2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).
3. Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
5. Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
Комментарий к статье 4
В данной статье дается перечень субъектов инвестиционной деятельности применительно к целям настоящего Федерального закона.
В качестве инвесторов перечисляются: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), юридические лица, как коммерческие (товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия и др.), так и некоммерческие организации; различные субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица, но тем не менее обладающие в соответствии с законодательством РФ гражданской правосубъектностью (простые товарищества, союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц); государственные органы, органы местного самоуправления; в качестве отдельной специфической категории субъектов инвестиционной деятельности выделяются иностранные инвесторы. Отличительным признаком таких субъектов является их возможность выступать от собственного имени.
Правовой статус физических лиц и их права в сфере инвестирования в капитальные вложения определяется ГК РФ, Законом об инвестициях и инвестиционной деятельности, другими действующими нормативно-правовыми актами РФ.
Деятельность юридических лиц - инвесторов регулируется ГК РФ, специальными законами, регламентирующими статус отдельных видов юридических лиц (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" и др.), инвестиционным и другим законодательством РФ, уставами данных организаций.
2. Сделки, связанные с инвестированием в капитальные вложения, часто относятся к разряду крупных сделок, для которых законодательством РФ предусмотрена специальная процедура принятия решения об их совершении.
Так, например, в соответствии со ст. 78 Закона об акционерных обществах крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.
В случае отчуждения или вероятности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества - цена его приобретения.
Крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров. Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В случае, если единогласие совета директоров (наблюдательного совета) общества по вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто, по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. В таком случае решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью более 50% балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Данные положения не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
3. Специфическое положение как инвестора занимает простое товарищество.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
В разъяснении МАП РФ по отдельным вопросам применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в ред. ФЗ от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ) приведены отличительные признаки договора о совместной деятельности. Одним из них является его многосторонний характер. Объединение создается для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Участники совместной деятельности заключают взаимный договор о совместной деятельности, или, иначе говоря, образуют простое товарищество. Права и обязанности возникают у каждого участника по отношению к остальным.
Исключение из общего правила о том, что объединение лиц в виде простого товарищества не подлежит государственной регистрации, составляет финансово-промышленная группа (ФПГ). Это объясняется ее особым положением и целями.
Каждый участник договора о совместной деятельности должен иметь право на участие в управлении общими делами, на долю в праве на общее имущество и на получение части прибыли.
В соответствии со ст. 1044 ГК РФ при ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей.
Имущественные взносы участников составляют объект их общей долевой собственности. В нее, кроме того, поступает и имущество, созданное или приобретенное участниками в результате совместной деятельности, включая полученные доходы. Эти отношения регулируются нормами о праве долевой собственности. Согласно ст. 1048 ГК РФ прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально величине вклада каждого в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением. Соглашение об отстранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.
В случае, если договор простого товарищества не связан с предпринимательской деятельностью (например, товарищество создано для совместных научных исследований), ответственность по договору с третьими лицами наступает пропорционально вкладу каждого в общее имущество (долевая ответственность). При недостаточности общего имущества необходимые суммы в той же пропорции возмещаются из личного имущества товарищей.
По общим обязательствам, не связанным с договором (например, из совместного причинения вреда), участники такого товарищества отвечают солидарно (ст. 322, 325 ГК РФ).
Если договор простого товарищества был направлен на осуществление предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем обязательствам, независимо от оснований их возникновения.
Нормы об ответственности являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон. Основания и размер ответственности определяются по общим правилам гл. 25 ГК РФ.
Таким образом, ввиду того что простое товарищество не имеет четко определенного правового статуса (многие нормы, регламентирующие его деятельность, являются диспозитивными), нестабильно по своему положению (существуют недостатки управления товариществом, связанные, как правило, с отсутствием специального управленческого аппарата; не всегда значительны основания для прекращения договора простого товарищества, что создает высокую вероятность его неожиданного прекращения), оно относится к категории нестабильных инвесторов, заключение долговременного договора инвестирования с которыми не всегда обоснованно, а исполнение - гарантировано.
Другая ситуация - когда в договоре о совместной деятельности (простом товариществе) участвуют сразу несколько субъектов инвестирования (инвестор, заказчик, подрядчик, пользователь). Они, как правило, распределяют свои роли в общем инвестиционном процессе, что придает ему дополнительную сбалансированность, управляемость и мобильность.
