Комментарии к законам

Статья 1202. Личный закон юридического лица. 1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.



2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:
1) статус организации в качестве юридического лица;
2) организационно - правовая форма юридического лица;
3) требования к наименованию юридического лица;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
5) содержание правоспособности юридического лица;
6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.
Комментарий к статье 1202
1. Наряду с физическими лицами субъектами гражданского права являются юридические лица как особые образования, которые характеризуются набором определенных признаков, подтверждающих их правосубъектность, и создаются и прекращаются в специальном порядке. Хозяйственная деятельность юридических лиц все чаще выходит за пределы одного государства и часто охватывает своей деятельностью многие государства. Участие юридических лиц в трансграничных гражданско - правовых отношениях порождает целый ряд правовых вопросов, прежде всего связанных с правовым статусом иностранного юридического лица. Является ли юридическое лицо, созданное по законам одного государства, юридическим лицом и в другом государстве, где оно осуществляет свою деятельность? По законам какого государства определяется право- и дееспособность юридического лица? По законам какого государства определяется ответственность ликвидированного юридического лица по обязательствам, возникшим в другом государстве, и т.д.?
Ответы на эти и другие вопросы классическая доктрина международного частного права связывала с категорией национальности юридического лица, под которой понимается принадлежность юридического лица определенному государству. Право этого государства компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правосубъектностью юридического лица. Такое право получило название личный закон, или личный статут, юридического лица - lex societatis. Для определения национальности в международном частном праве было разработано несколько доктрин: а) доктрина оседлости, по которой юридическое лицо принадлежит тому государству, где находится его правление, административный центр (применяется преимущественно в странах континентальной Европы); б) доктрина инкорпорации, по которой юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано (преимущественно страны англо - американского права); в) доктрина центра эксплуатации, по которой юридическое лицо принадлежит тому государству, где осуществляется его основная хозяйственная деятельность (ее восприняли развивающиеся страны).
Таким образом, классическая схема определения правового положения иностранного юридического лица выглядит следующим образом: а) личный закон (статут) юридического лица является правом, компетентным решать все вопросы, связанные с его правосубъектностью; б) личный закон определяется национальностью юридического лица; в) национальность определяется либо по месту оседлости, либо по месту учреждения, либо по месту основной хозяйственной деятельности.
2. Как видим, в основе доктрин национальности лежит определенный формальный критерий, который очень часто не в состоянии раскрыть действительную принадлежность юридического лица определенному государству: какова национальность юридического лица, которое зарегистрировано в одном государстве, административный центр которого находится в другом государстве, а хозяйственная деятельность осуществляется на территории ряда других государств? Ясно, что ни одна указанная доктрина не в состоянии ответить на этот вопрос.
Современная законодательная практика разных государств пошла по пути отделения личного закона (статута) юридического лица от его национальности. Критерии, обоснованные доктриной с целью определения принадлежности юридического лица определенному государству, превратились в коллизионные привязки. Как любые коллизионные привязки, они основаны на формальных критериях. Как любые коллизионные привязки, они решают только один коллизионный вопрос: право какого государства подлежит применению для определения правового положения юридического лица. Например, применение права государства по месту учреждения предусмотрено в ст. 154 швейцарского Закона о международном частном праве 1987 г.: "К товариществам (под товариществом понимаются любые юридические лица. - Г.Д.) применяется право государства, в котором они учреждены..." <*>. Аналогичные правила закреплены в ст. 3083 Гражданского кодекса Канады (Квебек) 1991 г., в ст. 25 итальянского Закона "Реформа итальянской системы международного частного права" 1995 г. <**> Примером отсылки к праву государства по месту нахождения административного центра может служить ст. 10 Гражданского кодекса Греции 1940 г.: "Право- и дееспособность юридического лица определяются по праву государства, в котором это лицо имеет свой главный орган управления" или ст. 11 Гражданского кодекса Египта 1948 г. <***>
--------------------------------
<*> Международное право. Иностранное законодательство. С. 659.
<**> Там же. С. 348, 329.
<***> Там же. С. 289, 295.
Иногда коллизионный критерий места учреждения или места нахождения административного органа, предусматривающий применение иностранного права, ограничивается в пользу своего собственного права по признаку места деятельности. Например, ст. 11 ГК Египта, устанавливая применение права, где находится основной орган управления, добавляет, что "если это лицо осуществляет свою основную деятельность в Египте, то применимым является египетский закон". Статья 25 итальянского Закона, в целом предусматривая применение права государства по месту учреждения, ограничивает его в пользу итальянского права в двух случаях: если орган управления находится в Италии или когда основная деятельность осуществляется на территории Италии.
Таким образом, в настоящее время основной правовой категорией, используемой для определения правового положения юридического лица, является личный закон (статут) юридического лица, который устанавливается на основе одного из трех коллизионных критериев: места учреждения юридического лица, места нахождения центрального органа управления, места основной хозяйственной деятельности. При этом личный закон юридического лица не связывается с его национальностью.
3. Личный закон (или личный статут) юридического лица - lex societatis - это право государства, по которому определяется правовое положение юридического лица как субъекта права. Предшествовавшему российскому (советскому) законодательству не был известен термин "личный закон юридического лица". Он использовался доктриной, хотя изучался на основе норм права, существующих в национальном праве и в международных договорах. Впервые в нашей практике комментируемая статья ГК не только вводит правовую категорию "личный закон юридического лица", но и раскрывает ее содержание.
В соответствии с п. 1 данной статьи "личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо". Из трех известных мировой практике критериев, используемых для установления личного закона (инкорпорация, оседлость, место хозяйственной деятельности), ГК избирает личный закон юридического лица, связанный с местом его учреждения, т.е. использует критерий инкорпорации. Критерий инкорпорации применялся и в предшествовавшей правовой практике.
Для сравнения обратимся к ст. 161 Основ 1991 г., согласно которой правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Как видим, критерий инкорпорации остался неизменным, изменился только объем этой коллизионной нормы: вместо личного закона (личного статута) в Основах называется правоспособность иностранного юридического лица. Однако правоспособность - это один из основных вопросов, связанных с правосубъектностью юридического лица, который определяется по его личному закону. Поэтому вышеозначенное положение ст. 161 Основ 1991 г. толковалось расширительно и применялось не только к правоспособности, но и к другим вопросам, связанным с правосубъектностью: порядок создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, дееспособность юридического лица и др. Это тот круг вопросов, которые традиционно входят в сферу действия личного закона. В качестве примера сошлемся на решение МКАС при ТПП РФ от 5 февраля 1997 г. Ответчик, российское юридическое лицо, заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у истца, итальянской фирмы, государственной регистрации в России в качестве юридического лица. МКАС не удовлетворил это ходатайство. Ссылаясь на ст. 161 Основ 1991 г., МКАС подтвердил, что правоспособность, в том числе и юридическая личность иностранного юридического лица, определяется по праву, где оно учреждено, т.е. по итальянскому праву <*>.
--------------------------------
<*> См.: Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово - промышленной палате Российской Федерации. Арбитражная практика за 1996 - 1997 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М., 1998. С. 161 (далее - Арбитражная практика за 1996 - 1997 гг.).
Таким образом, можно утверждать, что обращение к критерию инкорпорации для определения личного статута юридического лица является традиционным для нашей правовой практики. Введение нового термина - явление прогрессивное, соответствующее сложившимся реалиям.
4. Главное значение новой статьи "Личный закон юридического лица", введенной ГК, определяется п. 2, который раскрывает сферу применения личного закона, иными словами, устанавливает круг вопросов, решаемых по личному закону юридического лица. Раньше сфера применения личного закона определялась исключительно доктриной, что не способствовало единообразию в правовом регулировании. Впервые комментируемая статья дает четкий перечень вопросов, решаемых по личному закону юридического лица, что имеет серьезное практическое значение.
Следует отметить еще одно новое положение. В Основах 1991 г. привязка правоспособности к праву места учреждения устанавливалась только по отношению к иностранным юридическим лицам, в результате чего личный закон связывался с национальностью юридического лица. К российским юридическим лицам его применение не предусматривалось. В советский период это не имело практического значения, так как в отношении советских внешнеторговых объединений не возникала проблема национальности и личного статута. Ситуация изменилась в новой России. Если юридическое лицо, учрежденное российскими лицами со 100-процентным российским капиталом, зарегистрировано в оффшорной зоне (например, на Кипре), то по какому праву будет определяться его правоспособность? Право места учреждения можно применить только к иностранному юридическому лицу? Является такая компания иностранной или российской? Статья 161 Основ 1991 г. ответа на эти вопросы не дает.
