Комментарии к законам

Статья 68.1. Права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды. Комментарий к статье 68.1



1. Комментируемая статья вступает в силу с 1 января 2006 г. Она предусматривает права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды. Несмотря на то что в названии статьи упоминается ответственность муниципальных инспекторов, также как и в рассмотренной ранее ст. 66 Закона, в содержании настоящей статьи об этом ничего не говорится. В связи с этим необходимо либо откорректировать название статьи, либо ввести норму, предусматривающую ответственность муниципальных инспекторов.
Сравнительный анализ комментируемой статьи и ст. 66, предусматривающей права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, показал их абсолютную схожесть. Единственное отличие заключается в том, что муниципальные инспектора в области охраны окружающей среды вправе посещать более узкий круг объектов хозяйственной и иной деятельности. Например, они не могут посещать с проверками объекты, подлежащие государственному экологическому контролю (объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны и т.д.). В остальном же комментируемая статья и по содержанию, и по структуре совпадает со ст. 66 Закона.
Надо отметить, что нормативными правовыми актами органов местного самоуправления зачастую предусматривается более широкий перечень прав и обязанностей муниципальных инспекторов. Например, в соответствии с Положением о муниципальном экологическом контроле <*>, инспектора по муниципальному экологическому контролю вправе:
--------------------------------
<*> См., например: решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 27 марта 2003 г. N 195 "Об утверждении "Положения о муниципальном экологическом контроле" // "Заречье". 2003. 30 апреля. N 18.
- по согласованию с руководителем организации беспрепятственно посещать и обследовать организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (кроме объектов, подлежащих государственному экологическому контролю), в пределах своей компетенции, при предъявлении служебного удостоверения;
- по результатам обследования составлять акты проверок, давать предписание об устранении выявленных нарушений, направлять информацию об административных правонарушениях по подведомственности;
- принимать участие в рассмотрении протоколов о нарушении природоохранного законодательства;
- вносить предложения в Администрацию г. Заречного по ограничению, приостановке или запрещению выбросов и сбросов загрязняющих веществ предприятиями, отходов производства, не предусмотренных разрешениями, выданными в соответствии с законодательством РФ;
- выявлять и участвовать в определении размера ущерба, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, составлять проекты исковых заявлений и другие необходимые документы для направления их по подведомственности;
- взаимодействовать с экологическими службами организаций независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями по вопросам природопользования и экологии;
- выходить с предложениями в администрацию г. Заречного Пензенской области, по согласованию с директором муниципального учреждения "Управление природными ресурсами", об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, отдельных сооружений и иных объектов на территории г. Заречного Пензенской области в случае нарушения ими природоохранного законодательства;
- осуществлять на территории г. Заречного Пензенской области проверки соблюдения экологических требований при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию любых строительных объектов;
- запрашивать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды;
- осуществлять контроль за ввозом на территорию и вывозом с территории г. Заречного Пензенской области (в том числе транзит) экологически опасных грузов (изделий, отходов сырьевых ресурсов);
- участвовать в комиссиях по приемке в эксплуатацию объектов (пусковых комплексов) производственного, сельскохозяйственного и жилищно-гражданского назначения;
- принимать участие в комиссиях по землеотводам и выбору площадок под строительство предприятий, зданий и сооружений, размещению объектов промышленного, гражданского и иного назначения;
- вносить предложения в администрацию г. Заречного Пензенской области об изъятии у землепользователей (землевладельцев) земельных участков при использовании их способами, приводящими к загрязнению земель, а также о запрещении использования (консервации) загрязненных и деградированных земель;
- осуществлять экологический контроль источников загрязнения окружающей среды;
- проверять работу очистных сооружений, средства их контроля;
- осуществлять контроль недропользования, осуществляемого на территории г. Заречного Пензенской области;
- осуществлять контроль особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории г. Заречного Пензенской области;
- принимать участие в разработке мобилизационных планов по борьбе с лесными пожарами и противопожарных мероприятий;
- производить лесопатологический надзор;
- осуществлять контроль за побочным использованием лесов на территории лесного фонда г. Заречного Пензенской области;
- исчислять и взимать в установленном порядке плату за изъятие земель, покрытых древесно-кустарниковой растительностью, и другие виды лесопользования в соответствии с действующим законодательством;
- принимать меры по охране земель лесного фонда от самовольного их использования, по охране ограничительных, межевых и других знаков на территории лесного фонда, поддержанию в должном порядке границ, просек и визиров;
- участвовать в проведении биотехнических мероприятий;
- рассматривать обращения граждан и организаций по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
- осуществлять контроль за ходом выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийных загрязнений окружающей природной среды на территории г. Заречного Пензенской области;
- разрабатывать экологические паспорта оборудования, производств, предприятий, производственных и природных объектов, территорий в г. Заречном Пензенской области;
- принимать участие в экологическом воспитании, образовании, просвещении населения г. Заречного Пензенской области;
- консультировать по вопросам природопользования и экологии;
- участвовать в подготовке для публикации в средствах массовой информации сообщений, имеющих отношение к экологической безопасности граждан.
2. При проведении проверок по соблюдению природоохранного законодательства инспекторы обязаны:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- проводить проверки по соблюдению природоохранного законодательства в строгом соответствии с распоряжением директора муниципального учреждения "Управление природными ресурсами";
- посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверки по соблюдению природоохранного законодательства только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения директора муниципального учреждения "Управление природными ресурсами";
- не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверки по соблюдению природоохранного законодательства, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении проверки по соблюдению природоохранного законодательства, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
- знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами проверки по соблюдению природоохранного законодательства;
- не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам