Комментарии к законам

Статья 29. Основания прекращения трудового договора (контракта). (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)



Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются:
(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
1) соглашение сторон;
2) истечение срока (пункты 2 и 3 статьи 17), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) призыв или поступление работника на военную службу;
4) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника (статьи 31 и 32), по инициативе администрации (статья 33) либо по требованию профсоюзного органа (статья 37);
(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность;
6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;
7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.
Передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора (контракта). При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников.
(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 12.08.1980, 20.12.1983, 05.02.1988)
Комментарий к статье 29
1. Понятие "прекращение трудового договора (контракта)" является наиболее общим, включающим в себя все основания окончания действия трудового договора, предусмотренные КЗоТ. Под расторжением трудового договора понимается его прекращение по инициативе одной из его сторон - либо работника, либо работодателя. Термин "увольнение", употребляемый во многих статьях КЗоТ, связан с наличием или отсутствием волеизъявления сторон прекращаемого трудового договора. В зависимости от источника волеизъявления трудовой договор может быть прекращен:
а) по взаимному волеизъявлению его сторон (пп. 1 и 2 ст. 29);
б) по волеизъявлению одной из сторон - работника или работодателя (п. 4 ст. 29);
в) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пп. 3 и 7 ст. 29). Два специфических случая, предусмотренных пп. 5 и 6 ст. 29, также сводятся к различным вариантам волеизъявления работника, работодателя и органов, не являющихся сторонами трудового договора.
2. Любой трудовой договор может быть прекращен в любое время своего действия по соглашению его сторон (п. 1 ст. 29). При достижении договоренности между работником и работодателем о прекращении трудового договора (контракта) по п. 1 ст. 29 КЗоТ он прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при взаимном согласии работодателя и работника (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.).
Как правило, данное основание применяется при досрочном расторжении трудовых договоров, заключенных на определенный срок или на время выполнения определенной работы, когда без согласия работодателя работник не вправе оставить работу до истечения обусловленного в договоре срока. При прекращении же трудового договора, заключенного на неопределенный срок, прибегать к применению п. 1 ст. 29 обычно бывает излишне, поскольку для расторжения такого договора достаточно одностороннего волеизъявления каждой из сторон.
3. Истечение срока договора является юридическим фактом, при наступлении которого каждая из его сторон вправе прекратить трудовые отношения. Поэтому причины отказа от продолжения трудовых отношений юридического значения не имеют. Не имеют такого значения и дополнительные гарантии, установленные для отдельных категорий работников, например запрещение увольнения по инициативе работодателя беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, кроме случаев полной ликвидации организации (ст. 170 КЗоТ), запрещение увольнения членов соответствующего выборного профсоюзного органа организации без согласия вышестоящего профсоюзного органа (ст. 235 КЗоТ) и т.д. Вместе с тем при увольнении указанных женщин по окончании срочного трудового договора (контракта) обязательно их трудоустройство (ч. 2 ст. 170 КЗоТ). О последствиях фактического продолжения трудовых отношений после окончания срока договора см. ст. 30 КЗоТ и комментарий к ней.
4. Комментируя п. 3 ст. 29, отметим, что его действие распространяется на все случаи призыва работника на срочную военную службу, зачисление его в кадры Вооруженных Сил РФ, поступление в военные учебные заведения и др.
5. О расторжении трудового договора по инициативе работника и работодателя см. ст. 31, 33 КЗоТ и комментарий к ним.
6. При переводе работника с его согласия в другую организацию трудовой договор по прежнему месту работы прекращается по п. 5 ст. 29. В то же время при переводе работника на другую работу в той же организации трудовой договор не прекращается, происходит лишь изменение его содержания.
7. Самостоятельным основанием прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с организацией (п. 6 ст. 29). Если же организация в другую местность не переезжает, а работник отказывается от перевода на работу в эту местность, то такой отказ не может служить основанием для увольнения.
8. По п. 6 ст. 29 КЗоТ прекращается трудовой договор и в случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (см. ст. 25 КЗоТ и комментарий к ней).
9. К числу наказаний, исключающих возможность продолжения работы, в соответствии с новым Уголовным кодексом РФ, введенным в действие с 1 января 1997 г., относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), арест (ст. 54 УК РФ), лишение свободы (ст. 56, 57 УК РФ). Вступление в законную силу приговора суда, которым работник приговорен к перечисленным видам наказаний, обязывает работодателя расторгнуть с ним трудовой договор по п. 7 ст. 29.
10. Правовые последствия для работников, предусмотренные ч. 2 данной статьи, наступают в трех случаях: а) при передаче организации из подчинения одного органа в подчинение другого; б) при смене собственника организации; в) при ее реорганизации.
11. Передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого не влияет на трудовые правоотношения работников. Действие трудовых договоров (контрактов) в этом случае продолжается на прежних условиях.
12. В связи с процессом приватизации особую актуальность приобретает решение вопроса о возможности увольнения работников при смене собственника организации. Организационные и правовые основы преобразования отношений собственности регулируются в настоящее время Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3595), в соответствии с которым под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц (ст. 1).
Инициатива в проведении приватизации государственного и муниципального имущества может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц. При приватизации могут использоваться следующие способы:
преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
продажа государственного муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Решение о выборе способа приватизации принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующие органы по управлению имуществом.
Закон от 21 июля 1997 г. внес в порядок приватизации, касающийся трудовых отношений, ряд изменений по сравнению с ранее действующим законодательством. Так, при преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества в комиссию по приватизации, создаваемую соответствующим органом по управлению имуществом, работники предприятия вправе направлять своих представителей. Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проект плана приватизации, подготовленный представителями работников предприятия. В плане приватизации, наряду с другими параметрами, определены льготы, предоставляемые работникам приватизируемого предприятия. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации и направляет его общему собранию работников предприятия для согласования. В случае, если общее собрание работников предприятия не согласовало план приватизации, комиссия обязана предложить другой вариант плана. Если общее собрание работников повторно не согласилось с планом приватизации, решение о его утверждении принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. При наличии решения общего собрания работников государственного или муниципального унитарного предприятия приватизация его имущества осуществляется посредством аренды с правом его выкупа работниками предприятия по рыночной стоимости.
В течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о преобразовании государственного или муниципального предприятия в открытое акционерное общество и до момента государственной регистрации такого общества, не допускается увольнение более чем 10 процентов численности работников указанного предприятия (ст. 20 Закона от 21 июля 1997 г.).
Несколько изменен порядок предоставления социальных гарантий работникам открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий. По общему правилу, эти общества по обязательствам, определенных в коллективных договорах, действовавших до приватизации, без ограничения каким-либо периодом времени (а не в течение трех месяцев, как это было предусмотрено прежними правилами). Вместе с тем по истечении трех месяцев с момента государственной регистрации открытого акционерного общества его работники (представители работников) или исполнительный орган общества могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор (ст. 27 Закона от 21 июля 1997 г.).
Изменения внесены и в правовой режим продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе. Такой способ приватизации используется обычно в случаях, если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия. Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса (покупателю, предложившему наиболее высокую цену за соответствующий объект) после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий.
Социальные условия могут устанавливаться, если объектом приватизации является предприятие как имущественный комплекс или акции открытого акционерного общества, составляющие более чем 50 процентов его уставного капитала. Социальные условия могут предусматривать в отношении объекта приватизации:
сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;
переподготовку или повышение квалификации работников;
сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;
ограничения на изменение профиля деятельности объектов социально - культурного, коммунально - бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования;
реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.
Социальные условия должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем конкурса их выполнения. Такие условия подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с работниками открытого акционерного общества, акции которого являются объектом приватизации (п. 4 ст. 21 Закона от 21 июля 1997 г.).
Социальные условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных его победителем на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным с продавцом имущества договором. Законом от 21 июля 1997 г. установлены ощутимые санкции за невыполнение социальных условий. В случае их невыполнения или ненадлежащего выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков и объектов их выполнения, объект приватизации, приобретенный победителем коммерческого конкурса, подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную или муниципальную собственность. Предъявить иски о расторжении сделок приватизации в подобных случаях, возмещении убытков и применении иных последствий в соответствии с законодательством РФ и договорами купли - продажи государственного или муниципального имущества обязаны Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, органы прокуратуры РФ (п. 7 ст. 21 Закона от 21 июля 1997 г.).
После завершения приватизации, т.е. перехода права собственности на имущество организации другому юридическому или физическому лицу (лицам), вступает в силу правило ч. 2 ст. 29 КЗоТ, согласно которому действие трудовых договоров с работниками продолжается, т.е. новый собственник обязан принять весь персонал. В дальнейшем, однако, он может, исходя из своих правомочий собственника, принять решение о сокращении численности или штата работников, что также предусмотрено ч. 2 ст. 29 КЗоТ.
Работник, со своей стороны, может либо согласиться, либо не согласиться работать у нового собственника. В первом случае необходимо выразить согласие продолжить трудовые отношения. Обязательной формы выражения такого согласия не предусмотрено, и, следовательно, оно может быть выражено в любой форме, в том числе и в виде конклюдентных действий (например, в виде фактического продолжения работы на предприятии). В подобных случаях трудовые договоры и вытекаемые из них права и обязанности сторон автоматически продолжаются и не требуют дополнительного переоформления. В трудовой книжке делается запись (ставится штамп) с новым названием организации. Во втором случае он может в любое время реализовать свое право расторгнуть трудовой договор на основании ст. 31 КЗоТ.
Если в результате преобразования у работников изменяются существенные условия труда - размер заработной платы, режим, условия работы и т.п., - необходимо их письменное согласие на продолжение работы в новых условиях. В случае отказа от работы в новых условиях работник подлежит увольнению по п. 6 ст. 29 КЗоТ. Правила ч. 2 ст. 29 КЗоТ не распространяются на руководителей организаций, поскольку их назначение (избрание) является исключительным правом собственника этой организации (или уполномоченного им органа) (см. ст. 91, 103, 110, 113 ГК РФ). Прежний руководитель, не устраивающий нового собственника, может быть поэтому уволен применительно к п. 1 ст. 33 КЗоТ.
13. Смысл конкретных форм реорганизации раскрыт в ГК РФ. Согласно ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно - правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Эти правила распространяются и на права и обязанности реорганизуемых лиц в трудовых правоотношениях. Поэтому предусмотренные ч. 2 ст. 29 КЗоТ правовые последствия для работников при реорганизации юридических лиц - продолжение с их согласия трудовых отношений - должны наступать и в тех случаях реорганизации, которые в ней прямо не названы, например при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, а также при изменении его организационно - правовой формы.




Вернутся в раздел Комментарии к законам