1. В п. 1 комментируемой статьи определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Критериями в данном случае являются общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов, а именно: сохранение естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. В ранее действовавшем ФЗ "Об охране окружающей природной среды" предусматривалось, что нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Данное положение представляется научно более обоснованным. В настоящем Законе отсутствует существенный критерий - охрана здоровья человека. Соответственно, нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда <*>.
--------------------------------
<*> См.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 219.
2. Определяя виды нормативов качества, законодатель исходит из общественных потребностей охраны окружающей среды от химических, биологических и физических воздействий. При этом качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1 комментируемого Закона). Качественность окружающей среды ухудшается при несоблюдении установленных нормативов. Это может выразиться в увеличении содержания вредных соединений при превышении предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и почве.
В настоящее время установлено значительное число нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде. Например, предельно допустимая концентрация фтора в почве не должна превышать 2,8 мг/кг; ртути - 2,1 мг/кг; свинца - 32,0 мг/кг; предельно допустимая концентрация двуокиси азота в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб. м; свинца и его соединений - 0,0007 мг/куб. м; соляной кислоты - 0,2 мг/куб. м. Предельно допустимая концентрация алюминия в водных объектах - не более 0,2 мг/л; бензина - 0,1 мг/л; нефти - 0,3 мг/л.
Обоснование, например, нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ в почве базируется на четырех основных показателях вредности, устанавливаемых экспериментально:
транслокационном, характеризующем переход вещества из почвы в растение;
миграционном водном, характеризующем способность перехода вещества из почвы в грунтовые воды и водоисточники;
миграционном воздушном, характеризующем переход вещества из почвы в атмосферный воздух;
общесанитарном, характеризующем влияние загрязняющего вещества на самоочищающую способность почвы и ее биологическую активность.
При этом каждый из путей воздействия оценивается количественно с обоснованием допустимого уровня содержания вещества по каждому показателю вредности. Наименьший из обоснованных уровней содержания является лимитирующим и принимается за предельно допустимую концентрацию.
3. Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий. При разработке и утверждении нормативов качества учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 21. Нормативы качества окружающей среды. Комментарий к статье 21
Вернутся в раздел Комментарии к законам