Комментируемая статья закрепляет общую формулировку "личный закон юридического лица", которая охватывает как российские, так и иностранные юридические лица. Поэтому право страны, где учреждено юридическое лицо, всегда будет его личным законом независимо от его государственной принадлежности. Если компания учреждена в России, то ее личным законом будет российское право, даже если ее учредителями будут иностранцы и капитал ее будет полностью иностранным. И наоборот. В указанном выше примере личным законом компании будет право места учреждения, т.е. кипрское право. Следовательно, новый подход основан на отделении личного закона юридического лица от его национальности, что соответствует современной законодательной практике многих государств.
Установленное в комментируемой статье правило: "Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо" - это типичная коллизионная норма с двусторонней привязкой, которая может отослать как к российскому праву, так и к иностранному. Личный закон обладает экстерриториальностью. Даже если он будет иностранным, он должен применяться и в пределах российской юрисдикции.
5. Какова же сфера применения личного закона юридического лица по российскому международному частному праву? Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает круг вопросов, решаемых по личному статуту. Весь этот перечень связан с гражданской правосубъектностью юридического лица, т.е. он раскрывает в комплексе характеристики юридического лица как субъекта гражданско - правовых отношений, который может приобретать права и нести обязанности, вытекающие из гражданского права.
Первый вопрос из закрепленного перечня особенно характерен. По личному закону следует определять "статус организации в качестве юридического лица". Иначе говоря, только личный закон юридического лица компетентен ответить на вопрос, является ли объединение лиц или капиталов юридическим лицом, т.е. обладает ли оно правосубъектностью юридического лица. Такое объединение будет признано юридическим лицом, в том числе и в России, если оно отвечает всем тем признакам юридического лица, позволяющим ему выражать самостоятельную волю в гражданском обороте и обладать самостоятельной правосубъектностью, которые установлены законами государства, где учреждено юридическое лицо.
6. С правосубъектностью связана и организационно - правовая форма юридического лица, через которую выражается такой сущностный признак юридического лица, как организационное единство. Благодаря организационному единству личные желания множества участников превращаются в единую волю юридического лица. Организационно - правовая форма - это совокупность внутренних и внешних признаков, которые характеризуют взаимоотношения между участниками юридического лица, структуру органов и их соподчиненность, степень обособленности имущества, характер ответственности участников по обязательствам юридического лица. Весь этот взаимосвязанный блок вопросов в отношении юридического лица, учрежденного в иностранном государстве, будет определяться соответствующим иностранным правом. Даже если юридическое лицо учреждено в организационно - правовой форме, не известной российскому праву, но по законам места учреждения является юридическим лицом, то оно должно быть таковым и в России. Например, немецкие учреждения публичного права (транспортные предприятия, сберегательные кассы, предприятия связи и др.), которые по немецкому праву являются юридическими лицами публичного права, будут действовать в качестве юридических лиц и в пределах российской юрисдикции <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. Ч. I / Отв. ред. Р.Л. Нарышкина. М., 1983. С. 97 - 100.
Организационно - правовой формой определяются и внутренние отношения в рамках юридического лица, в том числе и отношения юридического лица с его участниками. Однако этот частный вопрос вынесен в качестве отдельного элемента сферы применения личного закона (подп. 7 п. 2 комментируемой статьи). Объясняется такой подход практической значимостью данного вопроса. Если к организационно - правовой форме отношение в значительной мере формальное и, как правило, спорных ситуаций здесь не возникает, то споры по поводу отношений юридического лица с его участниками могут возникать достаточно часто. Российские лица, физические и юридические, вправе приобретать акции иностранных эмитентов, могут выступать учредителями юридического лица за рубежом, могут выступать в качестве органа такого лица. Все это может иметь юридические последствия в России. Можно указать еще на одну причину выделения данного вопроса в отдельный пункт. Термин "организационно - правовая форма юридического лица" не всегда известен иностранному праву, например, право Японии оперирует термином "внутренняя организация" <*>. Но внутренние отношения юридического лица, как правило, регулируются весьма подробно, и они всегда должны рассматриваться по праву страны, где юридическое лицо учреждено.
--------------------------------
<*> См.: Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии. В 2 кн. Кн. 1. Пер. с яп. М., 1983. С. 65.
7. С правосубъектностью юридического лица прямо связано наименование юридического лица, ибо без индивидуализации немыслимо участие любого субъекта в гражданско - правовых отношениях. Требования, предъявляемые к наименованию юридического лица, также определяются по праву страны, где оно учреждено. Правда, такие категории, как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, также могут в той или иной мере входить в наименование юридического лица. Однако это самостоятельные правовые категории, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности, и вопросы правомочности использования таких категорий в наименовании юридического лица не относятся к личному закону этого лица. Они рассматриваются по правилам, регулирующим интеллектуальную собственность. По личному закону юридического лица рассматриваются лишь "требования, предъявляемые к наименованию", т.е. какие компоненты должны обязательно присутствовать в наименовании. Например, обязательно ли должно присутствовать в наименовании указание на организационно - правовую форму юридического лица, должно ли быть указание на характер его деятельности: лизинговое, страховое, трастовое и проч.
8. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица также самым тесным образом связаны с его правосубъектностью: началом и концом существования юридического лица как субъекта права или с изменением его правовой личности. Доктрина традиционно привязывала регламентацию всего круга многообразных отношений, возникающих в процессе создания, реорганизации и ликвидации, с личным законом юридического лица, и если таковым является иностранное право, то они и должны рассматриваться по иностранному праву. Теперь это признанное положение нашло четкую фиксацию в комментируемой статье.
Если процесс создания юридического лица в каком-нибудь государстве не завершен, то объединение не может быть признано юридическим лицом и не может осуществлять хозяйственную деятельность в России. Прекращение иностранного юридического лица прекращает правовую возможность его деятельности в России (например, Положением о порядке открытия и деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций 1989 г. предусмотрено, что ликвидация иностранного юридического лица прекращает деятельность представительства этого юридического лица).
Наиболее практически значимым является вопрос о правопреемстве ликвидированного или реорганизованного юридического лица, которое также подчинено личному закону этого лица. Понятно, что российских предпринимателей, участвующих в совместных с иностранным юридическим лицом хозяйственных проектах, прежде всего интересует, какова судьба имущества ликвидированного или реорганизованного юридического лица, кому перешли активы, кому перешли невыполненные обязательства, кто будет нести ответственность за неисполненные обязательства и т.д. На все такие вопросы компетентно ответит соответствующее иностранное право, по нормам которого лицо создавалось и ликвидировалось.
9. Центральными категориями, определяющими гражданскую правосубъектность любого лица, физического и юридического, являются правоспособность и дееспособность. Несмотря на то, что в XX в. сложилась твердая тенденция наделения юридических лиц общей правоспособностью (юридические лица вправе приобретать любые права и должны нести любые обязанности, вытекающие из норм гражданского права), проблема не потеряла своей остроты в случае участия в гражданско - правовых отношениях иностранного юридического лица. Можно выделить несколько обоснований этому: а) содержание правоспособности по-разному определяется гражданским правом разных государств; б) право разных государств предусматривает многочисленные ограничения правоспособности либо для конкретных видов юридических лиц, либо в отдельных областях хозяйственной деятельности; в) наконец, сами учредители в соглашении о создании юридического лица могут ограничить свою правоспособность, что фиксируется в уставе. Поэтому реально юридические лица чаще всего обладают специальной (ограниченной или целевой) правоспособностью.
Дееспособность юридического лица осуществляется через деятельность физических лиц, составляющих объединение, которые выступают в качестве органов юридического лица. Именно через деятельность органов юридического лица приобретаются для него права и создаются обязанности. Поэтому дееспособность юридического лица сводится к компетенции органов юридического лица. Весь этот сложный комплекс жизненно важных вопросов, связанных с правоспособностью и дееспособностью, должен решаться, согласно комментируемой статье, по личному закону юридического лица - по праву страны, где учреждено юридическое лицо, в том числе когда таким правом является иностранное право. Причем формулировка дееспособности соответствует общему пониманию особенности проявления этой категории в отношении юридических лиц. Как сказано в подп. 5 и 6 комментируемой статьи, личным законом юридического лица определяются "содержание правоспособности юридического лица" и "порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей".
10. Наконец личным законом определяется и "способность юридического лица отвечать по своим обязательствам". Это итоговое в комплексе положений, раскрывающих все стороны правосубъектности юридического лица. Способность юридического лица отвечать по своим обязательствам: а) является одним из элементов содержания правоспособности; б) является выражением дееспособности как деятельности органов юридического лица по выполнению своих обязательств; в) вытекает из одного из сущностных признаков юридического лица как субъекта права - наличия обособленного имущества, степень обособленности которого определяется организационно - правовой формой юридического лица; г) тесно связано с переходом активов и обязательств при реорганизации и ликвидации юридического лица; д) является выражением еще одного признака юридического лица - самостоятельной юридической ответственности.
11. Таким образом, российское международное частное право при определении личного закона (статута) юридического лица использует критерий места его учреждения и закрепляет исчерпывающий круг вопросов, определяемых по личному закону. Благодаря этому не только формально введен личный закон юридического лица, но и нормативно закреплено его содержание.
Из личного закона юридического лица установлено одно исключение, направленное на стабилизацию внутреннего хозяйственного оборота. Иностранное юридическое лицо не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель совершил сделку (п. 3 комментируемой статьи). Например, некоторые ограничения полномочий органа или представителя английского юридического лица, вытекающие из отношений доверительной собственности, не могут приниматься во внимание российскими правоприменительными органами, если сделка совершена в России, так как они не известны российскому праву.
Поскольку компетенция органа или представителя юридического лица связана с дееспособностью, то можно провести аналогию с применением личного закона физического лица, что подробно рассмотрено в комментарии ст. 1197. Дееспособность физического лица определяется личным законом, однако лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на это, если оно дееспособно по праву места совершения сделки. Так же, как и в отношении физического лица, рассматриваемое ограничение личного закона юридического лица применимо лишь при добросовестности контрагента. Данное ограничение применимо, если другая сторона в сделке не знала и не могла знать о таком ограничении. При условии предоставления надлежащих доказательств о том, что другая сторона знала или заведомо должна была знать о существующих ограничениях полномочий органа или представителя иностранного юридического лица, ссылка юридического лица на существующие ограничения неправомерна.
Неприменение ограничений полномочий органа или представителя юридического лица, не известных праву страны, где совершается сделка, было закреплено и в Основах 1991 г. и применялось в арбитражной практике. В одном из дел, рассмотренных МКАС при ТПП РФ, ответчик объяснял, что он не обладал компетенцией на подписание договора купли - продажи, ссылаясь на протокол заседания совета директоров своей компании как на доказательство ограничения своей компетенции. В своем решении от 17 февраля 1996 г. МКАС не принял такие объяснения ответчика, так как согласно п. 2 ст. 161 Основ 1991 г. при совершении сделок иностранное юридическое лицо не вправе ссылаться на ограничения компетенции его органа или представителя, не известные праву страны, где совершена сделка <*>. Однако в Основах такое исключение устанавливалось только по отношению к иностранным юридическим лицам и не предусматривалась защита добросовестной стороны.
--------------------------------
<*> См.: Арбитражная практика за 1996 - 1997 гг. С. 177.
12. Как бы ни было разнообразно содержание личного закона, включающее 8 компонентов, оно не охватывает весь правовой статус юридического лица, а ограничивается вопросами его правосубъектности. Иностранное юридическое лицо так же, как и физическое лицо, находится всегда под двойным правовым подчинением: с одной стороны, оно подчиняется своему собственному праву (праву страны, где оно учреждено), которое компетентно решать восемь рассмотренных выше групп важных вопросов, но с другой стороны, оно подчиняется праву страны, на территории которой осуществляет гражданско - правовые операции. С определенной долей условности можно сказать, что правосубъктность иностранного юридического лица определяется его личным законом, имеющим экстерриториальное действие, а деятельность юридического лица регулируется правом государства, на территории которого осуществляется эта деятельность. При этом условия хозяйственной деятельности иностранного юридического лица во многом определяются правовым режимом, который ему предоставляется принимающим государством.
