Комментарии к законам

Статья 19. Прием и увольнение сотрудников милиции. На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.



(часть первая в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.
Часть третья исключена. - Федеральный закон от 31.03.1999 N 68-ФЗ.
Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции, в течение указанного срока.
(часть третья введена Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности.
(в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
Военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
Сотрудники милиции принимают присягу сотрудников органов внутренних дел.
(часть в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
Сотрудники милиции могут быть уволены со службы по следующим основаниям:
а) по собственному желанию;
б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел;
в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия);
г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
д) в связи с нарушением ими условий контракта;
е) по сокращению штатов;
ж) по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;
з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;
и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность;
к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации;
л) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;
м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;
н) в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда. (часть в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.
(часть в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
Комментарий к статье 19
1. Следует иметь в виду, что установление специальных требований, обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, в нашем случае службы в милиции, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления, особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушение права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, гарантированных ч. 4 ст. 32 и ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, либо как не согласующееся с предписаниями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение этих прав <*>.
--------------------------------
<*> См.: По запросу судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 32-О // СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1175.
2. Специфика службы в милиции Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус сотрудников милиции в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы <*>.
--------------------------------
<*> По аналогии. См.: По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации": определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 г. N 233-О // СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1174.
3. Установление таких правил (специальных требований) обусловлено задачами, принципами организации и функционирования милиции, целью обеспечения поддержания высокого уровня решения стоящих перед ней задач (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности милиции, и не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией РФ право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) либо как не согласующееся с предписаниями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ <*>.
--------------------------------
<*> По аналогии. См.: По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации": определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 г. N 233-О // СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1174.
4. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи на службу в милицию принимаются граждане Российской Федерации. При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации следует руководствоваться Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Так, согласно ст. 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".
6. Несмотря на то что на службу в милицию принимаются граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, законом предусмотрены некоторые требования к кандидатам на должность сотрудника милиции. Поэтому специальными подразделениями органов внутренних дел кандидаты, принимаемые на службу (учебу) в милицию, предварительно изучаются. При этом выясняется состояние здоровья кандидата, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества (п. п. 4.2, 4.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 17.
7. По результатам предварительного изучения начальник структурного подразделения органа внутренних дел составляет справку о результатах изучения кандидата. Названный документ направляется руководителю органа внутренних дел, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и при положительном решении передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе в органах внутренних дел <*>.
--------------------------------
<*> См.: Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 17.
8. При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу в органы внутренних дел, а также признания его военно-врачебной комиссией годным к этой службе, кандидат вправе написать заявление о приеме на службу в органы внутренних дел (п. 4.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
9. Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел осуществляется:
а) путем заключения индивидуальных контрактов по форме, установленной Приказом МВД России от 19 июля 1999 г. N 526 <*>;
--------------------------------
<*> См.: О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту: Приказ МВД РФ от 19 июля 1999 г. N 526 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 37.
б) по конкурсу;
в) посредством назначения на должность <*>.
--------------------------------
<*> См.: Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 17.
10. Прием на службу в органы внутренних дел кандидатов (в том числе ранее проходивших службу в органах внутренних дел, а также офицеров запаса) оформляется с учетом требований ст. ст. 8, 9, 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации приказами начальников согласно их компетенции. Такой приказ объявляется сотруднику (стажеру) под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение (п. 4.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
11. Приказ о приеме на службу:
а) лиц высшего, старшего и среднего начальствующего состава в соответствии с номенклатурой должностей подписывается Министром внутренних дел РФ, его заместителями, первым заместителем начальника Следственного комитета при МВД России, начальниками главных управлений, управлений (на правах главных), управлений МВД России, непосредственно подчиненных МВД России подразделений, министрами внутренних дел, начальниками Главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Управления режимных объектов, окружных управлений (отделов) материального, технического и военного снабжения, окружных УВД, ГУВД г. Москвы, начальниками образовательных и научно-исследовательских учреждений, школ усовершенствования начальствующего состава, управлений (отделов) вневедомственной охраны, начальниками линейных отделов внутренних дел на транспорте, районных, городских, районных в городе управлений (отделов) внутренних дел;
б) лиц рядового и младшего начальствующего состава - должностными лицами, перечисленными в вышеуказанном подпункте "а", а также начальниками управлений, отделов (служб) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, подразделений вневедомственной охраны, Главного клинического госпиталя МВД России и начальниками, командирами строевых и других подразделений органов внутренних дел, которым предоставлено такое право, начальниками, перечисленными в вышеуказанном подпункте "а" (п. 4.6 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
12. При приеме на службу в милицию следует иметь в виду, что согласно п. 4.7 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в одном и том же органе внутренних дел могут проходить службу сотрудники, являющиеся близкими родственниками или свойственниками, при условии, если они не будут непосредственно подчинены или подконтрольны один другому.
