1. Почвы - основное природное богатство нашего государства, однако их современное экологическое состояние вызывает вполне оправданную тревогу у законодательных, исполнительных, природоохранных органов, ученых-почвоведов, общественности. За последние десятилетия прогрессирует деградация почвенных систем России, связанная с действием естественно-природных и антропогенных факторов. Возросло количество нарушений земельного и природоохранного законодательства, связанных с использованием и охраной почв.
В комментируемой статье Закона закрепляется, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и красные книги почв субъектов РФ, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.
На сегодняшний день Красной книги почв России нет. Прецедент такого издания имеется в Оренбургской области. Однако, по оценкам ученых, она имеет ряд существенных недостатков. В первую очередь, это отсутствие экологического прогноза динамики состояния почвенных ресурсов, программы мер по предотвращению их деградации.
На федеральном уровне учреждение Красной книги почв РФ зависит от принятия Федерального закона "Об охране почв", во исполнение которого необходимо будет разработать и принять постановление Правительства РФ "Об утверждении порядка ведения Красной книги почв Российской Федерации", постановление Правительства РФ "Об определении порядка отнесения почв к редким и находящимися под угрозой исчезновения", постановление Правительства РФ "Об определении порядка ведения почвенных карт и составлении почвенной карты Российской Федерации" и др.
Необходимость разработки проекта федерального закона "Об охране почв" вызвана тем, что комментируемый Закон и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" формулирует лишь самые общие экологические и санитарно-эпидемиологические требования, направленные на охрану природной среды и создание благоприятной среды обитания для человека.
Земельное законодательство, включая Земельный кодекс РФ, Федеральные законы от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель", регулируют отношения в области охраны земель как природного ресурса, используемого в качестве естественного средства производства, и не содержат правовых норм, обеспечивающих охрану почв как природного объекта.
Таким образом, природоохранное и земельное законодательство не содержит конкретного механизма охраны почв как природного объекта.
2. В настоящее время внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ проект федерального закона "Об охране почв". В пояснительной записке к нему говорится, что данный законопроект направлен на охрану почв как одного из жизненно важных компонентов природной среды в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Основная предпосылка разработки законопроекта "Об охране почв" состоит в том, что комментируемым Законом (ст. 4) почвы наряду с землями, недрами, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительным и животным миром включены в перечень компонентов и объектов окружающей среды, подлежащих охране от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
При этом в Земельном кодексе РФ и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актах отмечается тенденция смещения трактовки содержания понятия "земля" в сторону социально-экономических категорий (земля как недвижимое имущество, объект прав собственности и иных прав на землю, пространственный базис осуществления хозяйственной и иной деятельности, природный ресурс и средство производства в сельском и лесном хозяйстве) в ущерб представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы.
Предметом законопроекта "Об охране почв" являются отношения в области охраны почв как компонента природной среды.
Законопроект определяет правовой статус почв, плодородного слоя почвы, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, а также деградированных почв, устанавливает правовые основы охраны почв и восстановления деградированных почв.
Законопроект предусматривает государственное и муниципальное регулирование в области охраны почв, которое включает нормирование в области охраны почв, осуществление государственного учета состояния почв, ведение почвенной карты РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на основании данных государственного учета состояния почв, специальных обследований земель и другой документированной информации, а также учреждение и ведение Красной книги РФ, красных книг субъектов РФ как составных частей правового механизма охраны почв, восстановления деградированных почв.
Законопроект устанавливает требования по восстановлению и (или) улучшению состояния почв при проведении рекультивации нарушенных (деградированных) земель, рекультивации малопродуктивных земель и земель, предназначенных для озеленения, а также по восстановлению деградированных почв.
Принятие закона "Об охране почв" создаст правовые основы государственного регулирования деятельности в области охраны почв как компонента природной среды, обеспечит гармонизацию земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, будет способствовать совершенствованию правового механизма защиты законных прав собственников земли с одновременным повышением их ответственности за нарушение требований по охране почв и в комплексе с мерами организационного, экономического и воспитательного характера позволит предотвратить дальнейшее развитие процессов деградации и загрязнения почв и обеспечит реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ)
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв. Комментарий к статье 62
Вернутся в раздел Комментарии к законам