В России, как и в других странах, применяется два правовых режима: национальный и режим наибольшего благоприятствования. Первый главным образом предусмотрен внутренними законами, второй - международными договорами с участием Российской Федерации.
13. Основа национального режима для иностранных юридических лиц заложена в ст. 2 ГК (об основополагающем значении Конституции РФ для определения правового положения физических лиц говорилось в комментарии к ст. 1196; эти положения в равной степени относятся и к иностранным юридическим лицам). Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Отсюда следует, что иностранные юридические лица осуществляют в пределах российской юрисдикции <*> хозяйственную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, по тем же правилам, которые установлены этим законодательством для российских юридических лиц. Исключения из национального режима могут быть установлены федеральными законами.
--------------------------------
<*> В литературе обычно используется другая терминология - "в пределах российской территории". Это неточный термин. Иностранцы обязаны соблюдать нормы российского права не только в пределах территории России, но и во всех тех местах, на которые распространяется российская юрисдикция. Юрисдикция - это осуществление государством своей власти, любой - законодательной, судебной, административной и т.д. Юрисдикция в целом осуществляется в пределах территории государства, иногда и за ее пределами. Например, экономическая зона РФ не является территорией России, но в ней Россия осуществляет свою юрисдикцию в соответствии с международными договорами и своим правом. Поэтому иностранные юридические лица при осуществлении хозяйственной деятельности в российской экономической зоне также должны соблюдать нормы гражданского и других отраслей права. Поэтому правильнее обращаться к термину "в пределах российской юрисдикции". В данной работе используется и традиционный термин "в пределах российской территории", имея в виду все те места, на которые распространяется юрисдикция России. См. об этом подробнее: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. 2-е изд. М., 1997. С. 230 и след.
Нельзя не отметить, что иностранные юридические лица обязаны не только соблюдать все нормы российского гражданского права, но и нормы публичного права, в сферу регулирования которых входит соответствующая хозяйственная деятельность. К ним относятся нормы валютного законодательства, таможенного, налогового и др. Однако если соблюдение норм российского гражданского права иностранцами обусловливается либо коллизионной нормой, отсылающей к российскому праву, либо предоставлением национального режима, то для соблюдения норм публичного права никакие дополнительные правовые механизмы не требуются. Нормы публичного права по своему характеру являются императивными, они действуют в пределах юрисдикции России всегда. В сфере действия публичного права даже неправомочна постановка проблемы выбора права.
14. Итак, в гражданско - правовой сфере иностранным юридическим лицам предоставлен национальный режим, в силу которого они могут приобретать те же права и нести те же обязанности, что и российские участники соответствующих отношений. Возможность иметь права и обязанности входит в категорию правоспособности юридического лица, а правоспособность, ее содержание в соответствии с подп. 5 п. 2 комментируемой статьи определяется личным законом этого лица, т.е. правом государства, где оно учреждено. Отсюда при определении правоспособности юридического лица возникает вопрос о соотношении иностранного права (если юридическое лицо учреждено за рубежом) как личного закона и российского права, применение которого вытекает из национального режима.
Личный закон устанавливает пределы правоспособности. Если иностранное юридическое лицо по личному закону имеет специальную (ограниченную) правоспособность, то за этими пределами лицо не имеет права приобретать какие-либо права, заключать какие-либо сделки. В пределах правоспособности, установленной личным законом, юридическое лицо может приобретать права, установленные российским правом. Например, если японское юридическое лицо - учреждение создано для осуществления культурно - образовательной деятельности и по японскому праву у него ограниченная правоспособность <*>, то в России это лицо вправе заниматься только культурно - образовательной деятельностью и приобретать права, предусмотренные в российском праве, но необходимые только для осуществления этой деятельности. Какие конкретные права при этом японское юридическое лицо будет иметь в России, будет определяться российским гражданским правом.
--------------------------------
<*> См.: Вагацума С., Ариидзуми Т. Указ. соч. Кн. 1. С. 65, 69, 78 - 79.
15. Изъятия из национального режима иностранных юридических лиц, как правило, сосредоточены по трем направлениям: либо предусматриваются ограничения прав иностранных юридических лиц, либо им предоставляются определенные льготы, либо предусматриваются дополнительные условия пользования правами. В любом случае любые изъятия из национального режима возможны только на основании федеральных законов или международных договоров.
