1. Основным положением настоящей статьи является норма, согласно которой применение частными детективами спецсредств и частными охранниками спецсредств и огнестрельного оружия осуществляется только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом о частной детективной и охранной деятельности.
Применению специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требований частного детектива или охранника, кроме тех случаев, когда промедление в использовании специальных средств и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для их жизни и здоровья или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.
В ситуациях, когда применение огнестрельного оружия и специальных средств неизбежно, частный детектив или охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сведя к минимуму возможность причинения ущерба, нанесения телесных повреждений и иных тяжких последствий.
При применении огнестрельного оружия и специальных средств должно быть обеспечено предоставление доврачебной помощи, а также уведомление о происшедшем в возможно короткий срок органов здравоохранения и внутренних дел. Обо всех случаях причинения телесных повреждений частный детектив или охранник обязан в возможно короткий срок уведомить органы здравоохранения и внутренних дел. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия. Частный детектив или охранник обязан также немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
На основании ч. 3 ст. 17 Закона частным детективам и охранникам запрещается применять огнестрельное оружие и специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.
2. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи частные охранники и детективы, имеющие лицензию, обязаны в порядке, определяемом МВД России, проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Порядок проведения периодической проверки работников охранных (детективных) предприятий на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия, раньше был определен в главе 10 Инструкции по контролю за оборотом оружия.
На данный момент порядок проведения проверки работников охранных (детективных) предприятий определен Приказом МВД РФ от 15.07.2005 N 568, утвердившим Положение о проведении органами внутренних дел РФ периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее - Положение). Данное Положение вступило в силу с 1 августа 2005 года. Приказом МВД РФ от 15.07.2005 N 568 глава 10 была исключена из Инструкции по контролю за оборотом оружия.
Следует отметить, что глава 10 Инструкции не применялась на территории Москвы с 1 января 2003 по 1 января 2007 года в связи с проведением организационно-технического эксперимента по отработке оптимальных форм и методов проведения периодических проверок работников юридических лиц с особыми уставными задачами. Вместо главы 10 применялась Временная инструкция, утв. Приказом МВД РФ от 08.10.2002 N 963.
На основании Приказа МВД РФ от 06.04.2005 N 243 организационно-технический эксперимент был завершен на территории г. Москвы и, следовательно, на московские ЧОП также распространяется Приказ МВД РФ от 15.07.2005 N 568.
В соответствии с пунктом 1 Положения периодические проверки частных охранников и детективов бывают первичные, плановые и повторные.
К первичным проверкам относятся проверки, проводимые перед выдачей работникам разрешений на право хранения и ношения соответствующих видов, типов и моделей огнестрельного оружия или после получения письменного обращения руководителя организации о закреплении за работником специальных средств.
Плановые проверки проводятся один раз в год в течение месяца, предшествующего дню и месяцу даты выдачи разрешения на право хранения и ношения огнестрельного оружия, закрепления специальных средств, а также при выявлении нарушений работниками установленных правил применения оружия или специальных средств. Плановые проверки назначаются уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел.
Согласно пункту 18 Положения перезакрепление огнестрельного оружия (специальных средств) за охранником, перемещение указанного оружия (специальных средств) либо работника на другие охраняемые объекты, из одного подразделения юридического лица в другое не являются основаниями для проведения периодических проверок.
В случае непрохождения первичных или плановых проверок должностные лица ОВД назначают повторные проверки.
В отношении работников, за которыми закрепляется оружие и специальные средства, допускается совмещение соответствующих периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением указанных изделий.
Для организационно-методического обеспечения и контроля за проведением проверок создана Центральная комиссия МВД России по периодическим проверкам частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
Сами проверки проводятся комиссиями, созданными при МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, ОВДТ, ОВДРО, в состав которых включаются сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и других подразделений, на которые возложены функции по контролю за оборотом оружия.
Комиссии проводят периодические проверки в отношении работников организаций (их структурных, обособленных подразделений), расположенных в пределах территории оперативного обслуживания органов внутренних дел, образовавших указанные комиссии. Указанные комиссии могут проводить плановые периодические проверки в отношении работников других организаций (структурных, обособленных подразделений) при выполнении ими служебных обязанностей на территории оперативного обслуживания органов внутренних дел, образовавших данные комиссии.
Периодические проверки могут проводиться комиссиями на базе стрелковых объектов учебных центров органов внутренних дел, которым разрешено проведение стрельб из указанных видов оружия, либо на базе стрелковых объектов негосударственных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации соответствующих категорий работников.
Сроки и место проведения первичных, плановых и повторных периодических проверок определяются комиссиями с учетом даты и места, указанных в обращении руководителя (работника) и предварительно согласованных данным руководителем (работником) с администрацией учебных центров и образовательных учреждений, на базе стрелковых объектов которых будут проводиться проверки.
К проверке допускаются работники при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия, после получения уведомления о прохождении периодической проверки.
Уведомление о сроках и месте прохождения проверок направляется органом внутренних дел, которым ведется личное дело на соответствующего работника, подлежащего проверке. Уведомления о прохождении плановых периодических проверок направляются (выдаются) соответствующим работникам, подлежащим проверкам, не позднее чем за 45 дней, повторных - за 14 дней, а первичных - за 7 дней до начала проверки.
Указанные уведомления могут выдаваться руководителям или уполномоченным должностным лицам организаций.
В соответствии с пунктом 7 Положения место и порядок проведения периодических проверок работников организаций (их обособленных подразделений), расположенных вне территории оперативного обслуживания МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ОВДТ, ОВДРО, согласовываются с Центральной комиссией МВД России.
3. Периодическая проверка частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, включает в себя проверку теоретических знаний работников нормативных правовых актов РФ, регулирующих оборот оружия и устанавливающих особенности, запреты и ограничения его применения, а также выполнение ими упражнений практических стрельб из огнестрельного оружия. Перечень типовых упражнений дан в приложении N 2 к Положению.
Использование оружия и патронов при выполнении упражнений осуществляется в соответствии с нормами их положенности, предназначенными для проведения периодических проверок частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия. Нормы положенности оружия и патронов определены в приложении N 3 к Положению.
Периодическая проверка частных охранников и частных детективов на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, включает в себя проверку теоретических знаний работников нормативных правовых актов РФ, регулирующих обращение указанных изделий и устанавливающих особенности, запреты и ограничения их применения.
Частные детективы (сыщики) проходят периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.
Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 04.04.2005), знание которых проверяется при проведении проверки.
Проверка теоретических знаний осуществляется с использованием карточек опроса, образцы которых утверждаются Центральной комиссией при МВД России, каждая из которых должна иметь по 10 вопросов и не менее 2 вариантов ответов по ним с одним правильным. При наличии двух и более ошибочных ответов проверяемому выставляется неудовлетворительная оценка.
Для проверки теоретических знаний возможно использование компьютерной техники или специальных автоматизированных средств.
4. При проверке теоретических знаний у частных охранников и сыщиков устанавливается знание:
- положений статей 1 - 6, 9, 12, 13, 21, 22, 24 - 27 Федерального закона "Об оружии", статей 37 - 39, 222, 224 и 225 Уголовного кодекса РФ, статей 19.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статей 19.20, 19.23, ч. ч. 1 и 2 ст. 20.8, статей 20.9, 20.12 и 20.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
- особенностей применения (использования) оружия и специальных средств, предусмотренных в статьях 16 - 18 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статье 203 Уголовного кодекса РФ, статьях 14.2, 17.12, 20.16, 20.17, 20.19 и 20.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также в Правилах применения частными детективами и охранниками специальных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587;
- тактико-технических характеристик огнестрельного оружия, назначения и устройства их основных частей и механизмов, а также мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием;
- правил оказания доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения при огнестрельных ранениях, поражении слезоточивыми, раздражающими веществами или электричеством, усвоение неотложных действий по направлению потерпевших в лечебные учреждения, охране места происшествия и информированию органов внутренних дел.
После проверки теоретических знаний проводятся практические стрельбы. При этом к стрельбам не допускаются работники, получившие неудовлетворительную оценку по результатам проверки теоретических знаний или не прошедшие инструктажа по мерам безопасности.
5. По завершении периодической проверки член комиссии, проводивший указанное контрольное мероприятие, составляет акт проверки, форма которого утверждена в приложении N 4 к Положению. Бланки актов изготавливаются централизованно МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, ОВДТ, ОВДРО с присвоением им индивидуальных учетных номеров и подлежат строгому учету, их хранение и выдача членам комиссий осуществляется согласно требованиям, установленным для бланков лицензий и разрешений. Номера серий бланков устанавливаются Центральной комиссией МВД России.
В соответствии с пунктом 13 Положения акты проверок рассматриваются комиссией, которая на основании результатов проверки принимает решение о прохождении (непрохождении) работниками ЧОП и частными сыщиками указанных проверок. Протоколы комиссии заверяются подписями председателя и членов комиссии.
Выписки из протоколов заседаний комиссии хранятся в учетном (контрольно-наблюдательном) деле на соответствующую организацию, а также в личном деле работника указанной организации, ведущемся органом внутренних дел. Согласно пункту 13.1 Положения для хранения протоколов комиссий и других учетных документов могут использоваться электронные носители информации о результатах периодических проверок и решениях комиссий.
Выписка с заключением комиссии о получении положительных оценок по результатам проверки теоретических знаний и выполнения практических стрельб подтверждает прохождение работником периодической проверки.
6. При получении неудовлетворительной оценки по проверкам теоретических знаний либо результатам выполнения практических стрельб комиссией назначается повторная проверка, которая проводится в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения. Уведомление для повторной проверки выдается комиссией в установленном порядке.
В случае непрохождения охранником повторной проверки комиссией руководителю ЧОП направляется предписание для проведения необходимой переподготовки охранника.