4. Специфическим статусом в качестве инвесторов обладают объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Объединения юридических лиц участвуют в инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений достаточно часто для достижения не прямого коммерческого, а иного полезного (управленческого, консультационного и др.) эффекта.
От характера участников объединения зависит объем его специальной правоспособности.
Объем специальной правоспособности ассоциации (союза) некоммерческих юридических лиц определяется исходя из норм ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Данная статья допускает возможность осуществления ассоциацией (союзом) некоммерческих организаций предпринимательской деятельности, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания ассоциации (союза), приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. Полученная прибыль не подлежит распределению между участниками ассоциации (союза).
Ассоциация (союз) является собственником имущества, складывающегося за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных допускаемых законодательством источников (п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК РФ).
5. Специфический статус ассоциаций предусмотрен в Федеральном законе от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации".
Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ - это некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ.
Основными целями и задачами ассоциации являются:
обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;
стабилизация экономического положения и социальная защита населения;
совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;
достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения;
представление интересов членов ассоциации;
обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;
участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;
оптимальное размещение производительных сил;
развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;
подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;
подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;
изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров;
создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;
подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию.
Создание ассоциации осуществляется по решению учредителей, которыми могут выступать органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредительными документами ассоциации являются учредительный договор, заключенный ее учредителями, и утвержденный ими устав. Учредительные документы ассоциации, их изменения подлежат государственной регистрации, а после нее опубликованию в органах печати субъектов РФ, органы государственной власти которых являются членами ассоциации.
Имущество ассоциации составляют средства, полученные от денежных и материальных взносов учредителей ассоциации и других установленных федеральным законом источников. Суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством последних.
6. Специфический вид объединения юридических лиц предусмотрен в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.
В случае создания подобной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются указанными соглашениями. Национальный режим для ее участников регламентируется межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Совокупность юридических лиц, образовавших финансово-промышленную группу, приобретает статус финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа о ее государственной регистрации.
Изменение условий договора о создании финансово-промышленной группы или состава участников финансово-промышленной группы подлежит государственной регистрации полномочным государственным органом. Такая регистрация изменений состава участников финансово-промышленной группы производится полномочным государственным органом на основании заключения федерального антимонопольного органа.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.
Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
7. К инвесторам относятся также государственные органы и органы местного самоуправления. В качестве государственных органов, наделенных компетенцией в инвестиционной сфере, как правило, выступает Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, соответствующие органы субъектов РФ. Их инвестиционная деятельность определяется положениями о соответствующих органах и другим действующим законодательством РФ.
8. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ, в частности:
вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
осуществляет управление федеральной собственностью;
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.
О компетенции Правительства РФ в инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений см. также комментарий к ст. 15 настоящего Федерального закона.
9. Согласно Положению "О Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 990, Министерство экономического развития и торговли РФ, в частности:
разрабатывает принципы, методы и формы реализации государственной структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации;
подготавливает с участием Министерства финансов РФ, Министерства промышленности, науки и технологий РФ и других федеральных органов исполнительной власти проект Бюджета развития РФ на соответствующий год и обеспечивает эффективное использование средств бюджета;
содействует привлечению иностранных инвестиций, участию в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами;
осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, сотрудничество с международными экономическими и финансовыми организациями в инвестиционной сфере, а также проводит государственную экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества;
организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработку государственной инвестиционной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности, осуществляет изучение спроса на инвестиции;
разрабатывает с участием Министерства финансов РФ и других федеральных органов исполнительной власти и представляет в Правительство РФ адресную федеральную инвестиционную программу, осуществляет на ее основе формирование годовых лимитов государственных инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
осуществляет регистрацию приоритетных инвестиционных проектов, а также составляет и передает в Правительство РФ перечень таких проектов;
проводит с участием федеральных органов исполнительной власти анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств Бюджета развития РФ и совместно с Министерством финансов РФ обеспечивает финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых (гарантируемых) из бюджета;
по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготавливает и заключает по поручению Правительства РФ в установленном порядке соглашения о поощрении и взаимной защите капитальных вложений;
прорабатывает вопросы финансово-кредитных отношений и инвестиционного сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, предоставления им государственных кредитов, совершенствования расчетов и платежей в рамках Содружества Независимых Государств.
