Комментарии к законам

Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды. Комментарий к статье 19



1. Нормирование представляет собой процесс установления предельно допустимых масштабов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в целом или отдельные природные объекты, гарантирующий сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития.
Законом устанавливаются следующие виды нормативов:
нормативы качества окружающей среды;
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
иные нормативы в области охраны окружающей среды;
своеобразные нормативы - государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.
Экологические нормативы устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.
Проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения. Предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием этапов и сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов. Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет общее методическое обеспечение работ по установлению экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещение отходов.
2. При установлении нормативов должны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, международные правила и стандарты в области охраны окружающей среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций - природопользователей, природно-климатические особенности территорий. Нормативы, как правило, разрабатываются по результатам завершенных, специально проведенных научных исследований, изыскательских и проектных работ. В отдельных случаях, при отсутствии достаточного объема научно-обоснованной информации, при установлении нормативов допускается использование экспертных оценок.
3. Следует согласиться с Л.А. Тимофеевым, который говорит о необходимости корректировки ч. 3 комментируемой статьи. Действительно, настоящая часть не учитывает такие важные моменты:
отсутствие указания на национальные стандарты;
исключение возможности участия в регулировании рассматриваемых отношений действующего законодательства, в том числе и Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.), что не соответствует реальному положению дел <*>.
--------------------------------
<*> Тимофеев Л.А. Правовые проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества. Саратов: Изд-во ФГОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2005. С. 80.




Вернутся в раздел Комментарии к законам