Комментарии к законам

Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений. Комментарий к статье 44



1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
2. При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Эти правила должны выполняться при:
- решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон;
- выборе земельных участков под строительство;
- проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, инженерной инфраструктуры;
- благоустройстве иных объектов.
Утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.)). Санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию - это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов <*>.
--------------------------------
<*> Инструкция по заполнению бланка санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию.
Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 29 декабря 2004 г.) градостроительная документация может быть федерального уровня, уровня субъекта РФ и муниципального уровня.
Градостроительная документация федерального уровня включает в себя:
- генеральную схему расселения на территории Российской Федерации;
- схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации, включающих территории двух и более субъектов РФ или части их территорий (далее - консолидированные схемы градостроительного планирования).
Градостроительная документация уровня субъекта РФ включает в себя:
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей, автономной области, автономных округов (далее - территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ);
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития частей территорий субъектов РФ, включающих территории двух и более районов, сельских округов;
- генеральные планы города и его пригородной зоны.
Градостроительная документация муниципального уровня включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий поселений, других муниципальных образований включает в себя:
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов;
- генеральные планы городских и сельских поселений;
- проекты черты городских и сельских поселений.
Градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя:
- проекты планировки частей территорий поселений;
- проекты межевания территорий;
- проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений (далее - проект застройки).
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации в зависимости от особенностей региональных и местных условий <*>.
--------------------------------
<*> Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Приказом Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150).
Минприроды России издало Приказ от 29 декабря 1995 г. N 539 "Об утверждении "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности", в котором отдельный раздел посвящен требованиям к экологическому обоснованию в проектной градостроительной документации.
Состав материалов по экологическому обоснованию проектных решений в градостроительной документации должен быть достаточным для оценки экологической безопасности проживания населения, правильности и оптимальности градостроительных и иных проектных решений, выбора основных сооружений, намечаемых мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия.
Проектные решения в градостроительной документации должны обеспечивать:
- устойчивое социально-экономическое развитие территории;
- рациональное природопользование, в т.ч. землепользование;
- комфортные условия проживания населения, отвечающие утвержденным нормативам и требованиям населения к качеству окружающей среды;
- защиту территорий от опасных природных и техногенных воздействий;
- сохранение и восстановление историко-культурного наследия, уникальных природных ландшафтов, памятников архитектуры, садово-паркового искусства.
При разработке проектной градостроительной документации следует учитывать:
- нормативы и ограничения по природопользованию, санитарно-гигиенические нормы и правила, а также другие регламенты, определяющие экологическую безопасность проживания населения;
- природные (зональные и региональные) особенности территории - рельеф местности, преимущественное направление ветров, уклоны горизонтов подземных вод, источники водоснабжения, опасные природные процессы и явления, особо охраняемые природные объекты, зоны особого режима природопользования, полезные ископаемые и другие природные ресурсы;
- демографические особенности территории, ее историко-культурную ценность;
- современное экологическое состояние городской среды;
- современное и перспективное хозяйственное использование территории (города, поселения, района);
- обеспеченность транспортом, в т.ч. транспортную доступность при авариях и иных производственных нарушениях на промышленных объектах.
Генеральный план города (поселения) является основным документом, определяющим экологические условия проживания населения, перспективы сохранения природных богатств и историко-культурного наследия народа.
При разработке генерального плана должны быть предусмотрены:
- приоритетность решения экологических и социальных проблем;
- соответствие принимаемых решений ранее принятым решениям в схемах расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, схемах и проектах районной планировки и других проектных материалах;
- наличие достаточной исходной информации о природных особенностях территории, объектах историко-культурного наследия, производственных мощностях, технологических процессах и других мероприятиях, осуществляемых и планируемых на конкретной территории;
- выполнение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности;
- разработка комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, оценка их эффективности;
- учет требований (рекомендаций) населения по улучшению экологической ситуации в городе (поселении).
В генеральных планах городов (поселений) должны быть экологически обоснованы:
- выбор места (района) размещения нового города;
- размер (границы) города с учетом перспективы увеличения численности населения;
- потребность города в ресурсах, в т.ч. природных, энергетических, трудовых и др.
- функциональная организация территории, размещение промышленных, селитебных и рекреационных объектов;
- защита территории от опасных природных процессов и явлений;
- размеры и организация санитарно-защитных зон промышленных объектов;
- размещение общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети;
- планировочная структура городской территории;
- размещение отходов города, в т.ч. промышленных и бытовых (твердых, жидких, газообразных), условия их хранения, захоронения и переработки.
На территории города (поселения) не следует размещать объекты, функционально не связанные с его деятельностью и негативно влияющие на экологическое состояние города (поселения).
Экологическое обоснование в генеральном плане города (поселения) должно включать:
- анализ и оценку существующей структуры землепользования, подтвержденную расчетами, аргументацию необходимости использования дополнительных земельных площадей;
- характеристики природных условий территории в районе размещения города (поселения), его историко-культурного наследия, оценку существующего экологического состояния городской среды, комплексный анализ состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, ландшафтов, изменения геологических процессов при строительстве сооружений, экологической ситуации в жилых, промышленных и ландшафтно-рекреационных зонах;
- данные о водопользовании, оценку возможности дополнительного водообеспечения при перспективах развития города и прогнозируемых изменениях численности населения;
- сведения о сточных водах (количество, качество), включая ливневые, просадки карстов и др., способах их очистки, оценку возможности использования нормативно очищенных сточных вод (при технической невозможности повторного использования сточных вод - оценку предельно допустимого сброса загрязняющих веществ);
- сведения о количестве и токсичности поступающих отходов (с учетом перспектив развития города и изменений отходности промышленных производств), способах складирования и утилизации;
- оценку загрязнения городской среды промышленными объектами, транспортными средствами (с учетом существующей и планируемой дорожно-транспортной сети);
- мероприятия по защите населения от физических воздействий (шума, вибраций, электрических и магнитных полей, ионизирующего излучения, радиации), оценку их достаточности;
- планируемые мероприятия по озеленению города, сохранению уникальных природных и исторических объектов, анализ их достаточности;
- оценку рекреационного потенциала города, расчет размеров зеленых зон городов при перспективном развитии города (поселения);
- прогноз изменений экологических условий в городской среде при реализации намечаемых решений по структурной организации территории и архитектурно-планировочных, архитектурно-строительных и природоохранительных мероприятий;
- оценку комфортности проживания в различных зонах города при существующей системе расселения и в перспективе при реализации планируемых решений (архитектурно-строительных, организационных, природоохранных), оценку экологического риска намечаемых градостроительных решений;
- мероприятия по организации экологического мониторинга в городе (поселении).
Выбор земельного участка под строительство населенного пункта (города) или его расширение должен осуществляться:
- с учетом санитарно-гигиенических и экологических показателей городской среды;
- исходя из рациональности использования природных, топливно-энергетических и других ресурсов, степени экологической опасности намечаемых градостроительных решений.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах); предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и органам государственной власти и органам местного самоуправления - в постоянное (бессрочное) пользование.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Проекты детальной планировки и проекты застройки отдельных частей города (поселения) разрабатываются в соответствии с решениями, принятыми в генеральном плане города (поселения), и ограничениями по природопользованию, согласованными со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
В документации должны быть экологически обоснованы:
- использование земельных участков, их границы;
- размеры и размещение территорий, планируемых под озеленение;
- сохранение природных объектов, историко-культурных памятников и других ценных в социальном отношении объектов.
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе озелененные территории.
Зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные и лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Выделяются три основные категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:
- озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-миллионерах - жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое "временное население" - приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;
- озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения;
- озелененные территории специального назначения: санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.). Расчет потребности в озелененных территориях данной категории ведется с учетом их функционального назначения <*>.
--------------------------------
<*> Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. Приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153).




Вернутся в раздел Комментарии к законам