Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.
2. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.
3. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
4. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
Комментарий к статье 30
1. Данная статья рассматривает волевые действия, в результате которых часть авторских имущественных прав передается другому лицу. Эти волевые действия (сделки) именуются в Законе "передачей имущественных прав".
Передачу имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу. Переход - более широкое понятие: сюда включаются и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу помимо воли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и др.).
2. Абзац 1 п. 1 устанавливает, что имущественные авторские права могут быть переданы другому лицу только по авторскому договору.
Часть вторая ГК не выделяет авторские договоры в качестве особого вида гражданских договоров. Вместе с тем ГК предусматривает применение к продаже имущественных прав общих положений о купле-продаже, оговаривая при этом, что общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав (п. 4 ст. 454 ГК).
В число имущественных прав включаются и авторские имущественные права.
Таким образом, к авторским договорам применяются общие нормы о гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже (см. ст. 454 - 491 ГК).
В этой связи, называя стороны авторского договора, можно, хотя и условно, употреблять термины "продавец" и "покупатель", подразумевая под "продавцом" автора или иное лицо, владеющее авторским правом и передающее авторские права по договору, а под "покупателем" - лицо, которое приобретает авторские права по договору.
В Законе стороны авторского договора именуются "автор" и "пользователь", что также не совсем точно и в значительной степени условно. На практике стороны авторского договора часто именуются "лицензиар" (сторона, предоставляющая, передающая авторские права) и "лицензиат" (сторона, получающая авторские права).
Как продавец, так и покупатель могут быть физическими или юридическими лицами.
Конституционный Суд РФ указал, что "имущественные авторские права на использование произведения могут принадлежать не только непосредственно самому автору, но и другим лицам, в том числе юридическим, и могут передаваться ими по авторскому договору". Суд признал авторским договор о предоставлении одним юридическим лицом имеющихся у него авторских прав на телевизионный сериал и на его перевод на русский язык другому юридическому лицу, в частности, права на показ этого сериала по телевидению (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 марта 2000 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 ст. 5 Закона РФ об НДС" // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1533).
Хотя ГК допускает применение к авторским договорам общих положений о купле-продаже, очевидно в связи с наличием у этих договоров сходных черт, еще больше сходства у авторских договоров с арендными договорами (временный характер, контроль со стороны арендодателя за использованием объекта, возвращение объекта арендодателю по окончании договора).
3. В абз. 1 п. 1 под имущественными правами, указанными в ст. 16 Закона, имеются в виду те права, которые перечислены в п. 2 и в п. 2.1 ст. 16.
Наряду с имущественными правами авторские договоры всегда затрагивают личные авторские права. См. по этому вопросу п. 25 комментария к ст. 15.
4. Буквальное прочтение оговорки, содержащейся в абз. 1 п. 1, приводит к выводу, что в случаях, предусмотренных в ст. 18 - 26, имущественные авторские права передаются автором пользователю, но не на основе авторского договора.
Однако для того чтобы передать авторские права по авторскому договору или иным путем, их надо иметь. Что касается случаев свободного использования, перечисленных в ст. 18 - 26, то здесь имущественные права отсутствуют, и о передаче каких-либо прав нельзя говорить.
Смысл рассматриваемой оговорки в том, что она еще раз (как и норма п. 5 ст. 16) подчеркивает: в случаях, предусмотренных ст. 18 - 26, авторские права могут использоваться без договора.
5. Из п. 1 следует, что содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора - имущественные авторские права.
Эта ясная формулировка, по-видимому, должна положить конец длительной дискуссии в советской и российской литературе по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники этой дискуссии считали, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение, а все авторские права оставляет за собой; другие участники дискуссии, напротив, полагали, что по авторскому договору автор передает часть своих авторских прав.
6. Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам.
Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность.
7. Абзац 2 п. 1, а также п. п. 2 и 3 определяют два основных типа авторских договоров.
Авторские договоры делятся на:
1) договоры о передаче исключительных прав;
2) договоры о передаче неисключительных прав.
Иначе говоря, предметом авторского договора может быть либо исключительное авторское право, либо неисключительное авторское право.
При этом исключительное авторское право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. Таким образом, исключительное право - это абсолютное право, а неисключительное - относительное (обязательственное) право.
8. Абзац 2 п. 1 определяет основное содержание авторских договоров первого типа - договоров о передаче исключительного права.
В этих договорах покупатель становится исключительным, единственным владельцем имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре).
Иными словами, покупатель может не только сам использовать произведение: он может также запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведения.
В настоящее время в авторских договорах о предоставлении исключительных прав иногда делается добавление о том, что приобретатель получает также право на защиту полученного права в случае нарушений со стороны любых третьих лиц. Такое добавление с правовой точки зрения ничего нового не содержит, поскольку владелец исключительного права всегда может защищать свое право.
