1. В п. 1 комментируемой статьи устанавливаются общие требования о нормировании допустимого изъятия компонентов природной среды. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем.
2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Законодательство о недрах не содержит требований о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. Лишь в ст. 12 Федерального закона "О недрах" содержится намек на нормативы. Среди неотъемлемых основных частей лицензии на недропользование выделено положение о "согласованном уровне добычи минерального сырья".
В соответствии с Земельным кодексом РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно устанавливаются:
федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов РФ - из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Так, в соответствии со статьей 12 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается 2 гектара.
Установлены предельные (минимальный и максимальный) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства:
минимальный размер земельного участка - 0,03 гектара;
максимальный размер земельного участка - 0,2 гектара.
Нормы предоставления земельных участков устанавливаются также федеральными законами. Например, п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (с изм. и доп. от 30 июля 1996 г., 7 августа 2000 г., 13 июля 2001 г., 28 декабря 2004 г., 23 июля 2005 г.) <*> устанавливает бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, определяемых в соответствии с законодательством субъектов РФ, но не менее 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 7. Ст. 247.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) установлены в ст. 90 Водного кодекса РФ.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам РФ на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам - и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений в лицензию на водопользование. Порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливается Правительством РФ.
Нормативы изъятия лесных ресурсов определяются расчетной лесосекой.
Расчетная лесосека - это плановый норматив изъятия спелого леса при главном пользовании на расчетный период. Она должна обеспечить непрерывное и относительно равномерное, т.е. неистощительное лесопользование в течение длительного времени <*>, она рассчитывается при лесоустройстве на основе наличия спелой древесины, характера воспроизводства, потребности в древесине и др. факторов, а также исходя из необходимости соблюдения принципа непрерывного и неистощительного пользования лесом. Исчисляется по каждому лесохозяйственному предприятию в территориальном разрезе, а также по группам лесов и хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному).
--------------------------------
<*> Гаянов А.Г. Леса и лесное хозяйство Татарстана. Казань: Изд. ГУП "ПИК "Идел-Пресс", 2001. С. 127.
Действующая методика установления расчетной лесосеки по рубкам главного пользования выделяет следующие виды расчетной лесосеки в зависимости от способа исчисления:
интегральная;
лесосека длительного равномерного пользования - определяется делением площади хозяйственной секции на установленный возраст рубки;
первая возрастная лесосека - исчисляется делением площади спелых и приспевающих насаждений хозяйственной секции на продолжительность двух классов возраста;
вторая возрастная лесосека - определяется делением спелых, приспевающих и одного или двух старших классов средневозрастных насаждений хозяйственной секции на продолжительность соответственно трех или четырех классов возраста;
спелая лесосека - исчисляется делением площади спелых насаждений на продолжительность одного класса возраста.
Расчетная лесосека по запасу древесины определяется умножением среднего эксплуатационного запаса в ликвиде на гектаре покрытой лесом площади хозяйственной секции на площадь.
Лесосека равномерного длительного пользования рекомендуется, как правило, при относительно равномерном распределении насаждений хозяйства (хозяйственной секции) по классам возраста, а также в лесах, еще не включенных в промышленную эксплуатацию. Вторая возрастная и интегральная лесосеки считаются эффективнее в использовании в хозяйствах (хозяйственных секциях), где преобладают спелые и перестойные насаждения. В хозяйствах (хозяйственных секциях) с истощенными запасами спелых насаждений следует ориентироваться на первую возрастную лесосеку. Рекомендуемая расчетная лесосека не должна быть меньше лесосеки по состоянию.
Расчетная лесосека вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
Расчетная лесосека по каждому субъекту РФ определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющим ведение лесного хозяйства организациям органа исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами, а также иными законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и заключается в следующем:
в установлении лимитов использования объектов животного мира;
в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.
В целях обеспечения устойчивого использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, Министерством сельского хозяйства РФ утверждены лимиты добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на период по 31 июля 2006 г. <*>.
--------------------------------
<*> Приказ от 28 июля 2005 г. N 135 "Об утверждении лимитов добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты".
Согласно приложению к Приказу Минсельхоза России, например, лимит на кабанов в Вологодской области составляет 100 голов, в Калининградской области - 700 голов; на бурого медведя в Магаданской области - 300 голов, в Чукотском автономном округе - 100 голов, причем в весенний период выделяется не более 20% от общего лимита.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Комментарий к статье 26
Вернутся в раздел Комментарии к законам