Комментарии к законам

Статья 6. Вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия. Комментарий к статье 6



1. Согласно п. 1 комментируемой статьи арбитражному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
Участие арбитражных заседателей в суде оплачивают не стороны, а государство. Эта оплата является компенсацией за выполнение общественных обязанностей, а не заработной платой.
Статья 170 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) (далее - ТК РФ) регулирует вопросы реализации гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
С точки зрения норм ТК РФ привлечение работников к исполнению государственных или общественных обязанностей не означает, что с этими работниками расторгается трудовой договор по месту их основной работы и заключается новый трудовой или гражданско-правовой договор по месту исполнения этих обязанностей.
Статья 170 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя освободить работника от работы, направить его в соответствующую организацию для исполнения обязанностей и сохранить за ним место работы.
Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договором, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
Выполнение обязанностей арбитражных заседателей в судах не может рассматриваться как исполнение трудовых обязанностей, поскольку трудовые обязанности являются составной частью трудового договора, заключаемого работником и работодателем. Работа в судах в качестве арбитражных заседателей является исполнением государственных или общественных обязанностей.
Именно поэтому ч. 2 ст. 170 ТК РФ предусматривает, что за привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей ему выплачивается не заработная плата, а компенсация в размере, определенном законом, иным нормативно-правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля 2005 г.) (далее - НК РФ) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Таким образом, при осуществлении выплат в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" присяжным, народным и арбитражным заседателям за время их участия в осуществлении правосудия у судов не возникает объекта налогообложения по единому социальному налогу, так как данные выплаты осуществляются не в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров.
Анализ хода реализации концептуальных положений судебной реформы в РФ показывает, что за последние десять лет приняты решительные меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти, реализующей свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, единого экономического и правового пространства РФ. Поэтапная реализация судебной реформы протекает сложно и не всегда успешно. Создание качественно нового законодательства не предполагает категорического отказа от многолетней законодательной практики России.
Появление новых правовых институтов и механизмов органически связано с сохранением всех прежних оправдавших себя и способных эффективно действовать в новых условиях юридических институтов и норм. Судебно-правовая реформа вступает в завершающую стадию, сформировано обновленное законодательство о судоустройстве.
Качество и сроки осуществления судебно-правовой реформы будут зависеть как от финансовой, политической и социальной поддержки реформаторских устремлений, так и от повышения авторитета судебной власти, профессионализма и моральных качеств судейского корпуса, развития правовой культуры общества. Это обеспечит устойчивое функционирование судебной системы и облегчит доступ граждан к справедливому правосудию.
Среди проблем современной правовой реформы выделим то, что не обеспечивается согласованность законодательства субъектов РФ с федеральным законодательством. Это не только разрывает единое правовое пространство и затрудняет нормальное отправление правосудия, но и создает определенные сложности в применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Однако, несмотря на всю проблематику современной правовой реформы, констатируем, что к настоящему моменту в России воплощены следующие принципы правового государства:
- судебная власть утвердилась как самостоятельная и независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, конституционно определена ее компетенция;
- решены основные вопросы независимости судей;
- создана единая система судебной власти РФ, закреплена структура федеральных судов и судов субъектов РФ;
- создан Конституционный Суд, органы конституционного правосудия субъектов РФ и система арбитражных судов;
- учрежден институт арбитражных заседателей, усилены гарантии независимости судей;
- обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества - съезды и Советы судей, квалификационные коллегии судей;
- урегулирован вопрос материального обеспечения деятельности судов всех уровней;
- реализован принцип финансирования судов из федерального бюджета;
- обеспечена государственная защита судей при исполнении ими полномочий и создана система материальных и социальных гарантий судей <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1998 г. N 569-СФ "О парламентских слушаниях "О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.1999. N 1. Ст. 51.
Институт арбитражных заседателей несет на себе большую смысловую нагрузку, так как его законодательное закрепление явилось основным показателем независимости арбитражных судов от влияния исполнительной и законодательной властей.