13. О содержании понятия "место жительства" см. комментарий к ч. 1 ст. 5 настоящего Закона РФ.
14. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ судимость - это особенность правового статуса лица, осужденного за совершение преступления, наступающая со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и действующая до момента погашения или снятия судимости.
15. Согласно ч. 4 комментируемой статьи для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок, в течение которого он является стажером по должности. Во время испытательного срока осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств кандидата.
16. Решение об установлении испытательного срока и его продолжительности принимается начальником, имеющим право приема на службу. В соответствии с п. 6.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации продолжительность испытательного срока должна найти свое отражение в контракте и в приказе о приеме на службу в органы внутренних дел.
17. Испытательный срок устанавливается от трех до шести месяцев. Но в него не засчитываются периоды временной нетрудоспособности стажера, а также время его отсутствия на службе по уважительным причинам. Причем в соответствии с п. 6.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации увеличение испытательного срока на период временной нетрудоспособности стажера, а также на время его отсутствия на службе по уважительным причинам должно оформляться приказом.
18. Стажеру из числа опытных сотрудников милиции приказом начальника органа внутренних дел назначается наставник. В период испытательного срока стажер, наряду с выполнением основных
обязанностей и поручений по должности, проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и своего наставника (п. 6.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
19. Ношение и хранение табельного огнестрельного оружия в период испытательного срока стажеру не разрешается. К тому же п. 6.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.
20. Стажерам за время испытательного срока выплачивается должностной оклад, предусмотренный штатным расписанием, по занимаемой должности, а также производятся другие выплаты, установленные для соответствующих категорий работников, не имеющих специальных званий (п. 6.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 17.
21. Решение о назначении стажера на должность может быть принято начальником до окончания испытательного срока (в случае приема на службу по контракту - по соглашению со стажером). Однако продолжительность испытательного срока не может быть менее трех месяцев (п. 6.7 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
22. По окончании испытательного срока начальник структурного подразделения органа внутренних дел, в котором стажер проходил испытательный срок, дает заключение о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока. Указанный документ утверждается начальником органа внутренних дел и является основанием для приема на службу стажера, прошедшего испытательный срок, либо его увольнения как не выдержавшего испытательного срока (п. 6.8 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
23. В соответствии с правилом, закрепленным в ч. 5 комментируемой статьи, военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы МВД РФ, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в МВД РФ. Согласно п. 11.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядок осуществления воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541 "Об утверждении положения о воинском учете" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Об утверждении Положения о воинском учете: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541 // СЗ РФ. 1999. N 1. Ст. 192.
24. Снятие в военных комиссариатах с воинского учета граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, производится по мотивированным ходатайствам указанных органов, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства граждан, с приложением именных списков и военных билетов. Военные комиссариаты делают в документах воинского учета граждан отметки о снятии с воинского учета. Военные билеты с отметкой о снятии с воинского учета, а также личные дела и послужные карты офицеров запаса пересылаются в органы внутренних дел, возбудивших ходатайства. При увольнении граждан со службы органы внутренних дел обязывают этих граждан явиться в 2-недельный срок со дня увольнения в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет и письменно извещают об их увольнении военные комиссариаты по месту жительства граждан.
25. После снятия с воинского учета военные билеты с соответствующими отметками, а для офицеров запаса - и личные дела с послужными картами хранятся в личных делах сотрудников.
26. В ч. 6 комментируемой статьи закреплена обязанность сотрудника милиции принять присягу сотрудников органов внутренних дел. Согласно п. 7.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации данная обязанность возлагается на:
- сотрудников, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, - не позднее двух месяцев после присвоения специального звания;
- курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, ранее не принимавших присягу, - не позднее двух месяцев после зачисления на учебу или достижения 18-летнего возраста;
- сотрудников органов внутренних дел, ранее по каким-либо причинам не принимавших присягу.
27. Присяга должна приниматься в органе внутренних дел (подразделении, образовательном учреждении) в торжественной обстановке под руководством начальника соответствующего органа внутренних дел (командира подразделения, начальника образовательного учреждения). Последний издает приказ, в котором определяется время и место проведения церемонии, форма одежды сотрудников и другие обстоятельства. При ненастной погоде, низкой температуре приведение к присяге проводится в помещении (п. 7.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
28. Каждый из принимающих присягу должен вслух зачитать текст присяги, после чего собственноручно расписаться в специальном бланке с текстом присяги. Подписанные бланки передаются начальнику соответствующего органа внутренних дел (командиру подразделения, начальнику образовательного учреждения), а затем приобщаются к личному делу сотрудника милиции (п. п. 7.3 - 7.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
29. Части 7 и 8 комментируемой статьи посвящены основаниям увольнения сотрудников милиции со службы. Помимо содержащихся здесь положений процедура увольнения сотрудника милиции со службы урегулирована главой 13 ТК РФ, главой 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и главой 17 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Исходя из содержания данных нормативных актов, прекращение службы в милиции оформляется приказом.
30. Рассматриваемый приказ издается в отношении сотрудников милиции состоящих на должностях:
- рядового и младшего начальствующего состава - прямым начальником в пределах его компетенции;
- среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника милиции включительно - заместителями министра внутренних дел РФ, министрами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальниками управлений (главных управлений) автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также начальниками, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации;
- полковника милиции и сотрудников органов внутренних дел из числа высшего начальствующего состава - Министром внутренних дел РФ, если иное не предусмотрено законодательством.
31. Сотрудники милиции должны быть поставлены в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников милиции, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с пунктами "л", "м", "н" ч. 7 комментируемой статьи.
32. Увольнение сотрудников милиции по инициативе администрации, якобы "по собственному желанию", является незаконным. Примером такого незаконного увольнения может быть увольнение сотрудника милиции по п. "а" ч. 7 комментируемой статьи в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела или иной формой реализации в отношении сотрудника милиции уголовной ответственности. Подобного рода незаконность увольнения может быть подтверждена упоминанием в представлении об увольнении на данный факт (возбуждение уголовного дела, задержание и т.п. сотрудника милиции).
33. Сотрудники милиции, умершие, погибшие, безвестно отсутствующие и лишенные специального звания, исключаются из списков сотрудников органов внутренних дел в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ.
34. Увольнение по болезни либо ограниченному состоянию здоровья (п. п. "ж", "з" ч. 7 комментируемой статьи) производится при наличии заключения военно-врачебной комиссии о негодности или ограниченной годности сотрудника к службе.
35. Если увольнение в связи с нарушением условий контракта (п. "д" ч. 7 комментируемой статьи) осуществляется по инициативе сотрудника, то начальник органа внутренних дел обязан в двухнедельный срок провести проверку сведений о нарушении и в пределах предоставленных полномочий принять одно из следующих решений:
- разработать меры по устранению нарушений условий контракта, предложить сотруднику написать рапорт о его согласии с принятыми мерами, продолжении службы в органе внутренних дел и отзыве предыдущего рапорта;
- уволить сотрудника со службы с его согласия в связи с нарушением по вине начальника органа внутренних дел условий контракта, которые не могут быть им устранены. Если решение вопроса об увольнении выходит за пределы компетенции начальника, то он обязан незамедлительно направить рапорт и материалы проверки вышестоящему начальнику, имеющему такое право.
36. В приказе об увольнении сотрудника из милиции после ссылки на п. "д" ч. 7 комментируемой статьи указывается, какой стороной было допущено нарушение условий контракта.
37. Увольнение по сокращению штатов (п. "е" ч. 7 комментируемой статьи) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.
38. В случае увольнения сотрудника по служебному несоответствию в аттестационном порядке (п. "к" ч. 7 комментируемой статьи) составленная на него аттестация должна содержать объективное и всестороннее обоснование его профессиональной непригодности. Такой вывод должен вытекать из результатов служебной деятельности, отношения к делу данного сотрудника, практики соблюдения им дисциплины и норм законодательства Российской Федерации, анализа его личных качеств, поведения, степени профессиональной подготовленности.
39. При увольнении сотрудника за грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины (п. "л" ч. 7 комментируемой статьи) необходимо исходить из требований ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. При этом в аттестации подробно отражаются сущность и характер совершенных сотрудником нарушений, а также несоблюдение им требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок и условия выполнения возложенных на него обязанностей.