10. В соответствии с Положением "О Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, Минфин России, в частности:
участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
ограничивает, приостанавливает, а в необходимых случаях и прекращает в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований;
подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в указанные фонды;
разрабатывает совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ проекты программ государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
проводит совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;
представляет в установленном порядке Правительство РФ с предоставлением государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
взыскивает в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ.
11. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст. 14 данного Закона к органам местного самоуправления относятся: выборные органы и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с их уставами и законами могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления, в частности, находится вопрос установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего местное самоуправление на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица местного самоуправления (местные администрации и др.).
О компетенции представительных и исполнительных органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности - см. комментарий к гл. V настоящего Федерального закона.
12. Отдельно в качестве инвесторов в комментируемой статье указываются иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы). Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" под иностранным инвестором подразумевает:
иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется законодательством государства, где оно учреждено, и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется законодательством государства, где она учреждена, и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
иностранного гражданина, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются законодательством государства его гражданства и который вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
международную организацию, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на ее территории;
иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
Об особенностях деятельности иностранных инвесторов на территории РФ см. комментарий к ст. 5 настоящего Федерального закона.
13. Заказчик и подрядчик, как правило, выступают наиболее активными сторонами инвестиционного процесса в форме капитальных вложений. Первый руководит работами и контролирует договоры или контракты, второй является исполнителем. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями в соответствии с договором или контрактом с инвестором. Заказчик и инвестор могут объединяться в одном лице: это происходит, как правило, когда инвестор заинтересован в самом объекте инвестирования, а не только в прибыли от вложения инвестиций. Правовой статус заказчика и подрядчика регламентируется гл. 37 ГК РФ, посвященной вопросам подряда.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.
Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика. Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
Подрядчики обязаны иметь лицензию на соответствующие виды подрядных работ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В подрядном договоре сторонами оговариваются источники финансирования проводимых работ, порядок закупки и поставки материалов, этапы выполнения работ, представляемые на каждом из этапов результаты работ, отчетная и другая документация, порядок оплаты работ и контроля над их проведением, прочие условия.
14. В качестве специфических субъектов инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений выступают пользователи объектов капитальных вложений. Пользователями объектов капитальных вложений являются окончательные выгодоприобретатели от инвестиционной деятельности, т.е. те лица, для которых создаются указанные объекты. Выступление пользователя в самостоятельном правовом статусе наиболее характерно при государственном или муниципальном инвестировании для решения различных общесоциальных задач. В качестве таких пользователей могут выступать инвесторы или заказчики работ. Пользователям свойственна заинтересованность именно в объекте капитальных вложений.
Субъект инвестиционной деятельности, как уже было сказано ранее, может наделяться правами и обязанностями и более чем двух субъектов такой деятельности. В частности, достаточно характерна ситуация, когда заказчик выступает в качестве инвестора и последующего пользователя объекта капитальных вложений. Тем не менее такая схема приемлема для несложных инвестиционных программ, позволяющих без ущерба для нормального ведения коммерческой деятельности и достижения ее результатов подобное совмещение функций в одном лице.
15. Для осуществления заемно-инвестиционной деятельности в г. Москве необходимо пройти государственную аккредитацию. Ее порядок определяется Положением от 24 сентября 1999 г. N 28/4 "О порядке аккредитации участников заемно-инвестиционной деятельности в г. Москве".
Данное положение определяет условия и порядок аккредитации участников заемно-инвестиционной деятельности в г. Москве, осуществляемой Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка совместно со Специализированным государственным унитарным предприятием "Финансовое агентство города Москвы" (СГУП "Мосфинагентство"); критерии и требования, выполнение которых является необходимым для аккредитованных организаций; регламентирует процедуру аккредитации и порядок лишения аккредитации.
Аккредитация осуществляется в целях формирования сети уполномоченных организаций, обеспечивающих эффективное функционирование заемно-инвестиционной системы г. Москвы, включая рынок облигаций городских облигационных займов Москвы, а также в целях обеспечения эффективного регулирования и контроля за деятельностью участников заемно-инвестиционной деятельности. Аккредитация организаций осуществляется по направлениям деятельности и видам выполняемых работ и оказываемых услуг, которые определяются Комиссией по аккредитации участников заемно-инвестиционной деятельности в г. Москве.
