В данной главе рассматриваются общие направления формирования экологической культуры, которую можно определить как показатель отношения государства и общества к окружающей среде, основанного на экологическом образовании, воспитании и просвещении. Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Она формируется в общественном сознании и поведении людей не одномоментно, а на протяжении жизни и деятельности поколений. Ее формирование обеспечивается непрерывным экологическим образованием и просвещением. Экологическая культура способствует формированию здоровой нации, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, а также экологической безопасности страны и каждого человека.
Государство должно разрабатывать единую государственную экологическую политику, на основе которой Правительство РФ, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, в соответствии со своими полномочиями, осуществляют государственное регулирование деятельности в области экологической культуры.
Необходимо отметить, что экологическая культура должна формироваться не только в рамках одного конкретного государства, а каждое государство должно вести себя по отношению к остальным экологически культурно. Так, в преамбуле Конвенции о ядерной безопасности, подписанной в Вене 21 сентября 1994 г. <*>, предусматривается, что Договаривающиеся стороны, принимая данный документ, желают содействовать эффективной культуре ядерной безопасности. Экологическая культура на международном уровне проявляется, в первую очередь, в уважении интересов всех государств.
--------------------------------
<*> См.: Декларация по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро. 14 июня 1992 г. // Действующее международное право. Т. 3.
О непосредственной взаимосвязи культуры и экологии свидетельствует Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, подписанная в Париже 16 ноября 1972 г. <*>. В соответствии с данной Конвенцией, под культурным наследием понимаются памятники, ансамбли, достопримечательные места (в том числе - совместные творения человека и природы), а под природным наследием - природные памятники, геологические и физиографические образования, а также природные достопримечательные места. В преамбуле данной Конвенции Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972 г., констатирует, что культурному и природному наследию все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более опасными вредоносными и разрушительными явлениями и принимает во внимание, что повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности или природной среды представляют собой пагубное обеднение достояния всех народов мира. В Конвенции обращается внимание на то, что охрана культурного и природного наследия на национальном уровне часто бывает недостаточной в связи с недостаточностью экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится ценность, подлежащая защите. Кроме того, Организация Объединенных Наций в своем Уставе <**> предусматривает, что она помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества.
--------------------------------
<*> См.: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Париж. 16 ноября 1972 г. // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. С. 290.
<**> См.: Устав Организации Объединенных Наций. Сан-Франциско. 26 июня 1945 г.
Также необходимо отметить, что многие природные объекты представляют собой памятники истории и культуры и имеют научное, культурное и эстетическое значение. Например, особо охраняемые природные территории, относящиеся к объектам общенационального достояния, информация о культурной ценности которых вносится в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). В соответствии с Указом Президента РФ "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" <*>, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся в том числе расположенные на ее территории природные комплексы. Например, в бассейне реки Волги находится более половины уникальных памятников природы Российской Федерации, имеющих международное значение, а целый ряд российских государственных природных заповедников и национальных парков включены в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает ценность и значимость этих уникальных природных объектов.
--------------------------------
<*> См.: Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (с изм. от 26.11.01 г., 25.02.03 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 23. Ст. 1961.
Интересно, что Федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" предусмотрено в качестве одного из мероприятий создание условий и развитие аквакультуры <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 "О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (часть II). Ст. 4973.
Комментируемая статья предусматривает в качестве одного из основных направлений формирования экологической культуры всеобщность и комплексность экологического образования.
Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности. Экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Экологическое образование направлено на формирование нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению к окружающей среде, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в процессе осуществления экологически грамотной деятельности.
Всеобщность экологического образования означает его доступность для всех граждан РФ. Комплексность экологического образования предполагает изучение основ экологии на всех ступенях: начиная с детского сада и заканчивая послевузовским профессиональным образованием и повышением квалификации специалистов. Необходимо отметить, что экологическое образование должно быть не только всеобщным и комплексным, но также системным и непрерывным.
Всеобщее и комплексное экологическое образование способствует не только формированию экологической культуры, но также повышению профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. Для этого формируется система экологического образования, которая включает в себя:
- дошкольное и общее образование;
- среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование;
- профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов;
- распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
В соответствии с принципом 10 Декларации по окружающей среде и развитию, экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая находится в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации <*>.
--------------------------------
<*> См.: Декларация по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро. 14 июня 1992 г. // Действующее международное право. Т. 3.
Большое значение в распространении экологических знаний играют средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", национальные парки осуществляют культурное обслуживание посетителей, для чего на их территории выделяются специальные зоны.
В Соглашении о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанном в г. Москве 8 февраля 1992 г. <*>, определяется, что Договаривающиеся Стороны обязуются на своей территории принимать меры по развитию экологического образования и воспитания, а также обеспечению гласности в вопросах экологии.
--------------------------------
<*> См.: Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. Июль. 2000. N 7.
Государство должно поддерживать экологическое образование, воспитание и культуру на должном уровне. И в первую очередь посредством принятия "работающего" законодательства в этой области. Необходимо отметить, что на федеральном уровне был разработан проект закона "Об экологической культуре". В 2001 г. данный проект был принят повторно к рассмотрению, однако его дальнейшая судьба до настоящего времени не решена.
Экологическая культура, экологическое воспитание и экологическое образование тесно взаимосвязаны. Уровень экологической культуры напрямую зависит от образованности нации. Осуществление конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного образования в области экологии, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Развитию в обществе экологической культуры будут способствовать самостоятельное повышение гражданами уровня личной экологической культуры и экологическое самообразование. Для этого должна осуществляться государственная поддержка развития различных форм и учреждений экологического самообразования граждан (клубов, выставок и т.д.).
Экологическое воспитание и образование населения - одно из основных направлений деятельности по охране среды обитания человека и основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития <*>.
--------------------------------
<*> См.: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 6. Ст. 436.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования. Комментарий к статье 71
Вернутся в раздел Комментарии к законам