9. В абз. 1 п. 2 говорится о передаче по договору исключительных прав на использование произведения "определенным способом и в установленных договором пределах". Об этих "способах" и "пределах" см. п. 1 ст. 31 и комментарий к нему.
10. Авторский договор о передаче исключительных прав может предусматривать, что наряду с покупателем - владельцем исключительных прав могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав, например продавец или третьи лица, которым продавец ранее передал неисключительные права.
11. Более того, нельзя исключать такой возможности: заключая договор о передаче исключительных прав, продавец может оставить часть этих исключительных прав за собой. Например, стороны могут договориться о том, что исключительное право (на тот или иной способ использования и в определенных договором пределах) делится между продавцом и покупателем поровну, что стороны становятся совладельцами этого права и будут в дальнейшем совместно пользоваться и распоряжаться этим правом.
12. Второй абзац п. 2 предусматривает особое имущественное право автора на защиту прав на использование произведения.
Хотя общий смысл этой нормы и общая ее направленность понятны, тем не менее отдельные положения сформулированы не совсем четко, а потому требуют строгого толкования.
13. Абзац 2 п. 2 закрепляет за лицом, которое не имеет исключительных прав на использование произведения, "право запрещать использование произведения другим лицам".
Иными словами, исключительное право закреплено за невладельцем исключительных прав, который, вообще говоря, подобным правом не обладает.
Получается, что здесь мы сталкиваемся с особым, льготным правом, правом-исключением.
Ясно, что это право не может принадлежать любому продавцу авторских прав. Следовательно, это право может принадлежать только первоначальному владельцу авторских прав - автору.
Таким образом, в абз. 2 п. 2 термин "автор" обозначает только автора, в то время как в остальных местах ст. 30, равно как и в остальных статьях Закона (если только из контекста не вытекает иного) в понятие "автор" включаются и правопреемники автора.
14. В соответствии с абз. 2 п. 2 автор, не имеющий исключительных прав на использование произведения, тем не менее вправе запретить использование произведения "другим лицам". Под другими лицами следует понимать нарушителей авторского права.
Указанное право автора ограничивается только запретом использования произведения. Автор в данном случае не может прибегнуть к другим способам защиты (см. ст. 49 и комментарий к ней).
ВАС РФ отметил, что согласно п. 2 ст. 30 Закона автор произведения может осуществлять право запрещать использование произведения другим лицам при указанных в этом пункте условиях. "Иных имущественных прав у автора произведения не имеется" информационное письмо N 47, п. 7).
15. Указанное в абз. 2 п. 2 право запрета автор может осуществить только в том случае, если владелец исключительного права не осуществляет защиту этого права.
Практическое применение данной оговорки может вызвать трудности.
Если владелец исключительных прав приобрел эти права непосредственно от автора по договору, в котором предусмотрена обязанность защиты приобретаемых прав покупателем, возможность использования автором права запрета становится реальной.
Во всех остальных случаях автор вынужден предварительно обратиться к владельцу исключительных прав, дать ему разумный срок для защиты своих прав и лишь потом он может предъявить требование о запрете использования произведения.
16. Пункт 3 посвящен авторскому договору второго типа - договору о передаче неисключительных прав.
Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными: они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами.
17. Пункт 4 устанавливает важную презумпцию: права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если иное прямо не предусмотрено в договоре.
В авторском договоре передаваемые права могут быть прямо названы исключительными ("Продавец продал, а покупатель приобрел следующие исключительные права" или "Права передаются как исключительные"). Но в некоторых случаях для выяснения характера передаваемых прав приходится прибегать к анализу отдельных положений договора. При наличии любых сомнений переданные права считаются неисключительными.
ВАС РФ отметил, что авторский договор следует считать предоставляющим пользователю исключительные права, даже если в договоре этого прямо не предусмотрено, но из толкования договора, проведенного судом в соответствии со ст. 431 ГК, вытекает, что предоставляются именно исключительные права (информационное письмо N 47, п. 6).
18. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные.
19. Авторский договор может предусматривать, что передаваемое имущественное право будет действовать - в течение определенного срока времени или на определенной территории - как исключительное, а в течение другого срока времени или на другой территории - как неисключительное.
20. В случаях, указанных в п. п. 18 и 19 комментария к данной статье, авторский договор считается смешанным договором и к нему применяются нормы, указанные в п. 3 ст. 421 ГК.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 30. Передача имущественных прав. Авторский договор. 1. Имущественные права, указанные в статье 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18 - 26 настоящего Закона.
Вернутся в раздел Комментарии к законам