Комментарии к законам

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль). Комментарий к статье 67



1. Производственный контроль - это непосредственная деятельность руководителя хозяйствующего субъекта или уполномоченного им лица по управлению воздействием на окружающую среду. Структура данной главы построена таким образом, что производственный контроль рассматривается перед муниципальным контролем. На наш взгляд, логичнее было бы рассмотреть производственный контроль после муниципального контроля.
Производственный контроль осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности самостоятельно. Это единственный из всех видов контроля, когда субъект сочетает в себе функции по природопользованию и контролю. Кроме того, за неисполнение обязанности по организации производственного контроля собственной деятельности, субъект может быть привлечен к ответственности.
Из содержания п. 1 комментируемой статьи можно выделить две основные цели производственного экологического контроля:
- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
- соблюдение требований, установленных законодательством, в области охраны окружающей среды.
Производственный экологический контроль охватывает следующие основные направления и аспекты деятельности:
- мониторинг, регулирование и управление факторами отрицательного воздействия на окружающую среду;
- готовую продукцию;
- технологию производства;
- предупреждение экологических аварий и аварийных ситуаций;
- экологическое информирование и образование персонала;
- взаимодействие с экологической общественностью и населением;
- снижение риска ответственности.
Целями производственного экологического контроля являются:
- выполнение требований федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды;
- соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния хозяйствующего субъекта;
- повышение качества продукции.
К основным задачам производственного экологического контроля относятся:
- постоянный контроль за технологией производства работ;
- минимизация воздействия на окружающую среду;
- повышение эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов (сбережение, использование вторичных и нетрадиционных ресурсов, повторное использование);
- организация и обеспечение деятельности по предупреждению экологических аварий и аварийных ситуаций и деятельности в условиях экологических аварий;
- ведение экологической документации предприятия, в том числе экологических паспортов;
- своевременное предоставление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга;
- экологическое информирование и образование персонала.
Среди специальных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды производственный контроль встречается в Земельном кодексе РФ и в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 73 ЗК РФ производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством РФ. Данные сведения могут быть использованы в дальнейшем для выработки и принятия конкретных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 25 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ФЗ от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
В Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" производственный контроль не упоминается.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи Закона, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством. С 1 января 2006 г., в соответствии с изменениями, внесенными в данный пункт комментируемой статьи Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вышеуказанные субъекты будут обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный экологический контроль.
На основании письма МПР РФ от 22 января 2004 г. "О создании экологических постов на крупных предприятиях" <*>, в организации, вносящие максимальный вклад в загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почв и нарушение земель на территории субъекта РФ и/или муниципального образования, должны были быть направлены предложения по организации совместных экологических постов и подготовке положения об экологических постах на предприятиях. Критерием при определении организаций, на которых в первоочередном порядке следовало создавать совместные экологические посты, служил перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
--------------------------------
<*> См.: письмо МПР РФ от 22 января 2004 г. N ВК-33-54/457 "О создании экологических постов на крупных предприятиях".
Необходимо отметить, что производственный контроль должен охватывать не только крупные предприятия, но, в идеале, все субъекты, деятельность которых может оказать или оказывает воздействие на окружающую среду.




Вернутся в раздел Комментарии к законам