Комментарии к законам

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях. Комментарий к статье 72



1. Экологическое воспитание и обучение, как неотъемлемая часть системы образования осуществляются в образовательных учреждениях Российской Федерации в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе. Цель экологического образования - формирование в обществе экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей.
В п. 1 комментируемой статьи указано, что преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм, что свидетельствует об осознании государством необходимости образования подрастающего поколения в сфере экологии и озабоченности повышения уровня его экологической культуры.
Государством должна быть разработана и включена в государственные образовательные стандарты самостоятельная область, предметом которой являются отношения, возникающие между обществом и природой, а также в рамках которой будут исследоваться проблемы устойчивого развития, охраны окружающей среды, экологической безопасности и т.д. При этом в учебной программе экологического образования каждого уровня должно исключаться дублирование материала, а только конкретизироваться и углубляться полученные на предыдущей ступени знания.
Что касается дошкольного экологического образования, то оно закладывает основы духовного развития личности, основанного на любви к природе, правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру.
Школьное образование предполагает включение в образовательные программы самостоятельного предмета, а также специальных и интегрированных учебных предметов, программ и курсов экологического содержания в целях повышения уровня экологической культуры.
Бережное отношение детей к окружающей природе должно формироваться по следующим основным направлениям:
- развитие у детей эмоционально-положительного отношения к природе и ее представителям, чувства гордости за родную природу, а также выработка у них навыков бережного отношения к окружающей природной среде, в том числе к животным и растениям;
- формирование культуры потребления природных ресурсов (рационального использования воды, источников энергии), а также культуры повседневного поведения.
Участвовать в экологическом образовании и воспитании должны родители и работники дошкольных и школьных учреждений.
Необходимо отметить, что государство должно оказывать поддержку экологическому образованию, проводимому детскими экологическими организациями; экологическими лагерями, экологическими экспедициями для детей и подростков; детскими домами творчества, экологическими центрами, музеями, библиотеками, экологическими кружками, станциями юных натуралистов и т.д.
Так, в качестве примера можно назвать Детский эколого-биологический центр Минобразования России, который создает условия для реализации дополнительного образования детей, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации, интересующихся предметами эколого-биологической направленности и смежных с ними наук, способствует развитию их интеллектуального потенциала, формированию потребности в продолжении образования и самообразовании, а также оказывает помощь в их профессиональном самоопределении.
Центр является базой для практического обучения, проведения экспериментальной и учебно-исследовательской работ, организации оздоровительных и экскурсионно-туристических мероприятий, создания образцов отдельных форм материально-технического обеспечения образовательного процесса (учебно-опытного участка, уголка живой природы с аквариумной комнатой, мини-заказника, натурных образцов и др.). Одной из основных задач Центра является формирование в процессе обучения экологической культуры, активной гражданской позиции в решении проблем сохранения окружающей среды. В ходе осуществления своей деятельности Центр взаимодействует с общеобразовательными учреждениями, с детскими домами, школами-интернатами и образовательными учреждениями дополнительного образования детей по собственному профилю с целью выявления одаренных и интересующихся предметами эколого-биологического цикла детей, привлечения их к обучению в разных формах образовательной деятельности Центра, а также в мероприятиях эколого-биологической направленности, их поддержки и т.д. <*>.
--------------------------------
<*> См.: Устав государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский эколого-биологический центр" Минобразования России (утв. Приказом Минобразования РФ от 18 марта 2003 г. N 1027) // "ОВД. Межведомственный информационный бюллетень". Сентябрь. 2004. N 25.
2. В п. 2 комментируемой статьи определяется, что в зависимости от профиля образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости упоминания в названии комментируемой статьи термина "основ". Основы предполагают получение базовых знаний, а профессиональные учреждения, на наш взгляд, должны готовить специалистов и давать более глубокие, по сравнению с базовыми, знания.
Для подготовки квалифицированных специалистов, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и экологическую безопасность, высшие учебные заведения обеспечивают подготовку специалистов в области экологии путем преподавания специализированных предметов, а также вовлечения в практическую природоохранную деятельность.
В высших учебных заведениях страны могут создаваться экологические факультеты и специальные кафедры по экологии для подготовки специалистов-экологов, а также для подготовки специалистов по эколого-просветительской работе.
Необходимо отметить, что в ведении субъектов РФ в области образования находятся в том числе разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005 г.)). Так, на базе Сочинского научно-исследовательского центра Российской академии наук (СНИЦ РАН) в г. Сочи был организован Федеральный академический экологический университет <*>. Основными задачами университета являются:
--------------------------------
<*> См.: решение Госкомэкологии РФ от 23 июня 1997 г. N 12/288 "Об организации Федерального академического экологического университета".
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, в том числе в области экологии;
- развитие научных исследований, участие в научных исследованиях специалистов-экологов, педагогических работников, студентов и слушателей, использование научных результатов в образовательном процессе;
- подготовка научных кадров с использованием аспирантуры и докторантуры Российской академии наук;
- подготовка научных трудов, учебников и учебных пособий по основным направлениям работы университета.
Особое внимание должно уделяться преподаванию экологических знаний в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов определенного профиля. Это в первую очередь касается Вооруженных Сил и приравненных к ним образований, поскольку дальнейшая деятельность таких специалистов связана с обеспечением экологической безопасности военной деятельности, и снижением экологического риска на территориях дислокации войск (вооруженных сил). Основными направлениями экологического образования здесь являются:
- профессиональная военно-экологическая подготовка военнослужащих в высших военных учебных заведениях России путем преподавания военно-экологических дисциплин;
- экологическая подготовка студентов на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по специальности "военная экология";
- проведение регулярных эколого-образовательных семинаров, совещаний в военных округах, флотах и гарнизонах с участием природоохранных органов и органов управления образованием.




Вернутся в раздел Комментарии к законам