Комментарии к законам

Статья 2. Унитарное предприятие. 1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.



От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
Комментарий к статье 2
1. Пункт 1 комментируемой статьи с непринципиальными стилистическими изменениями воспроизводит понятие унитарного предприятия, изложенное в ст. 113 ГК РФ: унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В рамках одной организационно-правовой формы (унитарное предприятие) ГК РФ наделяет указанные юридические лица различным объемом правомочий на переданное собственником имущество. В зависимости от объема этих правомочий различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. И право хозяйственного ведения, и право оперативного управления носят вещный характер (ст. 126 ГК РФ). Особенности хозяйственного ведения и оперативного управления как вещных прав унитарного предприятия, разграничения правомочий собственника и правомочий унитарного предприятия, владеющего имуществом на иных вещных правах, предусмотрены ст. 114, 115, 294 - 300 ГК РФ и в комментируемом Законе не затрагивались.
Унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ). Основная цель унитарного предприятия как коммерческой организации достигается имущественной обособленностью (право хозяйственного ведения или оперативного управления), организационным единством, способностью от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
В Законе абсолютно оправданно более четко определены собственники имущества унитарных предприятий - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. В основание классификации унитарных предприятий по уровню положено разграничение ранее единой государственной собственности. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <*> объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, составляют исключительную собственность Российской Федерации. И существующие или созданные на базе этого имущества унитарные предприятия соответственно относятся к ведению Российской Федерации. Аналогичным образом указанное Постановление определяет имущество субъектов Федерации и муниципальных образований.
--------------------------------
<*> Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.
Как известно, ГК РФ (п. 2 ст. 113) не выделял в государственной собственности конкретных субъектов. Следует признать указанную дифференциацию собственников имущества унитарного предприятия (и, следовательно, самих унитарных предприятий) необходимой как основание, наиболее полно отражающее основную особенность рассматриваемой коммерческой организации - неделимость, унитарность ее имущества, воплощающуюся в том числе и в "единстве" и четкой определенности собственника.
Безусловно, что предусмотренная законом неделимость имущества, закрепляемого собственником за унитарным предприятием, означает только невозможность его распределения по вкладам (долям, паям).
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 10000 федеральных государственных унитарных предприятий, причем очевидно прослеживается тенденция к сокращению их числа.
Функции по управлению унитарными предприятиями разделяются между федеральными органами исполнительной власти. Так, Минимущество России наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий (более подробно см. ст. 20 рассматриваемого Закона и комментарий к ней).
2. Принципиальной законодательной новеллой является жесткий запрет унитарным предприятиям создавать в качестве юридических лиц другие унитарные предприятия путем передачи им части своего имущества (дочерние предприятия). Данное императивное положение обусловлено не только разумным интересом собственника в контроле и управлении своим имуществом, но и необходимостью единого, четкого и понятного для всех участников оборота статуса унитарных предприятий, однозначности и постоянства правового положения собственника имущества по отношению к самому унитарному предприятию. В соответствии с переходными положениями комментируемого Закона (п. 3 ст. 37) созданные ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу. Невыполнение указанного требования является основанием начала ликвидации дочернего унитарного предприятия в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.
3. Пункт 2 комментируемой статьи дал полный, исчерпывающий перечень видов унитарных предприятий. В основу перечня положены: а) право, на основании которого унитарному предприятию принадлежит переданное собственником имущество, - хозяйственное ведение или оперативное управление; б) непосредственный собственник имущества унитарного предприятия - Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. В соответствии с этим Закон выстраивает ясную и логичную систему унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
а) федеральное государственное предприятие;
б) государственное предприятие субъекта Российской Федерации, или государственное предприятие;
в) муниципальное предприятие;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:
а) федеральное казенное предприятие;
б) казенное предприятие субъекта Российской Федерации, или казенное предприятие;
в) муниципальное казенное предприятие.
Названные шесть видов унитарных предприятий исчерпывают формы участия государства и муниципальных образований в предпринимательской деятельности посредством создания юридических лиц - коммерческих организаций.
При применении рассматриваемой нормы следует иметь в виду необходимость соотношения ее с нормой, изложенной в ст. 4 (фирменное наименование унитарного предприятия). Только общий анализ этих норм позволяет обратить внимание на определенную технико-юридическую особенность в изложении законодательного материала в п. 2 комментируемой статьи. Так, перечисляя виды унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, Закон присваивает федеральным государственным предприятиям и государственным предприятиям субъектов Российской Федерации общее краткое наименование "государственные предприятия" (на уровне муниципальных образований - "муниципальные предприятия"). В отношении унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, краткое наименование "казенное предприятие" относится ко всем унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления. Таким образом, система видов унитарных предприятий предстает следующей:
--------------------------------T--------------------------------¬
¦Унитарные предприятия, основан-¦Унитарные предприятия, основан- ¦
¦ные на праве хозяйственного ¦ные на праве оперативного управ-¦
¦ведения ¦ления ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦1. Федеральное государственное¦1. Федеральное казенное предпри-¦
¦предприятие ¦ятие ¦
¦2. Государственное предприятие ¦2. Казенное предприятие ¦
¦3. Муниципальное предприятие ¦3. Муниципальное казенное пред-¦
¦ ¦приятие ¦
L-------------------------------+---------------------------------
Закон не вносит каких-либо изменений в установленные ГК РФ положения о хозяйственном ведении и оперативном управлении. Это принципиально важно, поскольку именно нормы гл. 19 ГК РФ обеспечивают юридический "стержень" унитарных предприятий как самостоятельных участников предпринимательского оборота (в первую очередь определенность для контрагентов и кредиторов).
4. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать. Известно, что ГК РФ в общих положениях о юридических лицах не содержит такого требования ни к юридическим лицам вообще, ни к унитарным предприятиям в частности. Между тем некоторые другие нормы ГК РФ (например, п. 5 ст. 185), определенные фискальные юридические нормы, практика делового оборота и ранее обязывали юридических лиц иметь печать. Комментируемый Закон лишь формализовал сложившийся порядок. Круглая печать унитарного предприятия в обязательном порядке содержит полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия.
5. Неделимость имущества унитарного предприятия обусловила и прямой запрет (п. 4 комментируемой статьи) создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.




Вернутся в раздел Комментарии к законам