40. Увольнение сотрудника по пунктам "л", "м" ч. 7 комментируемой статьи осуществляется как правило в порядке реализации приказа о дисциплинарном взыскании и с учетом требований ст. ст. 17 и 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
41. Увольнение сотрудника в связи с нарушением им условий контракта, а также по пунктам "л", "м", "н" ч. 7 комментируемой статьи влечет имущественные последствия, предусмотренные ст. 61 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (п. п. 17.3 - 17.9 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
42. Установление предельного возраста для нахождения на должности в милиции, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий рассматриваемого учреждения, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав <*>.
--------------------------------
<*> По аналогии. См.: По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации": определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 г. N 233-О // СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1174.
43. К тому же начальники, имеющие право назначения сотрудника милиции на должность, вправе принять решение об оставлении его на службе сверх установленного для него предельного возраста. Такое решение принимается путем утверждения персональных списков. Списки сотрудников органов внутренних дел, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта. Они составляются раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных начальников.
44. В ходатайствах излагаются выводы последней аттестации, краткая характеристика деловых и нравственных качеств сотрудника, иные сведения и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения, а также указывается, до какого времени (месяц, год) предлагается оставить сотрудника на службе в органах внутренних дел. Ходатайства и рапорта приобщаются к личным делам сотрудников.
45. Военно-врачебной комиссией МВД России дается оценка состояния здоровья сотрудника, свидетельствующая об отсутствии у него противопоказаний для службы в занимаемой должности.
46. Утвержденные персональные списки направляются в кадровые подразделения по месту службы сотрудников и хранятся в установленном порядке.
47. Перед представлением сотрудников к увольнению должны быть уточнены данные о прохождении ими службы, подтверждены периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Согласно законодательству исчислена выслуга лет для назначения пенсии, которая должна быть объявлена сотруднику.
48. Согласно п. 17.12 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации о предстоящем увольнении со службы сотрудники должны быть поставлены в известность уведомлением, бланк которого предусмотрен приложением N 15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По общему правилу уведомление вручается сотруднику под расписку. В случае отказа сотрудника от получения уведомления либо невозможности передачи ему такового кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из органов внутренних дел обязательно должно быть направлено по месту его жительства (нахождения) заказным письмом.
49. Кроме того, с сотрудником должна быть проведена беседа, в ходе которой ему должно быть сообщено об основаниях увольнения, разъяснены льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
50. К участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений, а также, по решению начальника органа внутренних дел, профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел.
51. Если в ходе беседы с увольняемыми сотрудниками ставятся вопросы, которые не могут быть разрешены органом внутренних дел, начальники, проводящие беседы, обязаны доложить эти вопросы на решение вышестоящего прямого начальника.
52. В соответствии с требованиями п. 17.13 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации до представления к увольнению сотрудники должны быть направлены для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления степени годности к военной службе. Заключения военно-врачебной комиссии учитываются при определении основания увольнения.
53. На военно-врачебные комиссии могут не направляться сотрудники, увольняемые по пунктам "б", "л", "м" ч. 7 комментируемой статьи, а также по другим основаниям в случае их отказа от освидетельствования на военно-врачебной комиссии. Отказ от освидетельствования на военно-врачебной комиссии обязательно должен быть оформлен письменным рапортом увольняемого сотрудника милиции на имя начальника, имеющего право его уволить.
54. Сотрудники милиции, увольняемые по пунктам "л", "м", "н" ч. 7 комментируемой статьи (если они не осуждены к лишению свободы), могут по их просьбе направляться кадровыми подразделениями органов внутренних дел для медицинского освидетельствования на военно-врачебные комиссии после увольнения со службы.
55. Сотрудники, не имеющие права на пенсию по выслуге срока службы, но признанные военно-врачебными комиссиями негодными к службе, направляются на освидетельствование на медико-социальную экспертную комиссию. Лица, имеющие другие формулировки заключения военно-врачебной комиссии о степени годности к службе, могут быть направлены для освидетельствования на медико-социальную экспертную комиссию только по их просьбе. В таком же порядке должны направляться для медицинского освидетельствования сотрудники, имеющие право на пенсию по выслуге установленного срока службы и признанные военно-врачебными комиссиями негодными к службе.
56. В случае уклонения увольняемого сотрудника от освидетельствования военно-врачебной комиссией об этом делается отметка в представлении на увольнение и составляется соответствующее заключение, которое подписывается сотрудниками кадрового подразделения. Заключение должно храниться в личном деле сотрудника.
