1. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - комментируемый Закон или Закон) принят во исполнение прямого предписания, содержащегося в п. 3 ст. 87 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <*> (далее - часть первая ГК РФ): правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве комментируемого Закона, организационно-правовая форма коммерческой организации - общество с ограниченной ответственностью - наряду с акционерными обществами является одной из наиболее используемых форм ведения предпринимательской деятельности. В форме общества с ограниченной ответственностью действуют тысячи коммерческих организаций, эта форма наиболее характерна для малого и среднего бизнеса, хотя существуют и общества с ограниченной ответственностью, активы которых оцениваются во много миллиардов рублей.
До принятия комментируемого Закона правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью определял Гражданский кодекс РФ. Однако многие аспекты деятельности обществ с ограниченной ответственностью ГК РФ не регламентируются детально. Также, в соответствии с ГК РФ, ряд положений, регламентирующих деятельность таких обществ, должен быть определен в специальном законе об обществах с ограниченной ответственностью. Отсутствие закона об обществах с ограниченной ответственностью создавало "правовой вакуум" в данной сфере правового регулирования. Поэтому важность принятия Закона обусловливалась необходимостью устранения пробелов в законодательстве, регламентирующем правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников. Отсутствие необходимого и достаточного законодательного регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью вынуждало лиц, заинтересованных в выборе оптимальной для своей ситуации организационно-правовой формы коммерческой организации, использовать более сложную форму акционерного общества.
Закон разработан на основе положений ГК РФ, а также законодательного опыта и судебной практики России и зарубежных стран. Основная цель Закона - дополнить действующее законодательство правилами, более детально регламентирующими права и обязанности участников обществ с ограниченной ответственностью, порядок формирования уставного капитала, управление обществом, ответственность исполнительных органов. Проект уделяет большое внимание вопросам внесения вкладов в уставный капитал общества, увеличения уставного капитала, исключения и выхода участников из общества, переходу долей участников общества.
Наиболее важные моменты комментируемого Закона обозначены в пояснительной записке к его проекту следующим образом:
проект развивает положения ГК РФ, направленные на защиту интересов кредиторов общества с ограниченной ответственностью, и устанавливает требования к минимальному размеру уставного капитала, минимальному размеру вклада одного участника, требования о необходимости проведения независимой оценки вкладов, вносимых в неденежной форме, и другое;
нормы проекта обеспечивают достаточную защиту прав участников, обладающих небольшим количеством голосов, от злоупотреблений со стороны участников с большим количеством голосов. Во-первых, к таким нормам относятся правила принятия решений на общем собрании участников - большинством или квалифицированным большинством от всех участников, а не от присутствующих. Во-вторых, правила, обязывающие при принятии ряда решений (например, предоставлении дополнительных прав, возложении дополнительных обязанностей и т.п.) принимать решения единогласно или с согласия того лица, права которого непосредственно затрагиваются таким решением. Кроме того, проект Закона предоставляет возможность участникам общества при чрезвычайных обстоятельствах требовать в судебном порядке исключения из общества участников, грубо нарушающих свои обязанности или делающих невозможным деятельность общества. Такое положение проекта важно для разрешения патовых ситуаций, часто складывающихся при создании обществ с ограниченной ответственностью, когда часть участников не вносит заявленные ими вклады, вводя тем самым в заблуждение кредиторов общества относительно истинного размера уставного капитала, а само общество и остальных его участников ставя в сложное экономическое положение;
проект Закона детально регламентирует такие важные для общества и его участников вопросы, как выход участника из общества, порядок, способы и сроки выплаты стоимости имущества выбывающему участнику, переход доли в уставном капитале от одного участника к другому или третьему лицу, порядок приобретения обществом доли участника и порядок продажи доли, принадлежащей обществу, порядок залога участником доли в уставном капитале, обращение взыскания кредиторов участника на его долю в уставном капитале;
в проекте Закона подробно определены положения, связанные с управлением обществом. По сравнению с ГК РФ расширен круг вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Определены сроки и порядок созыва и проведения общего собрания участников и порядок принятия собранием решений, предусмотрена возможность заочного проведения общего собрания. Проектом определены полномочия исполнительного органа общества, предусмотрены случаи, когда лица, выполняющие функции исполнительного органа, несут ответственность перед обществом за причиненные их виновными действиями убытки.
В пояснительной записке к законопроекту также отмечалось, что, несмотря на строгость ряда своих норм, Закон тем не менее во многом либерален. Такой подход отражает сущность общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы коммерческой организации, делает ее более привлекательной при выборе формы ведения бизнеса, делового сотрудничества. Авторы законопроекта, учитывая современный уровень подготовки учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью, ориентировались на создание правил, которые участники общества могут изменять своими учредительными документами. Эти правила касаются внутренней жизни общества с ограниченной ответственностью и могут определяться по соглашению самих участников общества.
В разработке проекта Закона приняли участие: Г.Е. Авилов, В.В. Витрянский, Г.Д. Голубов, О.М. Козырь, Е.А. Кульков, Т.М. Медведева, Е.А. Суханов, А.В. Тимофеев, С.А. Хохлов, С.А. Шишкин.
В комментируемый Закон за время его действия вносились изменения и дополнения в соответствии со следующими федеральными законами:
Федеральными законами от 11 июля 1998 г. N 96-ФЗ "О внесении изменения в статью 59 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*> и от 31 декабря 1998 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статью 59 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <**> внесены изменения в положения, предписывающие привести учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до введения в действие комментируемого Закона, в соответствие с этим Законом (см. комментарий к ст. 59 Закона);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3261.
<**> СЗ РФ. 1999. N 1. Ст. 2.
Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" <*> внес изменения в положения, касающиеся места нахождения обществ и порядка назначения ликвидационной комиссии при ликвидации обществ (см. комментарий к ст. ст. 4 и 57 Закона);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 12. ст. 1093.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" <*> установлено, что ограничения на выпуск облигаций общества не распространяются на выпуск облигаций с ипотечным покрытием (см. комментарий к ст. 31 Закона).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. I. Ст. 18.
В целях обеспечения правильного применения судами и арбитражными судами комментируемого Закона, а также учитывая, что у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум ВС России и Пленум ВАС России в совместном Постановлении от 9 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*> дали разъяснения по применению Закона.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 2000. 27 января. N 19.
Дача разъяснений по вопросам судебной практики закреплена в полномочиях ВС России - в ч. 5 ст. 19, а ВАС России - в ч. 5 ст. 23 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <*>. Как установлено п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <**>, по вопросам своего ведения Пленум ВАС России принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
<**> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
В п. 1 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14 судам при рассмотрении споров, связанных с применением комментируемого Закона, предписано исходить из того, что его действие распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, включая те, которые приобрели такую организационно-правовую форму в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <*>, предусматривающей применение норм законодательства об обществах с ограниченной ответственностью к ранее созданным товариществам с ограниченной ответственностью и обязывающей последних привести свои учредительные документы в соответствие с нормами гл. 4 части первой ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью в порядке и сроки, определенные Законом.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.
На основании п. 3 ст. 95 части первой ГК РФ правила Гражданского кодекса РФ об обществах с ограниченной ответственностью, а соответственно и положения Закона применяются также к обществам с дополнительной ответственностью, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами, установленными для этих обществ.
2. Действие комментируемого Закона распространяется на общества с ограниченной ответственностью, создаваемые и действующие во всех сферах коммерческой или иной экономически значимой деятельности. Вместе с тем п. 2 ст. 1 Закона установлено, что особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами.
Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту, ориентируясь на практику использования данной формы в различных сферах хозяйственной деятельности, Закон указывает на возможность установления другими (специальными) законами правил, определяющих особенности правового положения обществ с ограниченной ответственностью, действующих в сферах банковской, страховой, инвестиционной деятельности и сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что в п. 3 ст. 87 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ <*>) говорится о возможности установления особенностей правового положения только кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, прав и обязанностей их участников. Такие особенности, как указано в п. 3 ст. 87 части первой ГК РФ, определяются наряду с Гражданским кодексом РФ также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Соответственно, комментируемый Закон расширяет перечень сфер деятельности, в которых особенности правового положения обществ с ограниченной ответственностью могут быть определены федеральными законами.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3471.
Пленум ВС России и Пленум ВАС России в п. 2 Постановления от 9 декабря 1999 г. N 90/14 предписали судам иметь в виду, что круг вопросов, указанных в п. 2 ст. 1 Закона и п. 3 ст. 87 части первой ГК РФ, по которым особенности правового регулирования названных в них обществ могут устанавливаться в иных федеральных законах, является исчерпывающим. По другим вопросам, в т.ч. связанным с гарантиями и способами защиты прав участников обществ (кроме кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью), применяются общие положения Закона.
Сфера банковской деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) <*> правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <**>, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
--------------------------------
<*> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<**> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Статьей 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Кредитная организация, как определено в ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Как указывалось выше, согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14, общие положения Закона по вопросам, связанным с гарантиями и способами защиты прав участников обществ, не применяются в отношении кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" устанавливает требования к учредительным документам кредитной организации (ст. 10), уставному капиталу кредитной организации (ст. 11), органам управления кредитной организации (ст. 11.1). В ст. ст. 12 - 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" также установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций. Порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций наряду с законодательными актами определен также Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И <*>.
--------------------------------
<*> См.: Вестник Банка России. 2004. N 15.
Сфера страховой деятельности.
В п. 1 ст. 1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ) <*> установлено, что указанный Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Указанные отношения согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" регулируются также федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, принятыми в соответствии с указанным Законом. В случаях, предусмотренных указанным Законом, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут принимать нормативные правовые акты. Для целей Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", как указано в п. 3 его ст. 1, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, предусмотренные п. п. 1 и 2 этой же статьи, являются составной частью страхового законодательства.
--------------------------------
<*> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 2. Ст. 56; СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4858.
В ст. 2 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" даны следующие определения понятий страхования и страховой деятельности (страхового дела):
страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (п. 1 ст. 2);
страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием (п. 2 ст. 2).
Сфера инвестиционной деятельности.
Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории России определены Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005.
Как определено в п. 2 ст. 1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом согласно п. 1 ст. 1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ <*>) инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167.
В п. 2 ст. 1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" также определено, что инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. 2000 г.) <*>, в ст. 1 которого даны следующие определения:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096; 2000. N 2. Ст. 143.
инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В п. 3 ст. 11 комментируемого Закона установлено, что особенности учреждения общества с ограниченной ответственностью с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом (см. комментарий к ст. 11 Закона).
Область производства сельскохозяйственной продукции.
В п. 2 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14 разъяснено, что особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области сельскохозяйственного производства относятся лишь к тем из них, которые созданы на базе колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, либо вновь образованы для ведения деятельности в этой сфере и не распространяются на общества, действующие в промышленности и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, выполнение работ и оказание услуг для сельскохозяйственных производителей.
Порядок реорганизации колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, определялся Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" <*>, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" <**> (к настоящему времени все указанные документы утратили силу).
--------------------------------
<*> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.
<**> См.: Российская газета. 1992. 24 сентября. N 211.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом. Комментарий к статье 1
Вернутся в раздел Комментарии к законам