Комментарии к законам

Статья 8. Понятие системы образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:



преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Комментарий к статье 8
1. Образование в России - система. В комментируемой статье указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей" <*>. Положение Закона о системности российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.
--------------------------------
<*> Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. М.: Азбуковник, 1999. С. 719.
В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в "совокупность взаимодействующих элементов" системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система <*>. Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.
--------------------------------
<*> Комментарий к Закону об образовании / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М.: Издательская группа "Юристъ", 1998 (комментарий к ст. 8 Закона об образовании).
Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):
- содержательная подсистема;
- функциональная подсистема и
- организационно-управленческая подсистема.
Эти три элемента поименованы в комментируемой статье в абз. абз. 2, 3 и 4 соответственно.
2. Содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте. Подтверждение данного тезиса представлено в комментарии к ст. 7 Закона об образовании.
Понятие государственного образовательного стандарта введено статьей 7 Закона об образовании. Эта статья находится в главе I "Общие положения", содержащей базовые понятия образовательного права России. Одновременно с этим, статья, которая регламентирует образовательные программы, а именно статья 9, отнюдь не случайно помещена законодателем в главу II "Система образования". Объясняется это тем, что любой стандарт представляет собой образец, которому должно соответствовать что-либо, например иной документ, непосредственно регламентирующий поведение людей.
Таким образом, государственный образовательный стандарт по отношению к образовательной программе является документом высшего порядка, стандарт первичен. Вместе с тем сам образовательный стандарт наряду с инвариативной или неизменяемой частью включает вариативную часть. По этой причине две образовательные программы, разработанные в соответствии с одним и тем же государственным образовательным стандартом, реализуемые в двух разных образовательных учреждениях, с содержательной точки зрения будут различаться между собой.
Образовательных стандартов может быть сколь угодно много, однако Закон об образовании оперирует понятием "государственный образовательный стандарт". В отличие от всех иных образовательных стандартов, которые могут быть положены в основу конечной образовательной программы, государственный образовательный стандарт санкционирован государством и в связи с этим становится обязательным руководством для разработчика при составлении на его основе образовательной программы.
В России государственный образовательный стандарт состоит из трех компонентов: федерального, регионального и локального, или, как его еще называют, "компонента образовательного учреждения". Первый компонент устанавливает минимальные требования к содержанию основных образовательных программ, уровню подготовленности выпускников, а также устанавливает максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся.
Второй, региональный компонент, позволяет субъектам Российской Федерации дополнять государственный образовательный стандарт отдельными положениями, отражающими исторические, национально-культурные и иные особенности, которые необходимо учитывать в контексте образования населения, проживающего в определенном регионе. Вместе с тем эти "включения" в государственный образовательный стандарт не должны нарушать общее федеральное образовательное пространство, то есть требования к образовательному стандарту, установленные субъектом федерации, не могут противоречить требованиям, установленным федеральным законодательством.
Наконец, локальный компонент отражает интересы и потребности обучающихся и, одновременно, финансовые, организационные и имущественные возможности конкретного образовательного учреждения. Как правило, этот компонент имеет особенно большое значение в коррекционных образовательных учреждениях, в которых реализуются специальные образовательные программы, например ведется обучение лиц с физическими недостатками либо обучающихся с отклонениями в развитии.
Не все государственные образовательные стандарты утверждаются одним и тем же государственным органом, все зависит от уровня образования, к которому относится государственный образовательный стандарт. Так, государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны устанавливаться федеральным законодательным органом, то есть порядок их разработки и утверждения должен устанавливаться федеральным законом. Однако до настоящего времени Федеральный закон "О государственном образовательном стандарте общего образования" не принят. Временно федеральный компонент основного общего образования утверждается Правительством РФ, а федеральные компоненты иных уровней образования - Министерством образования и науки Российской Федерации.
Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различных уровней являются ключевым элементом российской системы образования, поскольку именно этот элемент определяет характер и сущность взаимосвязей двух других частей данной системы. Основополагающее значение государственных образовательных стандартов и программ, представляющих содержательную подсистему образования, подчеркивает и законодатель, ставя их на первое место при перечислении элементов структуры образования в комментируемой статье.
Действительно, содержательная подсистема определяет как функциональную подсистему (образовательные учреждения), поскольку от содержания определенного государственного образовательного стандарта и соответствующих ему образовательных программ зависят финансовые, кадровые, материально-технические и другие потребности образовательного учреждения, так и организационно-управленческую подсистему образования (органы управления образованием и подведомственные этим органам вспомогательные учреждения и организации, непосредственно не реализующие образовательные программы). В последнем случае в зависимости от уровня и содержания государственного образовательного стандарта определяется круг государственных органов, ответственных за осуществление контроля реализации образовательным учреждением государственного образовательного стандарта соответствующего уровня.
В комментируемой статье закреплено положение о преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, которое направлено на придание российскому образованию такого важнейшего в условиях многонациональной России качества, как системность.
3. Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.
В зависимости от того, кто является учредителем, образовательные учреждения могут быть:
- государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации);
- муниципальными;
- негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Российское законодательство об образовании не содержит исчерпывающего перечня типов образовательных учреждений. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона об образовании различают следующие типы образовательных учреждений:
- дошкольные;
- общеобразовательные, которые далее подразделяются на несколько видов: образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- учреждения профессионального образования, также подразделяющиеся на учреждения: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- учреждения дополнительного образования детей;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Все образовательные учреждения в России являются юридическими лицами. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами данных образовательных учреждений. Для образовательного учреждения, не являющегося государственным либо муниципальным <*>, типовые положения имеют лишь рекомендательный характер.
--------------------------------
<*> Очевидно, что, когда формулировали п. 5 ст. 12 Закона об образовании, имели в виду именно это, однако в результате вышла некоторая путаница, связанная с уже традиционным, особенно в последнее время, непониманием конституционного статуса органов местного самоуправления как не относящихся к органам государственной власти, однако представляющих другую, негосударственную форму реализации публичной власти.
Образовательные учреждения России всех организационно-правовых форм, типов и видов, которые реализуют государственные образовательные стандарты, также несут ответственность за реализацию основанных на этих стандартах образовательных программ, используемых образовательными учреждениями в образовательном процессе.
4. Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти (преимущественно органом межотраслевой компетенции - Минобрнауки РФ), органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (см. ст. 31 Закона об образовании).
Федеральные органы исполнительной и законодательной власти несут ответственность за периодическое уточнение один раз в десять лет государственных стандартов основного общего образования (п. 5 ст. 7 Закона об образовании).
Государственные федеральные органы управления образованием и аналогичные органы субъектов Российской Федерации разрабатывают соответственно федеральные и национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов и устанавливают эквивалентность (нострификацию) документов об образовании, выданных в иных государствах, российским аналогам; разрабатывают целевые программы в области образования, прогнозируют развитие сети образовательных учреждений, контролируют исполнение законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов.
От организационной деятельности федеральных и региональных органов управления образованием во многом зависит целостность образовательного пространства России и качество образовательной услуги. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение реализации государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.




Вернутся в раздел Комментарии к законам