлина в размере 400 рублей.
Статьей 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено следующее в отношении порядка государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц:
государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п. 1 ст. 18);
представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 указанного Федерального закона (п. 2 ст. 18);
государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные ст. 8 указанного Федерального закона (п. 3 ст. 18), т.е. в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п. 4 ст. 18);
в случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись (п. 5 ст. 18).
Изменения, внесенные в учредительные документы общества, согласно п. 4 ст. 12 комментируемого Закона приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных комментируемым Законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию. В частности, п. 5 ст. 5 Закона установлено, что изменения в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (см. комментарий к ст. 5 Закона).
Особенности государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, определены ст. 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федеральных законов от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ и от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ):
кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц;
на основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба (см. комментарий к ст. 13 Закона).
5. Как говорилось выше, учредительными документами общества являются учредительный договор и устав общества (за исключением случая, когда общество учреждается одним лицом и число участников общества не увеличивается).
На случай несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества п. 5 ст. 12 Закона установлено, что преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава общества.
В п. 5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14 также обращено внимание судов на то, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет, как для участников общества, так и для третьих лиц, имеют положения устава общества.




Вернутся в раздел Комментарии к законам