а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно - врачебной комиссией не годным к военной службе;
г) в связи с признанием военно - врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно, или проходящего военную службу по призыву;
д) в связи с лишением его воинского звания;
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно - штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
в) в связи с невыполнением им условий контракта. Военнослужащий, уволенный по данному основанию, на момент увольнения не выслуживший срок военной службы по призыву, направляется для прохождения военной службы по призыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву;
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно.
3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) в связи с признанием его военно - врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) по семейным обстоятельствам:
в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
в связи с изменением места военной службы мужа - военнослужащего (жены - военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико - социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
г) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
На военнослужащего, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" настоящего пункта, распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "е" пункта 1 статьи 23 и подпунктами "б", "в", "г", "д" и "е" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
5. Военнослужащий, имеющий воинское звание офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "е" пункта 1 статьи 23 и подпунктами "а", "б" и "в" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Комментарий к статье 51
Комментарий к п. 1 статьи 51
1. Характер и объем прав, которые после увольнения с военной службы в запас или отставку предоставляются военнослужащим за военную службу (на пенсионное, жилищно - коммунальное, медицинское обеспечение и др.), ставятся законодательством в зависимость от причин увольнения. Это стимулирует более качественное исполнение военнослужащими обязанностей военной службы.
Наличие предусмотренных комментируемым Законом оснований увольнения и порядка увольнения по каждому основанию является важной юридической гарантией реализации военнослужащими права на труд. Увольнение с военной службы правомерно лишь при наличии одновременно следующих трех обстоятельств:
1) основание увольнения указано в законе;
2) соблюден порядок увольнения по данному основанию;
3) есть юридический акт увольнения с военной службы, оформленный в виде правового акта (например, указа Президента РФ, приказа министра обороны РФ).
В Толковом словаре русского языка понятие "основание" характеризуется как существенный признак, по которому распределяются явления, понятия, а "причина" - как явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления; основание, предлог для каких-либо действий. Таким образом, причина обусловливает возникновение увольнения по основанию, указанному в законе, которое является существенным признаком увольнения.
2. Содержащиеся в Законе основания увольнения с военной службы можно классифицировать по следующим группам:
а) основания увольнения по категориям военнослужащих (субъектам), на которых они распространяются:
на всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву;
на офицеров, проходящих военную службу по контракту;
на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно;
б) субъективные и объективные основания увольнения:
субъективные (индивидуально - психологические и властно - волевые), отражающие внутреннее состояние военнослужащего и командира (начальника), их степень убежденности в наличии конкретных условий, необходимых для увольнения, например, увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; увольнение в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования и др.;
объективные, не зависящие от воли и внутреннего состояния сторон, но учитывающие специфику правового положения военнослужащих, например, увольнение по возрасту; увольнение по состоянию здоровья и др.;
в) основания увольнения, предоставляющие максимальное количество льгот, преимуществ и компенсаций при увольнении с военной службы и непредоставляющие таковых.
К первым относятся увольнение по возрасту; увольнение по состоянию здоровья; увольнение в связи с организационно - штатными мероприятиями.
К числу вторых можно отнести, например, увольнение в связи с лишением военнослужащего воинского звания; увольнение в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
г) досрочные основания увольнения с военной службы и по истечении срока контракта (военной службы);
д) основания увольнения, зависящие от обстоятельств, связанных с прохождением военной службы по контракту, и не связанные с прохождением военной службы.
К первым можно отнести, например, увольнение в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы, увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, увольнение в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта.
В число вторых можно включить, например, увольнение по семейным обстоятельствам, увольнение по собственному желанию при наличии у военнослужащего уважительных причин;
е) являющиеся дисциплинарными взысканиями и не являющиеся таковыми.
В соответствии со ст. 104 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение в запас с военной службы - применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта.
3. Основания увольнения с военной службы, перечисленные в п. 1 ст. 51 комментируемого Закона, применяются независимо от волеизъявления военнослужащего и содержат причины, которые объективно не позволяют военнослужащему продолжать военную службу.
4. Различные по воинским званиям и должностному положению категории военнослужащих в период военной службы должны иметь различный возраст, так как физическая нагрузка у них по службе неодинаковая.
Повышая или понижая предельные возрасты состояния на военной службе, государство регулирует возрастной состав военнослужащих, а также скорость обновления различных категорий военнослужащих.
Ст. 49 комментируемого Закона предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал - полковника, адмирала - 60 лет;
генерал - лейтенанта, вице - адмирала, генерал - майора, контр - адмирала - 55 лет;
полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;
военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет.
Предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих женского пола устанавливается 45 лет.