57. На сотрудников, подлежащих увольнению, соответствующими прямыми начальниками на имя начальника, имеющего право их увольнения, должно быть направлено представление к увольнению из органов внутренних дел. К представлению должны быть приложены:
- заявление сотрудника, если увольнение производится по его инициативе;
- заключение военно-врачебной комиссии;
- заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта (на сотрудников, представляемых к увольнению по п. "д" ч. 7 комментируемой статьи);
- заключение по материалам служебных проверок (на сотрудников, представляемых к увольнению по п. п. "л", "м" ч. 7 комментируемой статьи);
- аттестация (на сотрудников, представляемых к увольнению по п. п. "к", "л", "м" ч. 7 комментируемой статьи);
- копии приговоров судов (на сотрудников, представляемых к увольнению по п. "н" ч. 7 комментируемой статьи);
- решение суда чести (в случае рассмотрения проступка увольняемого судами чести);
- иные документы, имеющие существенное значение для принятия решения об увольнении сотрудника.
58. При определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга срока службы, отношение к службе. Принимаются во внимание права и льготы увольняемым со службы в выплате пособий, в жилищном и медицинском обеспечении, предоставляемые в зависимости от оснований увольнения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
59. Перечень оснований увольнения сотрудников милиции, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Увольнение сотрудника милиции с формулировкой, отличающейся от той, которая указана в комментируемой статье, признается незаконным <*>. Если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, указывается та из них, которая дает право на получение наибольших льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ.
--------------------------------
<*> О признании частично недействительным (незаконным) Приказа МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038: решение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1195 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7.
60. Начальники органов внутренних дел и кадровых подразделений несут ответственность за правильное определение оснований увольнения сотрудников (п. п. 17.14, 17.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
61. В соответствии с правилами, закрепленными в п. 17.16 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотруднику, уволенному из милиции, соответствующее кадровое подразделение обязано выдать под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, ознакомить с приказом об увольнении либо вручить заверенную копию приказа, возвратить военный билет и указать на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет. Реализовать эту свою обязанность кадровое подразделение должно в день увольнения сотрудника.
62. Сотрудники милиции, уволенные из органов внутренних дел, снимаются со специального учета МВД России и передаются кадровыми подразделениями на воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства для зачисления в запас Вооруженных Сил РФ, если они не достигли предельного возраста, установленного Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <*> для граждан, пребывающих в запасе и имеющих соответствующие воинские звания, и по состоянию здоровья годные к военной службе, либо в отставку, если они достигли предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил РФ или признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья, либо для призыва на военную службу.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
63. Исключение из списков личного состава органов внутренних дел сотрудников, умерших (погибших), признанных судом безвестно отсутствующими, а также лишенных специальных званий по приговору суда, в звании от полковника милиции и выше производится приказами Министра внутренних дел РФ по представлению начальников органов внутренних дел, а сотрудников в звании до подполковника милиции - приказами соответствующих начальников, имеющих право увольнения этих лиц. В приказе об исключении увольняемых лиц из списков указывается основание данного акта (например, решение о признании сотрудника безвестно отсутствующим или лишении специального звания, свидетельство о смерти, документ, удостоверяющий прекращение гражданства Российской Федерации).
64. После издания приказов об увольнении сотрудников из органов внутренних дел основания такого увольнения изменению не подлежат, если при этом не были допущены нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и не вскрыты новые обстоятельства, связанные с увольнением.
65. Гражданин, увольняемый из милиции, имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суде. Гражданин, уволенный из милиции, имеет право до направления жалобы в суд обратиться в порядке, установленном ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в вышестоящий орган внутренних дел за разъяснением или решением вопроса о восстановлении на службе (п.п. 17.17 - 17.19 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
66. Незаконно уволенный сотрудник милиции может быть восстановлен в должности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определениях от 15 июня 1995 г. N 29-О и от 5 октября 2000 г. N 198-О <*>, ограничение времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении противоречит Конституции РФ <**>.
--------------------------------
<*> См.: По жалобе гражданина Мосякова Якова Афанасьевича на нарушение его конституционных прав применением части второй статьи 213 КЗОТ Российской Федерации (в редакции от 25 сентября 1992 года): определение Конституционного Суда РФ от 05 октября 2000 г. N 198-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 1.
<**> О признании частично недействительным (незаконным) Приказа МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038: решение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1195 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7.
67. О понятии "сотрудник" см. комментарий к ст. 12 настоящего Закона РФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам