Комментируемая статья закрепляет требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества. Под национализацией понимается обращение в собственность государства имущества, принадлежавшего юридическим и физическим лицам.
В настоящее время подход к возможным случаям принудительного изъятия имущества физических и юридических лиц в собственность государства претерпел в нашей стране коренные изменения. Опираясь на ст. 35 Конституции РФ, гражданское законодательство устанавливает, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убытков.
Понятие национализации содержится в ст. 235 ГК РФ "Основания прекращения права собственности". ГК РФ только упоминает о национализации, не раскрывая его основных черт. Решение об обращении в государственную собственность в порядке национализации принимается, как правило, на основе закона, определяющего условия, порядок и механизм национализации конкретного имущества. В исключительных случаях национализация проводиться путем принятия правительством специального постановления.
Под приватизацией (от лат. privatus - частный) же в широком смысле понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц.
Основным актом законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля 2005 г.) <*>, в ст. 1 которого под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2003. N 9. Ст. 805; 2005. N 19. Ст. 1750.
Согласно комментируемой статье при приватизации и национализации имущества необходимо осуществлять мероприятия по охране окружающей среды. Данная норма имеет важное значение, поскольку в настоящее время стало очевидным главное: от того, каким образом и для каких целей будет использоваться тот или иной природный объект, то или иное имущество, зависит качество окружающей среды на местном, региональном и даже национальном уровне, зависит решение или возникновение многих социальных проблем, зависит благосостояние населения на значительных территориях. Общество в настоящее время заинтересовано не только в перераспределении имущества, но и в установлении определенной меры, рамок воздействия такого перераспределения на природные объекты, обеспечивающих и гарантирующих экологическую оптимальность и социальную эффективность. Меры охраны окружающей среды при этом могут включать определение необходимых прав и обязанностей участников приватизации или национализации имущества по охране окружающей среды; установление полномочий государственных и муниципальных органов по обеспечению охраны окружающей среды при национализации или приватизации имущества; применение мер юридической ответственности за экологические правонарушения и др.
Таким образом, правовая охрана окружающей среды в рассматриваемом случае осуществляется для преодоления и предупреждения негативных экологических, экономических и иных последствий приватизации или национализации. В случае же, если в результате проводимой национализации или приватизации имущества причиняется вред окружающей среде, то он подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества. Комментарий к статье 53
Вернутся в раздел Комментарии к законам