Комментарии к законам

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). 1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -



влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 14.1
1. Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) предусматривалась п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ" - штраф в размере от 2 до 5 МРОТ, а за повторные действия в течение года после наложения административного взыскания - от 5 до 10 МРОТ.
Административная ответственность за подобные деяния применительно к различным сферам деятельности предусматривалась как в КоАП РСФСР - например ст. 139.6 "Осуществление деятельности в области связи без лицензии", 156 "Нарушение порядка занятия кустарно - ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью", 157.3 "Осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии", 171.1 "Нарушение порядка изготовления и распространения продукции средства массовой информации" и т.д., так и в иных законах федерального значения - например п. 1 ст. 2 Закона РФ от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" (строительство объекта без полученного в установленном порядке разрешения, осуществление строительной деятельности без полученной в установленном порядке лицензии).
КоАП РФ также предусматривает административную ответственность за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), или осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - см. пункты 4.2.2 и 4.2.3 комментария к рассматриваемой статье. В отношении же остальных видов предпринимательской деятельности действуют положения ст. 14.1 КоАП РФ.
2. Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1, рассматривают судьи. При этом, исходя из положений ч. 3 ст. 23.1, указанные дела рассматривают:
- судьи арбитражных судов - если правонарушение совершено юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем (это не касается административных правонарушений, субъектом которых являются только граждане, предусмотренных ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ);
- судьи районных судов - если производство по делу осуществляется в форме административного расследования;
- мировые судьи - во всех остальных случаях.
3. Помимо должностных лиц федеральных органов налоговой полиции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, также полномочны должностные лица:
- органов внутренних дел (милиции, п. 1 ч. 2 ст. 28.3);
- федерального антимонопольного органа (п. 62 ч. 2 ст. 28.3);
- органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (п. 63 ч. 2 ст. 28.3).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.1, составляют должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 8 ч. 2 ст. 28.3), а об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1, - должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора (п. 39 ч. 2 ст. 28.3) и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий (в пределах компетенции соответствующего органа, ч. 3 ст. 28.3).
4.1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом правонарушения выступают общественные отношения, обеспечивающие защиту прав и законных интересов потребителей, охрану жизни и здоровья людей, общественного порядка и общественной безопасности, собственности.
Предметом правонарушения является продукция, произведенная при осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Орудием совершения административного правонарушения являются орудия производства и сырье.
При этом возможная конфискация орудия совершения и предмета правонарушения предусмотрена только ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
4.2. Рассматривая объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП РФ, следует иметь в виду, что за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования также предусмотрена уголовная ответственность (ст. 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса РФ, а в банковской сфере - ст. 172 "Незаконная банковская деятельность" УК РФ). В отличие от административного правонарушения, объективная сторона состава преступления помимо деяния предусматривает общественно опасные последствия - причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере, а также причинную связь между деянием и его последствиями.
Согласно примечанию к ст. 171 УК РФ в ст. 171 и 172 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ. Противоречивая правоприменительная практика в настоящее время складывается благодаря позиции Верховного Суда РФ в пользу того, что под доходом, о котором говорится в ст. 171 УК РФ, следует понимать разницу между полученной от предпринимательской деятельности прибылью и расходами, понесенными в результате этой деятельности. Размеры и порядок определения крупного ущерба, причиненного гражданам, организациям или государству, в УК РФ не установлены, в связи с чем оценка ущерба в качестве крупного производится правоприменителем исходя из конкретных обстоятельств дела.
В случае если рассматриваемые деяния не причинили ущерб или крупный ущерб гражданам, организациям или государству, не сопряжены с извлечением дохода или дохода в крупном размере, то налицо признаки объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения.
Различные части ст. 14.1 КоАП РФ предусматривают самостоятельные составы административных правонарушений:
- часть 1 - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица;
- часть 2 - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
- часть 3 - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определение понятия предпринимательской деятельности дано в п. 1 ст. 2 ГК РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Вопрос о наличии или отсутствии предпринимательской деятельности является субъективным и разрешается правоприменителем в каждом конкретном случае исходя из конкретных обстоятельств дела (продолжительность и регулярность деятельности, систематичность и размер получаемой прибыли и т.п.).
В случае, если без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), осуществляется деятельность, не связанная с извлечением прибыли, то она образует объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Объективная сторона различных составов рассматриваемых административных правонарушений состоит в нарушении следующих правил.
4.2.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Порядок регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Исходя из п. 3 ст. 23 ГК РФ этот порядок распространяется и на государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
4.2.2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Перечень отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и включает 120 позиций. Кроме того, в п. 2 ст. 1 названного Федерального закона перечислены виды деятельности (17 позиций), на которые действие этого акта не распространяется, т.е. исходя из положений п. 1 ст. 18 необходимость лицензирования этих видов деятельности закреплена другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Так, например:
- лицензирование банковских операций закреплено в ст. 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ);
- лицензирование работ со сведениями соответствующей степени секретности - в ст. 27 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";
- лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - в ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Не образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения осуществление конкретного вида предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такая деятельность предусмотрена иными статьями КоАП РФ - ч. 1 ст. 6.2, ст. 7.3, 7.5, 7.6, 7.11, 13.3, ст. 13.13, ч. 4 ст. 14.17, ч. 1 ст. 14.20, ч. 1 ст. 15.25, ст. 18.13, ст. 20.15, ч. 1, 2 и 3 ст. 20.16.
4.2.3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статья 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет понятие "лицензионные требования и условия" следующим образом - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности согласно ст. 3 Закона является одним из основных принципов осуществления лицензирования.
Так, например, лицензионные требования и условия установлены:
- при осуществлении медицинской деятельности - в п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 402 <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2247.
- при осуществлении деятельности по эксплуатации автозаправочных станций - в п. 5 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации автозаправочных станций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 266 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1597.
Следует также иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии.
Не образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такая деятельность предусмотрена иными статьями КоАП РФ - ст. 7.3, 7.6, 7.11, ч. 2 ст. 8.14, ч. 1 и 2 ст. 8.17, ст. 8.40, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 и 3 ст. 13.12, ч. 4 ст. 14.17, ч. 1 ст. 14.20, ч. 1 ст. 15.25, ст. 18.13.
4.3. Правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, совершается умышленно, а правонарушения, предусмотренные ч. 2 и 3, - в зависимости от субъекта правонарушения:
- если субъектом является гражданин, то умышленно;
- если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то как умышленно, так и по неосторожности.
4.4. Субъектами административного правонарушения являются:
- правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, - гражданин, совершивший одно из перечисленных в статье деяний и достигший к моменту совершения этих деяний возраста 16 лет;
- правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1, - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность соответственно без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).




Вернутся в раздел Комментарии к законам