2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Комментарий к статье 18
1. В комментируемой статье закреплен указанный выше дисбаланс ответственности за воспитание и развитие ребенка между обществом и родителями в сторону последних. Действительно, именно родители являются первыми педагогами и воспитателями ребенка в раннем детском возрасте. В конечном итоге, влияние родителей при надлежащем исполнении ими своих родительских обязанностей на ребенка всегда будет неизмеримо выше, чем влияние воспитателей, преподавателей, сверстников и различных социальных групп. Именно такое фактическое положение и закрепил законодатель в норме п. 1 комментируемой статьи.
2. Очевидно, что с исчезновением пункта 2 указанной статьи в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ <*> всю полноту ответственности за воспитание и образование детей раннего детского возраста государство переложило на плечи родителей и муниципальных образований. Поскольку родителям в воспитании детей в указанном возрасте отводится главная роль, то на сеть дошкольных образовательных учреждений возлагаются вспомогательные задачи по воспитанию, охране и укреплению физического и психического здоровья детей раннего детского возраста (речь идет о детях младше 7 лет).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Дошкольные образовательные учреждения помогают родителям развить в ребенке индивидуальные способности. В большинстве случаев направление развития задается самими родителями исходя из их предпочтений. Кроме того, дошкольные образовательные учреждения призваны предупредить нарушение развития и помочь родителям скорректировать поведение ребенка в правильном направлении, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности.
3. В России существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:
- детский сад;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей; обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; организации взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Наряду с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении <*> (далее - основное Типовое положение), существует также Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста <**>. Последнее отражает подход к воспитанию ребенка младшего возраста, состоящий в плавном переходе от дошкольного воспитания к освоению общеобразовательных программ. Таким образом, подготовка проходит без стресса для ребенка и по окончании такого образовательного учреждения он готов осваивать общеобразовательную программу основного общего образования. В дошкольных образовательных учреждениях, названия которых включают слова "начальная школа" или "прогимназия", могут обучаться дети от 3 до 10 лет включительно.
--------------------------------
<*> Утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 // РГ. N 137. 18.07.1995.
<**> Утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 // РГ. N 196. 09.10.1997.
Установлена следующая предельная численность детей в группах образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;
в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;
при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;
в классах - 25 обучающихся.
Подобные ограничения на количество человек в группе установлены и в основном Типовом положении применительно к каждому виду дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, в типовых положениях регламентируется режим дня, включая нормы сна и отдыха на свежем воздухе, установленные в соответствии с гигиеническими показателями, питания, установлены требования к минимальной оснащенности помещений дошкольных образовательных учреждений и иные требования, объясняющиеся спецификой задач, возложенных на эти образовательные учреждения. Все, что не регламентировано типовым положением, может быть дополнительно детализировано в уставе дошкольного образовательного учреждения.
4. Закон об образовании установил, что правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Комментируемая статья регулирует в том числе и отношения между органами местного самоуправления и родителями, которые предпочли воспитывать детей дошкольного возраста на дому. При необходимости органы местного самоуправления обязаны организовать и координировать методическую, диагностическую и консультативную помощь таким семьям.
Примерный устав дошкольного образовательного учреждения, а также Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями ребенка (лицами, их заменяющими), посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации, можно найти в письме Минобразования России от 30.03.1994 N 212/19-12 <*>.
--------------------------------
<*> Справочно-правовая система "".
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 18. Дошкольное образование. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Вернутся в раздел Комментарии к законам