Первые практические шаги реформы были сделаны уже в июле 1991 г. с принятием Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1543-1 "Об арбитражном суде" (в настоящее время прекратил действие). Действовавшие до того времени государственные арбитражи были, по сути, административными органами, которые не столько разрешали экономические споры, сколько "укрепляли" плановую государственную дисциплину. Их заменили арбитражные суды, в сферу действия которых попали почти все хозяйственные дела, причем предприятия получили право оспаривать решения государственных органов в сфере экономики.
Закон РФ "О статусе судей в РФ" провозгласил самостоятельность судебной власти, ее независимость от законодательной и исполнительной властей, неподотчетность судей никому и подчинение их только закону, ограниченный перечень оснований и сложный порядок лишения судей полномочий, запрещение судьям заниматься политикой, высокое денежное содержание и материально-бытовые гарантии. При осуществлении правосудия арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.
Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлеченных в установленном законом порядке арбитражных заседателей, которые осуществляют правосудие в случаях, предусмотренных законом. Судья - это лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Существенное значение имеет и другое понятие - статус судей в РФ.
Статус судей - это их правовое положение, закрепленное в Конституции РФ и законах РФ. Права и обязанности, составляющие правовое положение, судьи получают в силу занимаемого должностного положения. Эти права и обязанности исключительны по своему характеру, они даются судьям помимо общих гражданских прав и обязанностей. Статус судей слагается из нескольких элементов: требования к кандидату на пост судьи и к лицу, назначенному судьей; порядок наделения судей полномочиями; порядок приостановления полномочий судей и освобождения их от должности; меры обеспечения неприкосновенности судей и т.д.
В настоящее время введение института суда арбитражных заседателей требует осторожного подхода, поскольку этот институт не является панацеей от всех бед и проблем судебной системы. Как всякое человеческое изобретение, этот суд имеет изъяны и не во всем совершенен. Безусловно, участие арбитражных заседателей позволит повысить профессиональный уровень работы арбитражного суда. Практика ведения судебных процессов с участием арбитражных заседателей показала пугающую статистику отказа людей, которых приглашали для участия в процессе в качестве арбитражных заседателей. Люди мотивировали свое нежелание участвовать в судебном процессе в качестве арбитражных заседателей тем, что начальству не нужны работники, которые нарушают график работы. Люди чувствуют себя бесправными, полностью зависимыми от работодателя. Хотя комментируемый Закон предусматривает защиту прав арбитражных заседателей, но в действительности люди боятся им воспользоваться, так как знают, что впоследствии все равно найдется "законный" способ для их увольнения <*>.
--------------------------------
<*> Клеандров М.И. О совершенствовании правового статуса судебных заседателей // Российский юридический журнал. 1999. N 3.
Однако возможность и необходимость участия арбитражных заседателей в арбитражном процессе обусловлена именно публично-правовой природой арбитражного судопроизводства, где арбитражные заседатели выступают в роли представителей общества. Решение принимается в результате сложной работы сознания, называемой оценкой доказательств, которая согласно закону осуществляется по внутреннему убеждению судьи. "Внутреннее убеждение" вполне очевидно является категорией, апеллирующей прежде всего к личности человека, а значит, практически не поддается контролю. Этот неконтролируемый личностный элемент внесен в судебную систему.
В результате внутреннее убеждение судьи формируется под воздействием представлений, господствующих в профессиональном мире судей. ТК РФ в ст. 170 законодательно закрепляет гарантии для лиц, выполняющих в рабочее время следующие государственные или общественные обязанности:
- осуществляющих избирательное право;
- при исполнении депутатских обязанностей;
- при явке в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также для участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов;
- при явке по вызову в органы социальной защиты населения в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже;
- при выполнении других государственных или общественных обязанностей - в случаях, предусмотренных законодательством.
Помимо гарантий сохранения места работы для лиц, указанных в ст. 170 ТК РФ, орган, привлекший работников к исполнению соответствующих обязанностей, выплачивает за весь период такого привлечения компенсацию в размере, установленном в законодательстве либо ином нормативном акте.
Так, комментируемый Закон закрепляет меры материальной компенсации арбитражным заседателям в период участия в рассмотрении споров, что, безусловно, является гарантией их финансовой независимости во время отправления правосудия.
Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.
2. Также, согласно п. 2 комментируемой статьи, арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах РФ <*>.
---------------------------------
<*> Клеандров М.И. Правовой статус судебных заседателей: проблемы становления и развития // Вестник ТюмГУ. 1999. N 2.




Вернутся в раздел Комментарии к законам