Прохождение процедуры аккредитации является необходимым условием для заключения организацией договора на выполнение соответствующих работ или оказание услуг с Комитетом и СГУП "Мосфинагентство". Аккредитованная организация, заключившая договор, приобретает соответствующие права и обязанности.
По решению Комиссии по отдельным направлениям деятельности количество аккредитованных организаций может быть ограничено. В этом случае, а также при наличии нескольких претендентов аккредитация может осуществляться с использованием конкурсного отбора.
Принятие решений об аккредитации, приостановлении действия аккредитации, продлении срока аккредитации, а также о лишении аккредитации; принятие решений об использовании конкурсного отбора для аккредитации организаций по отдельным направлениям деятельности и видам поручаемых работ осуществляются Комиссией.
Аккредитация осуществляется на срок, устанавливаемый Комиссией в Протоколе заседания Комиссии, с правом дальнейшего продления.
При принятии положительного решения об аккредитации организации по определенному направлению деятельности и виду выполняемых работ и оказываемых услуг Комиссия может предложить организации заключить договор по соответствующему направлению в срок, указываемый в Протоколе заседания Комиссии.
Аккредитуемые организации должны удовлетворять требованиям, установленным законами РФ и нормативными актами соответствующих государственных органов Российской Федерации и г. Москвы, в том числе требованиям:
к минимальному уставному и (или) собственному капиталу;
норм финансово-экономической деятельности;
квалификации и опыту работы руководителей и персонала организаций;
запрета на совмещение видов деятельности на рынке ценных бумаг;
запрета и (или) ограничения на участие в уставном капитале других хозяйствующих субъектов и лиц или на участие других хозяйствующих субъектов и лиц в уставном капитале организаций;
наличия лицензии на право осуществления профессиональной деятельности;
поддержания устойчивого финансового положения;
к уровню и качеству оказываемых услуг;
установленным Комиссией.
Комитет и СГУП "Мосфинагентство" вправе устанавливать дополнительные требования к аккредитуемым организациям.
Организация, претендующая на получение аккредитации, подает в Комиссию заявление на аккредитацию, отдельно по каждому направлению деятельности.
Организация, подавшая заявление на аккредитацию (Заявитель), для прохождения процедуры аккредитации должна представить в Комиссию следующие документы:
анкету Заявителя;
нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации Заявителя;
нотариально заверенную копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности (если ее направление, по которому аккредитуется организация, требует лицензии);
копии учредительных документов с изменениями и дополнениями;
расчет размера собственного капитала Заявителя (для организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг);
копию заключения по результатам последней аудиторской проверки;
бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, составленные на последний год и последнюю отчетную дату;
внутренние правила и регламент осуществления профессиональной деятельности Заявителя, документы об организации внутреннего контроля за соблюдением правил и регламента, образцы договоров об оказании профессиональных услуг по направлению деятельности, по которому Заявитель аккредитуется (при наличии у Заявителя таких правил и регламента);
справку о профессиональной деятельности Заявителя за последние три года, включая информацию о завершенных, текущих и перспективных проектах и работах;
справку об организационной структуре Заявителя, сведения о его филиалах, отделениях, представительствах, дочерних предприятиях с указанием места расположения (страна, город) и даты создания;
справку о структуре руководящих органов Заявителя, список руководителей с указанием номеров контактных телефонов.
В дополнение к указанным документам Комиссия вправе затребовать иные документы, в том числе расшифровку сведений, предоставленных Заявителем.
Заявитель может предоставлять дополнительные документы и материалы, которые положительно характеризуют его профессиональную деятельность.
Заявления на аккредитацию или на продление срока аккредитации подлежат регистрации. Комиссия вправе отказать в принятии документов в случае непредставления каких-либо из выше указанных документов и (или) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных настоящим Положением. При этом, в случае невозможности представления каких-либо документов по существенным причинам (например, конфиденциальности информации), по согласованию с Комиссией Заявитель вправе не предоставлять такие документы.
Представленные документы могут быть переданы на экспертизу для анализа деятельности Заявителя на предмет соответствия установленным настоящим Положением критериям и требованиям.
Вопрос об аккредитации Заявителя рассматривается Комиссией на ближайшем заседании при условии, что Заявитель заранее передал в Комиссию необходимые документы. По результатам рассмотрения Комиссия принимает решение об аккредитации либо об отказе в аккредитации.