Также комиссия направляет подразделению лицензионно-разрешительной работы выписку из протокольного решения комиссии вместе с уведомлением для принятия ОВД решения об аннулировании разрешения на хранение и ношение служебного оружия, оформленного данному охраннику, в соответствии со статьей 26 Закона об оружии.
К последующей проверке работник допускается после дополнительной переподготовки по соответствующей учебной программе.
Согласно пункту 16 Положения в отношении работника, не прибывшего для прохождения периодической проверки и не предоставившего в комиссию до установленного срока проверки ходатайство ЧОП о переносе сроков проверки, комиссия принимает решение о непрохождении работником периодической проверки. Решение фиксируется в протоколе заседания комиссии.
При несогласии охранника с решением комиссии о результатах его периодической проверки он может обратиться в установленном порядке в Центральную комиссию МВД России. В ходе рассмотрения такого обращения (жалобы) Центральной комиссией МВД России может быть организована внеплановая периодическая проверка.
7. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.
Согласно ст. 203 Уголовного кодекса РФ превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового лишения. Если же при превышении полномочий были причинены тяжкие последствия и имеются признаки состава иных преступлений, то руководитель или служащий частной охранной или детективной службы подлежит привлечению к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 203 УК РФ либо по совокупности преступлений.
Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Статья 45 Конституции РФ провозглашает, что каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. На основании ст. 37 УК РФ необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную опасность и противоправность, а следовательно, преступность и наказуемость действий обороняющегося. Эти действия хотя формально и подпадают под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам предотвращения и пресечения преступлений. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина.
Акт необходимой обороны считается правомерным, если посягательство является: общественно опасным, наличным, действительным (реальным). Необходимая оборона осуществляется не только против преступного, уголовно наказуемого посягательства, достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Согласно части 2 статьи 37 УК РФ защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
Следует отметить, что статья 37 УК РФ была дополнена частью 2.1 Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ. Данная часть расширила возможности обороняющегося по защите от неожиданного посягательства, если даже защищающееся лицо и не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. В принципе данная новелла - демократический шаг на пути совершенствования уголовного закона в давнем противоборстве сторон института необходимой обороны: нападающего и защищающегося.
В случае превышения пределов необходимой обороны в зависимости от характера наступивших последствий частный детектив (охранник) может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 108 УК РФ (убийство) либо по ст. 114 УК РФ (причинение тяжких телесных повреждений).
В соответствии со статьей 39 УК РФ крайняя необходимость - это такое состояние, когда лицо для отвращения опасности, реально угрожающей законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества и государства, причиняет вред интересам третьих лиц при условии, что грозящая опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и причиненный вред менее значителен по сравнению с предотвращаемым.
Состояние крайней необходимости возникает там, где сталкиваются два охраняемых законом интереса, и сохранение одного (более важного) достигается принесением в жертву другого (менее важного). Лицо, оказавшееся в состоянии крайней необходимости, из двух зол выбирает меньшее и путем сознательного нарушения одного из интересов спасает другой, более важный по своему значению. Именно поэтому действия, совершаемые в состоянии крайней необходимости, полезны для общества, они правомерны и морально оправданны.
Например, охранник пункта обмена валюты при реальной угрозе лишения его жизни выдает вооруженным налетчикам крупную сумму денег; пожарные разрушают строения, близко стоящие к источнику огня, чтобы предотвратить его распространение на жилой массив; сотрудники правоохранительных органов ради спасения лиц, захваченных в качестве заложников, выполняют требования преступников о передаче им денег, оружия, наркотиков и предоставлении транспортных средств.
Согласно части 2 статьи 39 УК РФ превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Следует обратить внимание, что такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Еще одним обстоятельством, исключающим наступление уголовной ответственности, является причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (статья 38 УК РФ). Акт задержания лица, совершившего преступление, по своей юридической природе является осуществлением прав, предоставленных частному охраннику, а в ряде случаев - выполнением моральной обязанности гражданина по пресечению противоправных действий и доставлению лиц, их совершающих, в органы внутренних дел.
Задержание лица на месте совершения им преступления и в ряде других случаев нередко совпадает с пресечением посягательства с его стороны и поэтому не выходит за пределы необходимой обороны. Если задерживаемый оказывает сопротивление законным действиям представителей власти или граждан и оно перерастает в общественно опасное посягательство, сразу возникает право на необходимую оборону. Вред, причиненный посягающему, в таких случаях оправдан состоянием необходимой обороны.
Общественная полезность, социальная ценность такого задержания состоят в том, что эта деятельность способствует, во-первых, осуществлению принципа неотвратимости ответственности за преступление, во-вторых, устраняет опасность совершения задерживаемым лицом новых преступлений, предупреждает возможную в дальнейшем преступную деятельность.
Согласно части 2 статьи 38 УК РФ превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 16. Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия. Комментарий к статье 16
Вернутся в раздел Комментарии к законам