Комментарии к законам

Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды. Комментарий к статье 17



1. Загрязнение окружающей среды угрожает экономическому благосостоянию страны и здоровью населения. Ситуация усугубляется тем, что непрекращающееся в течение ряда лет реформирование природоохранных органов привело к снижению уровня эффективности как их деятельности, так и предусмотренного российским законодательством государственного контроля в целом. В процессе перехода страны к устойчивому развитию предполагается последовательное решение ряда принципиальных задач управления, таких как стабилизация экономической ситуации, формирование новой модели хозяйствования, широкое распространение экологически ориентированных методов управления предприятиями, развитие экологического менеджмента, и, как следствие, столь необходимое существенное улучшение состояния окружающей среды.
Впервые в федеральное законодательство введена статья по природоохранному предпринимательству. Таким образом, экономическое регулирование в области охраны окружающей среды приобретает важнейшее значение в решении проблем устойчивого развития экономики.
Комментируемая статья настоящего Закона называет это направление природоохранной деятельности предпринимательством, осуществляемым в целях охраны окружающей среды, и указывает на обязательность его поддержки со стороны государства.
2. В ч. 2 комментируемой статьи обозначен и механизм реализации этого требования - установление налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.
Имеется в виду, что налоговые льготы должны быть прямо предусмотрены в федеральных или региональных законах отдельно по видам налогов. Должно иметь место льготное кредитование, выделение бюджетных средств, освобождение от таможенных сборов ввозимых в страну наукоемких, в частности природоохранных, технологий и специализированного оборудования, освобождение ряда работ от уплаты налога на добавочную стоимость и т.д. Следует всемерно поощрять и поддерживать предпринимателей, работающих на рынке природоохранных работ и услуг, в использовании современных технологий для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных техногенных и природных ситуаций.
Эти вопросы могут решаться на уровне регионов в соответствующих законах и подзаконных актах, решениях правительства. Совершенствование Налогового кодекса РФ будет благоприятным для России, если будет создана система поощрения инвестиций, а не барьеров на их пути.
Однако все сказанное нами выше должно осуществляться для реализации закрепленных в настоящем Законе положений. На сегодняшний же день, весь "стимулирующий механизм" государственной поддержки на этом заканчивается.
Для решения обозначенной проблемы в первую очередь нужна законодательная и экономическая основа, обеспечивающая и гарантирующая востребованность конкретных исполнителей-предпринимателей. Для реализации содержащихся в комментируемой статье положений необходимо также внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления конкретных налогов и сборов. Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" и глава 21 "НДС" не предусматривают льготы для налогоплательщиков при осуществлении деятельности по переработке вторичных ресурсов.
Одним из основополагающих факторов грамотной экономической политики в этом вопросе является целесообразное, обоснованное формирование стоимости выполняемых ими работ, которое лежит в основе любой экономики и, в первую очередь рыночной.
Самый важный принцип - экономическая заинтересованность предпринимателей в результатах производимых ими работ. Для профильного специализированного предприятия (в основном это малые предприятия) такая заинтересованность является неизбежной. Альтернативы предпринимательству в данном случае просто нет.
Для того чтобы система обеспечения экологической безопасности, основанная на предпринимательстве, начала давать конкретные результаты, сегодня нужны: координация и долгосрочное планирование со стороны органов исполнительной власти всех уровней, а также долгосрочное кредитование малого предпринимательства.
Координация со стороны именно государства необходима, потому что сегодня по ряду причин природоохранная деятельность еще не стала рыночным продуктом, а значит, не может эффективно регулироваться только рыночными механизмами. Кроме того, вопросы природоохранной деятельности являются предметом жизненных интересов всего общества, соответственно, эти интересы должно отстаивать в первую очередь государство.
В долгосрочный период решение вопросов развития рынка природоохранных работ и услуг будет зависеть от предоставления специализированным предприятиям малого и среднего бизнеса целевого финансирования, использования внебюджетных источников, предоставления грандов, возвратных кредитов и т.п. Деятельность различных фондов, в том числе и спонсируемых правительствами зарубежных стран, должна быть пересмотрена с целью увеличения доступа малых и средних предприятий к их средствам.
В целом задачи по развитию устойчивой финансовой основы в первую очередь включают в себя разграничение ролей и ответственности, связанных с установлением тарифов на возмещение затрат, и упрощение системы их формирования, а также создание жесткой системы договорных отношений, при которой специализированному природоохранному предприятию может быть гарантирована оплата за оказанные услуги. Со временем планируется функционирование системы как самоокупаемого и доходного предприятия <*>.
--------------------------------
<*> См.: Черняховский Э.Р. Проблемы формирования экономического механизма предпринимательства на рынке природоохранных работ и услуг. // Экономика природопользования: Обзорная информация. М.: ВИНИТИ, 2004. N 5. С. 9 - 10.
Предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере охраны окружающей среды, только тогда сможет развиваться, не "перегревая" рынок высокими ценами, связанными с производственными и маркетинговыми затратами, когда будет иметь конкретный гарантированный объем работ на значительный период, за который предприятие в состоянии с помощью кредитных программ обновить портфель используемых технологий и парк специализированного оборудования.
Долгосрочное кредитование под приобретение специализированного оборудования - один из сложных вопросов. Подобное оборудование специфично по своему назначению и относительно дорого. Его реализация на свободном рынке, практически, невозможна. Получение кредита со стороны банковских структур невозможно в силу отсутствия у малых специализированных профильных предприятий ликвидного, с точки зрения банков, залога <*>.
--------------------------------
<*> См.: Там же.
Цивилизовать кредитный процесс с учетом первоочередных государственных задач - один из главнейших шагов при осуществлении государственной стратегии в сфере охраны окружающей среды. И в этом плане "природоохранное" кредитование - решение ряда проблем. Это и поддержка малого бизнеса, и качественное осуществление социальных программ, и фактическая реализация экологических программ.
В целях развития и сохранения в России рыночной экономики государству следует распространять финансовые инструменты типа ипотеки или системы долговых обязательств для малого и среднего бизнеса. Выпуск долговых обязательств для финансирования местных природоохранных проектов может быть чрезвычайно полезным, особенно в тех регионах, где экологические проблемы очевидны.
Улучшение экологической обстановки вынуждено связано с изменениями в социально-экономической, организационной и культурных сферах. Это, с одной стороны, представляет собой проблему, с другой - открывает возможности. Хотя охрана окружающей среды может не рассматриваться как приоритетное направление, она может стать двигателем позитивных общественных изменений в целом.
Все это вместе взятое позволит сконцентрировать природоохранную деятельность на региональном и местном уровнях, где решения реализуются более эффективно.




Вернутся в раздел Комментарии к законам