К числу ограничений прав иностранных юридических лиц относится запрещение заниматься в России страховой деятельностью, предусмотренное Законом РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с последующими изменениями. Однако разрешается посредническая деятельность по заключению от имени иностранных страховщиков на территории России договоров по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за рубеж.
Ограничение прав иностранцев, включая иностранных юридических лиц, предусмотрено в ЗК от 25 октября 2001 г., п. 3 ст. 15 которого установил, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, которые находятся на приграничных территориях. Перечень таких территорий устанавливается Президентом РФ в соответствии с Федеральным законом "О государственной границе Российской Федерации".
На практике законы чаще содержат не прямые запреты, а предусматривают дополнительные условия пользования правами. Например, в целом предоставление национального режима не связано с требованием взаимности, но иногда предоставление отдельных прав обусловлено наличием взаимности. Такой подход характерен для сферы интеллектуальной собственности. Иностранные юридические лица пользуются правами, предусмотренными Патентным законом Российской Федерации 1992 г., Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", наравне с российскими юридическими лицами на условии взаимности. Или другой пример. Иностранные юридические лица вправе заниматься архитектурной деятельностью наравне с российскими юридическими лицами, если это предусмотрено международными договорами. При отсутствии международного договора они могут принимать участие в архитектурной деятельности только совместно с архитектором - российским гражданином или российским юридическим лицом. В соответствии с ЗК иностранцам, в том числе иностранным юридическим лицам, земельные участки предоставляются в собственность только за плату (п. 5 ст. 28).
Примером предоставления иностранным юридическим лицам некоторых преимуществ может быть Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Во-первых, ст. 4 в качестве общего правила устанавливает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвесторам. "Не менее благоприятный" означает, что правовой режим должен быть либо таким же, каким пользуются российские инвесторы, т.е. национальным, либо иностранным инвесторам могут быть предоставлены определенные льготы. Во-вторых, Закон предусматривает целый ряд гарантий, которые предоставляются государством только иностранным инвесторам, например: гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора российского законодательства, гарантии перевода за пределы России доходов иностранного инвестора, льготы по уплате таможенных платежей, льготы, предоставляемые иностранному инвестору субъектами РФ и органами местного самоуправления, и др.
16. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется международными договорами. Общий режим для всех видов хозяйственной деятельности устанавливается двусторонними торговыми договорами, которые в последнее время все чаще заменяются соглашениями о торговом и экономическом сотрудничестве. Обратимся к Соглашению о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской конфедерацией от 12 мая 1994 г., который более подробно, чем другие подобные соглашения, регламентирует правовые режимы. Прежде всего, стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации и перечисляют вопросы, которые должны решаться на основе этого режима: таможенные пошлины и сборы всякого рода, налагаемые на ввозимые и вывозимые товары; налоги и другие сборы, взимаемые прямо или косвенно с ввозимых или вывозимых товаров; методы взимания таких пошлин и налогов и сборов; правила и формальности, связанные с ввозом или вывозом (п. 1 ст. 3). В этой же статье предусмотрены исключения из режима наибольшего благоприятствования. Стороны не обязаны предоставлять друг другу преимущества, которые они предоставляют другим государствам: а) в целях облегчения приграничной торговли; б) в результате создания зоны свободной торговли, таможенной зоны; в) развивающимся странам.
В области интеллектуальной собственности Соглашение предусматривает предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный гражданам какого-либо другого государства. В целом это режим наибольшего благоприятствования, но возможно предоставление лицам договаривающихся государств льгот и преимуществ (п. 3 ст. 12). Наконец Соглашение предусматривает применение национального режима в отношении доступа в свои компетентные суды и административные органы, а также в отношении применения своих процессуальных правил для физических и юридических лиц друг друга (ст. 19). Следует отметить, что и по российскому праву иностранные физические и юридические лица пользуются национальным режимом в процессуальной сфере без каких-либо изъятий. Такое положение предусмотрено и в ГПК, и в АПК, что имеет важное значение для защиты нарушенных или оспариваемых прав и интересов иностранных участников хозяйственной деятельности.




Вернутся в раздел Комментарии к законам