Пищевые продукты, материалы и изделия, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора и контроля обязан изменить свойства таких пищевых продуктов, материалов и изделий любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.
2. Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам, материалам и изделиям.
Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат строгому учету. Ответственность за сохранность таких пищевых продуктов, материалов и изделий несет их владелец.
3. На основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора и контроля принимает постановление об их утилизации или уничтожении.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора и контроля, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, способы и условия их утилизации или уничтожения.
Возможность использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с государственной ветеринарной службой Российской Федерации.
4. Расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачиваются их владельцем.
5. Владелец некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан представить в орган государственного надзора и контроля, вынесший постановление об их утилизации или уничтожении, документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
6. Органы государственного надзора и контроля, вынесшие постановление об утилизации или уничтожении некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны осуществлять контроль за их утилизацией или уничтожением в связи с опасностью возникновения и распространения заболеваний и отравлений людей и животных, а также загрязнения окружающей природной среды.
Комментарий к статьям 24 - 25
1. Статьи 24 и 25 Закона тесно взаимосвязаны, поскольку определяют обязанности владельцев пищевых продуктов, материалов и изделий, после того как будет установлена недоброкачественность и (или) опасность указанной продукции, а также обязанности органов государственного надзора и контроля в этой части.
Предшествующими статьями Закона уже были установлены обязанности по изъятию такой продукции из оборота, а также по организации ее экспертизы, утилизации или уничтожению для изготовителей (ст. 17), поставщиков, продавцов (ст. 20).
При упоминании в Законе продукции, подлежащей изъятию из оборота и экспертизе, законодатель в различных статьях, а иногда в одной статье говорит о продукции "некачественной и опасной" либо "некачественной и (или) опасной". Это "разнообразие", казалось бы, не имеющее практического значения, на самом деле не является столь безобидным.
Буквальное толкование первой формулировки означает, что изъятию из оборота подлежит продукция, которая одновременно не соответствует требованиям к качеству и требованиям по безопасности. Ст. 3 Закона содержит два критерия для изъятия продукции из оборота, имеющих непосредственное отношение к качеству. Первый - наличие явных признаков недоброкачественности. Эти признаки, как уже отмечалось, могут характеризоваться соответствующим запахом, цветом, консистенцией и другими аналогичными показателями, наличие которых практически означает опасность употребления пищевых продуктов по прямому назначению. Указанные органолептические и физико - химические требования, если они не включены в требования нормативных документов, обеспечивающих безопасность продукции, устанавливаются в технической документации. Второй - подозрение в фальсификации продукции, т.е. умышленном изменении показателей ее качества.
Все остальные основания для изъятия продукции из оборота, предусмотренные ст. 3 Закона, относятся либо к несоответствию требованиям по безопасности, либо к несоблюдению установленных законодательством требований, не касающихся непосредственно самой продукции, но препятствующих ее включению в оборот.
Таким образом, практически основания для изъятия продукции из оборота могут быть условно разделены на три группы: недоброкачественность, т.е. несоответствие потребительским свойствам, определенным техническими документами; опасность, т.е. несоответствие требованиям по безопасности, установленным нормативными документами; нарушение других установленных законодательством требований к оборотоспособности продукции.
В этой связи следует говорить о продукции недоброкачественной или опасной. Это тем более необходимо, что отнесение продукции к той или иной группе должно вести (и ведет) к различным юридическим последствиям.
Например, как следует поступать, если реализуется вареная колбаса определенного наименования, содержание в которой жира, соли и других ингредиентов, влияющих на вкусовые или иные потребительские свойства, не соответствует рецептуре. Безусловно, она должна быть отнесена к недоброкачественной и изъята из оборота. Если владелец не выполнит эту свою обязанность, то согласно п. 2 ст. 24 Закона продукция подлежит конфискации. В данном случае конфискация является мерой ответственности за допущенное неисполнение требования закона об изъятии из оборота. Допущение реализации такой продукции означало бы введение покупателя в заблуждение относительно ее качества, на что государство, естественно, пойти не может (о порядке конфискации продукции см. комментарий к ст. 21 Закона).
Но если упомянутая колбаса не имеет явных признаков недоброкачественности, не является фальсифицированной, почему ее нужно подвергать утилизации или уничтожению, если она изъята из оборота самим владельцем? Представляется, что в этом случае с разрешения органов, согласовавших рецептуру, и с приведением информации о продукции в соответствие с ее фактическим качеством она может быть реализована. Аналогичные вопросы возникают и по таким основаниям изъятия из оборота, как отсутствие удостоверений качества (изготовитель известен), документов о подтверждении соответствия, отсутствие срока годности, необходимой маркировки. Такая продукция, безусловно, должна быть изъята из оборота. Но почему ее необходимо признавать некачественной и опасной, утилизировать или уничтожать, как предусмотрено п. 2 ст. 3 и п. 1 ст. 25 Закона? Совершенно очевидно, что упомянутые формальные недостатки могут быть устранены и продукция во многих случаях возвращена в оборот.
Изложенные соображения позволяют сделать вывод о необходимости уточнения норм Закона, связанных с экспертизой, утилизацией или уничтожением продукции (см. также комментарий к ст. 3 Закона).
2. Помимо изложенного направления уточнения положений Закона об экспертизе, следует обратить внимание также на следующее.
Компетенция органов государственного надзора и контроля в части проведения экспертизы определена в упоминавшемся Постановлении Правительства РФ N 1263 для трех органов в соответствии с нарушением требований нормативной документации, утверждаемой соответствующим органом для всех видов продовольственного сырья и пищевых продуктов (органы санитарно - эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора и надзора в области стандартизации и сертификации). Для органа государственного контроля за качеством зерна и продуктов его переработки таким критерием указано несоблюдение требований государственных стандартов именно этой продукции, а для органов контроля в торговле - нарушение обязательных требований качества и истечение срока годности для всей продаваемой продукции. Поскольку недоброкачественность или опасность продукции обнаруживается при проверках у изготовителей, продавцов и других участников оборота, а контролирующие органы, как правило, проверяют продукцию на соответствие предъявляемым к ней требованиям, установленным любыми нормативными и техническими документами, то соблюдение установленной компетенции становится проблематичным и для самих органов, и для владельцев продукции. Особого разъяснения требует компетенция органа контроля в торговле (см. также комментарий к ст. 13 Закона).
Положением об экспертизе установлено шесть критериев отнесения пищевой продукции к недоброкачественной и опасной. К объективным критериям относятся: несоответствие обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно - санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией; наличие явных признаков недоброкачественности, не вызывающих сомнений у компетентного лица; несоответствие свойств проверяемой продукции данному виду и наименованию продукции.
В связи с этими критериями необходимо заметить следующее. Применение в Положении понятия "обязательные требования к качеству" наряду с обязательными требованиями к безопасности наводят на мысль, что речь идет о требованиях разного характера. Между тем "Медико - биологические требования и санитарные нормы продовольственного сырья и пищевых продуктов" (МБТ 5061-89) устанавливают требования по обеспечению безопасности. Новые "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденные Постановлением Госкомэпиднадзора РФ от 24.10.96 N 27, также не содержат требований к качеству в обычном понимании этих слов как показателей, определяющих потребительские свойства продукции. Требования, предусмотренные этим документом, в основном устанавливают нормативы содержания различных вредных веществ, т.е. требования по обеспечению безопасности. Поэтому упоминаемую в п. 2 Постановления Правительства РФ и в Положении продукцию, не отвечающую обязательным требованиям качества, очевидно, следует понимать как не соответствующую требованиям безопасности.
Что касается сроков годности, то их истечение вправе констатировать и другие органы, например органы Госстандарта России. Какой орган должен проводить экспертизу товара в этом случае неясно, так же как и в случае обнаружения товара, на который не установлен обязательный срок годности.
3. Ст. 25 Закона закрепляет на законодательном уровне некоторые правила проведения экспертизы, предусмотренные ранее Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, и распространяет их на некоторые другие товары, материалы и изделия, определенные Законом.
Такими правилами являются:
- Утилизация или уничтожение без проведения экспертизы продуктов, материалов и изделий, владелец которых не может подтвердить их происхождение либо которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека. Для принятия решения об уничтожении или утилизации продукции без проведения экспертизы во втором случае необходимо наличие обоих указанных условий (в Положении условие об опасности отсутствует). До утилизации или уничтожения указанной продукции ее владелец в присутствии представителя органа государственного надзора и контроля обязан изменить ее свойства любым надежным способом, исключающим возможность использования по назначению (денатурирование пищи и т.п.).
- Изъятая из оборота продукция, подлежащая экспертизе, на срок, необходимый для проведения экспертизы, утилизации или уничтожения, должна строго учитываться, изолироваться и храниться в условиях, исключающих доступ к ней. Ответственность за это несет владелец продукции.
- Результаты экспертизы являются основанием для принятия соответствующим органом государственного контроля и надзора постановления об утилизации или уничтожении продукции.
- Выбор способа и условий утилизации или уничтожения продукции определяется ее владельцем в соответствии с требованиями нормативных или технических документов и согласовывается с органом, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении продукции.
- Возможность использования изъятых из оборота пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с государственной ветеринарной службой РФ.
- Владелец продукции обязан: оплатить расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию, уничтожение продукции; представить соответствующему органу надзора и контроля документ (либо его заверенную в установленном порядке копию), подтверждающий факт утилизации или уничтожения продукции.
- Указанные факты контролируются органами, вынесшими постановление об утилизации или уничтожении продукции.
Представляется, что Законом решены не все вопросы, связанные с проведением экспертизы, однако никаких поручений в этом направлении в нем не содержится. Тем не менее необходимые решения могут быть приняты Правительством РФ.
В этой связи представляют интерес некоторые нормы, предусмотренные упомянутым Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов. При анализе предусмотренных Законом оснований признания продукции некачественной или опасной было обращено внимание на то, что некоторые из этих оснований по своему характеру не соответствуют последствиям такого признания - утилизации или уничтожению. Эта мысль подтверждается п. п. 10 и 11 Положения, где определено, что одним из выводов экспертизы может быть заключение о пригодности или непригодности продукции для питания людей и, соответственно, разрешение или запрещение ее использования по назначению.
Об особенностях изъятия из оборота, экспертизы, утилизации, уничтожения алкогольной продукции см. п. 2 комментария к ст. 26 Закона.
Глава V
Глава V регулирует вопросы ответственности за нарушение Закона.
Предусмотрены ответственность административная (ст. 26), уголовная (ст. 27), гражданско - правовая (ст. 28) и ответственность должностных лиц органов государственного надзора и контроля. Наиболее детально проработаны вопросы административной ответственности.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 25. Требования к проведению экспертизы, к утилизации или уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъятых из оборота. 1. Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно - эпидемиологической, ветеринарно - санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Вернутся в раздел Комментарии к законам