Комментарии к законам

Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы. 1. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия.



2. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
3. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
4. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
5. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно - исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
6. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
7. Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно - исполнительной системы (школ и учебно - консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
Комментарий к статье 112
1. Школьное образование в тесном единстве со школьным воспитанием, обогащая систему знаний осужденного, составляет основу для развития его личности, характера и образа мыслей, оценочных позиций и определения перспектив будущей жизни, препятствует активному усвоению законов и традиций преступного мира. Школьное тюремное образование глубокими корнями уходит в прошлое пенитенциарной системы России. Первая тюремная школа была открыта в начале 60-х гг. XIX в. в Московском Смирительном и Рабочем доме; программа обучения арестантов включала азбуку, арифметику и статьи первоначального чтения, главным образом церковного свойства. Школьное образование рассматривалось в качестве составной части духовно - нравственного воспитания арестантов, и его организация возлагалась на священнослужителей: в 1913 г. на содержание тюремных школ и библиотек, учителей и библиотекарей выделялось 25240 руб. 54 коп.; на содержание церквей, церковных приютов и отправление богослужения - 151200 руб. 40 коп. Бурное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства в послереволюционные годы, интеграция труда осужденных в народное хозяйство вызвали необходимость повышения общеобразовательного и профессионального уровня участников этого процесса. Исследования ученых показали, что если в 30-е гг. XX в. восьмилетнее образование было достаточным для освоения 58% профессий, используемых в народном хозяйстве, то к началу 70-х гг. - только 6%, а в 80-е гг. - 4%. Завершившийся в 70-е гг. переход ко всеобщему среднему образованию лег в основу введения в исправительных учреждениях такой обязанности и для осужденных в возрасте до 40 лет. К середине 80-х гг. во всех исправительно - трудовых учреждениях РСФСР функционировали средние общеобразовательные школы.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", принятый Государственной Думой 12 июля 1995 г., закрепил право на образование в качестве одного из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, в том числе и осужденных. Закон гарантирует гражданам Российской Федерации возможность получить образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Закон установил обязательность общего образования применительно к конкретному обучающемуся до достижения им возраста 15 лет. В то же время предусмотрена возможность увеличить, в отдельных случаях, предельный возраст его получения.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 4 апреля 2001 г. подчеркивается, что темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному - в течение всей жизни - образованию. Не составляют исключения в этом деле и осужденные.
УИК РФ устанавливает обязательность получения основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет. Согласно переписи осужденных 1999 г., в местах лишения свободы около 4% осужденных имеют образование в пределах начального, а 29,5% - в пределах неполного среднего. Осужденным, желающим учиться дальше, администрация исправительного учреждения и соответствующие муниципальные органы обязаны создавать для этого необходимые условия. Прием осужденных в школу осуществляется по личному заявлению, с учетом аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, учреждений начального или среднего профессионального образования. При отсутствии указанных документов - на основании аттестации, проведенной педагогами школы. Зачисление в школу оформляется приказом директора школы, согласованным с начальником учреждения.
В настоящее время требования закона об обязательности обучения осужденных в возрасте до 30 лет, не имеющих общего образования, реализуются далеко не в полной мере: из-за отсутствия материальной базы не организовано общеобразовательное обучение осужденных почти в половине исправительных колоний; количество осужденных, желающих учиться, в 2 - 3 раза превышает число обучающихся. В то же время в ходе выполнения Концепции реорганизации уголовно - исполнительной системы Минюста России (на период до 2005 г.) в местах лишения свободы совместно с органами общеобразовательного и профессионального обучения формируется новая гибкая система учебы осужденных, предоставляющая им возможность получить высшее и среднее профессиональное образование с использованием заочной и дистанционных форм обучения. Указанный проект осуществляется в Красноярском крае, Калининградской, Кемеровской, Московской, Пермской, Самарской, Тверской, Ярославской и в ряде других областей.
2. Снижение возрастного потолка обязательности получения общего образования с 40 до 30 лет, учитывая соотношение возрастных категорий лиц, отбывающих наказание (от 30 до 40 лет - 21,7%, в исправительных колониях строгого режима - 34,7%), исключает из этого процесса значительную массу осужденных зрелого возраста, общеобразовательные знания которым крайне необходимы в будущем.
3. Осужденные, обучающиеся в образовательных учреждениях мест лишения свободы и успешно выполняющие учебный план, на период сдачи ими выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработка.
4. Отношение осужденных к учебе, основному общему и среднему (полному) образованию свидетельствует об уровне их интеллектуального и общего развития, усвоении и реализации полученных знаний, стремлении использовать свободное от работы время с пользой для себя и окружающих, т.е., в конечном счете, определяет степень их исправленности. Поэтому так важно поощрять желание осужденных учиться.
5. Важнейшей проблемой образовательных учреждений, обозначенной в Федеральной программе развития образования (2000 - 2005 годы), названо восстановление единства обучения и воспитания. Для исправительных учреждений это имеет первостепенное значение, поскольку участие преподавателей в исправительном процессе является необходимым условием комплексного подхода к этому вопросу. Такое участие проявляется в непосредственном обучении и воспитании осужденных, методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, работе в составе советов воспитателей, организации и проведении групповых и массовых мероприятий среди осужденных и т.п. Учитывая важность и сложность работы педагогических коллективов, в государственных образовательных учреждениях, созданных в уголовно - исполнительной системе, устанавливаются повышенные должностные оклады их работникам (согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
6. Современные условия отбывания осужденными пожизненного лишения свободы исключают возможность учиться в общеобразовательном учреждении исправительной колонии. В этой связи законодатель не счел необходимым привлекать их к общему образованию, однако для того чтобы обеспечить реализацию конституционного права на образование, обязал администрацию колоний создавать необходимые для самообразования указанной категории осужденных условия, не противоречащие требованиям нормативных актов. В этих целях используются возможности библиотеки учреждения, консультации, в том числе и заочные, педагогов и специалистов, подписка на отдельные издания как самостоятельно, так и с помощью родственников и иных лиц, и др.
7. Согласно УИК РФ порядок и условия получения осужденными основного общего и среднего (полного) образования устанавливает Министерство юстиции РФ по согласованию с Министерством общего и профессионального образования РФ. В настоящее время, в соответствии с Положением о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1999 г. N 31/321, разграничена компетенция указанных министерств в данной сфере. На исправительное учреждение возложены обязанности учета осужденных, подлежащих обучению, создания соответствующей материальной базы, а также обеспечение безопасности работников школы и контроль за соблюдением ими режимных требований; на руководство и педагогический состав школы - ответственность за организацию образовательного процесса в соответствии с учебными планами и программами, соблюдение установленных режимных правил, оказание помощи в подготовке к занятиям. Положение также обязывает учителей принимать участие в духовно - нравственном воспитании осужденных, работе советов воспитателей отрядов.




Вернутся в раздел Комментарии к законам