В случае необходимости на заседание Комиссии, на котором рассматривается вопрос об аккредитации, могут быть приглашены руководители Заявителя или его ведущие менеджеры.
Заявитель своевременно информируется об итогах рассмотрения Комиссией вопроса об аккредитации.
При отказе в аккредитации Комиссия не обязана указывать мотивы своего решения.
Конкурсный отбор организаций на право аккредитации не является конкурсом на право заключения договора. Решение о проведении конкурсного отбора принимается Комиссией. При этом определяются даты начала и окончания приема документов, место и время проведения заседания Комиссии по вопросу конкурсного отбора, способ и сроки информирования потенциальных участников конкурсного отбора, принимается решение о проведении конкурсного отбора в открытой либо в закрытой форме, а также устанавливаются дополнительные критерии, на основании которых будет приниматься решение о победителе (победителях) конкурсного отбора.
Комиссия рассматривает, оценивает и сопоставляет конкурсные заявки в течение заседания и определяет победителя (победителей) конкурсного отбора. Она вправе потребовать от участников разъяснения положений заявок.
Комиссия отклоняет заявку в случае, если:
участник не соответствует критериям и требованиям, установленным данным Положением;
участник отказался дать разъяснение положений заявки на участие в конкурсном отборе.
Победителем конкурсного отбора признается участник (участники), в заявке которого (которых) предложены лучшие по качеству и цене условия предоставления работ, услуг по аккредитуемому направлению деятельности. При определении победителя также учитываются содержащиеся в поданных документах показатели, характеризующие организацию.
Если после объявления победителя конкурсного отбора Комиссии станут известны факты несоответствия победителя требованиям к участникам, установленным данным Положением, заявка победителя отклоняется и новый победитель определяется из числа остальных участников.
Комиссия вправе проводить конкурсный отбор в закрытой форме в соответствии с настоящим Положением, если:
предметом договора являются работы и услуги, требующие соблюдения конфиденциальности;
работы, услуги производятся ограниченным числом организаций.
При проведении конкурсного отбора в закрытой форме приглашение принять участие в конкурсном отборе направляется ограниченному количеству организаций.
В случае получения аккредитации аккредитованные организации имеют право:
в ходе исполнения договоров принимать участие в реализации программ и проектов Комитета и СГУП "Мосфинагентство" в области заемно-инвестиционной деятельности;
взаимодействовать с городскими, муниципальными и иными органами, организациями и предприятиями при разработке и реализации проектов, связанных с развитием рынка ценных бумаг и инвестиционной деятельности в Москве, в том числе в области разработки нормативной, технологической и иной документации по функционированию рынка ценных бумаг и регулированию деятельности его участников;
ссылаться на аккредитацию и упоминать в своих документах факт аккредитации.
Аккредитованные организации обязаны:
соблюдать требования к аккредитованным организациям, установленные данным Положением и иными приказами Комитета и СГУП "Мосфинагентство";
предоставлять Комитету или СГУП "Мосфинагентство" финансовую и иную документацию, связанную с профессиональной деятельностью организации по Договору;
представлять поданные на аккредитацию документы, в которых сделаны изменения с момента предыдущего представления;
не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения работ (оказания услуг) по заключенному Договору.
По завершении срока аккредитации по заявлению аккредитованной организации Комиссией может быть принято решение о продлении срока аккредитации. Оно зависит от результатов сотрудничества с организацией за предыдущий период. При этом принимается во внимание качество и корректность выполнения Договоров, объемы выполненных работ, соблюдение финансовой дисциплины, качество выполнения порученных организации работ, соблюдение соответствия деятельности организации установленным критериям деятельности, изменение финансово-экономического состояния организации с момента аккредитации.
Если срок аккредитации организации, имеющей действующий Договор, истек, продление действия указанного Договора на следующий срок без продления аккредитации не допускается.
Решение о лишении аккредитации принимается Комиссией.
Основаниями для лишения аккредитации могут быть:
несоблюдение аккредитованной организацией обязанностей, указанных в данном Положении;
нарушение условий Договоров, повлекшее за собой их расторжение;
наличие недостоверных или вводящих в заблуждение данных в документах, представляемых для аккредитации.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. 1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Вернутся в раздел Комментарии к законам