С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, новый контракт о прохождении военной службы может быть заключен на срок до 10 лет включительно по решению соответствующего должностного лица в порядке, определяемом ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
В зависимости от состава военнослужащих предельный возраст их пребывания на военной службе составляет 45 - 65 лет. Если учесть, что физические возможности людей в среднем одинаковы, а должности высших офицеров требуют не меньшего физического напряжения, чем должности младших офицеров, то напрашивается вывод о сокращении разницы в предельных возрастах.
5. С военнослужащими органов федеральной службы безопасности, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ст. 16 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ).
6. В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ с военнослужащими федеральных органов государственной охраны, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом руководителями федеральных органов государственной охраны.
7. Для военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации порядок установления предельного возраста имеет свои особенности (см. Указ Президента Российской Федерации "О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации" от 21 апреля 1996 г. N 574).
Установление предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется путем продления срока их пребывания на военной службе. Право принятия решения о продлении срока пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, достигших предельного возраста, установленного комментируемым Законом, предоставлено:
министру обороны Российской Федерации;
директору Службы внешней разведки Российской Федерации;
генеральному директору Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
директору Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Продление срока пребывания на военной службе осуществляется с учетом квалификации, деловых и моральных качеств, состояния здоровья военнослужащего.
Решение о продлении срока пребывания на военной службе реализуется путем заключения с каждым из военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, установленного комментируемым Законом, годичных контрактов в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
8. Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет (п. 3 ст. 26 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ).
В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих Федеральным законом "О статусе военнослужащих", либо выходное пособие, предусмотренное Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Судьям военных судов и Военной коллегии, получившим выходное пособие за период работы в должности судьи и оставшимся на военной службе, впоследствии при увольнении с военной службы единовременное пособие, предусмотренное для военнослужащих, за указанный период не выплачивается (п. 5 ст. 29 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан (п. 1 ст. 30 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
9. В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 комментируемого Закона военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
По данному основанию подлежат увольнению военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и те, с которыми заключены контракты сверх предельного возраста, - после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе.
Заключив контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 49 комментируемого Закона, либо при нежелании продолжать военную службу в течение срока, на который она ему продлена после достижения им предельного возраста пребывания на военной службе.
10. Анализ судебной практики военных судов показывает, что встречаются случаи неправильного толкования судами льгот и гарантий, предоставляемых военнослужащим по указанному основанию увольнения с военной службы.
В военный суд Самарского гарнизона обратился офицер Шастун, достигший предельного возраста пребывания на военной службе и имеющий заболевание, дающее право на увольнение по состоянию здоровья, с жалобой на бездействие командования, выразившееся в игнорировании его неоднократных рапортов о предоставлении жилья и оформлении документов об увольнении с военной службы.
В жалобе Шастун просил обязать командование уволить его с военной службы с предоставлением жилья или выдачей безвозмездной ссуды на приобретение квартиры.
Своим решением военный суд гарнизона удовлетворил жалобу частично и обязал соответствующего командира представить документы на увольнение Шастуна с военной службы в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе с оставлением в списках очередников части на получение жилого помещения.
Военный суд Приволжского военного округа, рассмотрев дело по кассационной жалобе заявителя, решение суда первой инстанции отменил и в удовлетворении жалобы Шастуну отказал.
При этом военный суд округа указал, что Шастун как перед командованием, так и перед судом ставил вопрос о своем увольнении с одновременным предоставлением жилья. Согласия на увольнение без предоставления жилья он не давал и не просил об этом. Суд же, разделив произвольно вопреки ст. 195 ГПК РСФСР единое требование Шастуна на два, принял неверное решение по существу жалобы.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона РФ "О статусе военнослужащих" 1993 г. Шастун не мог быть уволен с военной службы по состоянию здоровья без предоставления жилого помещения, а реальное обеспечение его жильем, как установил суд, возможно лишь в порядке очередности, то вывод суда первой инстанции о необходимости реализации права заявителя на увольнение с военной службы по состоянию здоровья, по мнению военного суда ПриВО, являются необоснованными.
Сходная позиция высказана и военным судом Уральского военного округа по делу офицера Новикова. Однако, указанные судебные решения военных судов округов не основаны на законе. Положения п. 1 ст. 22 Закона РФ "О статусе военнослужащих" 1993 г. и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются законодательными гарантиями того, что военнослужащий, прослуживший определенный срок и подлежащий увольнению по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, организационно - штатные мероприятия), будет обеспечен жильем хотя бы перед увольнением за счет того ведомства, службе в котором он посвятил значительный отрезок своей жизни (не менее 10 лет) и которое по различным причинам не предоставило ему жилье ранее, в том числе в установленный законом трехмесячный срок со дня прибытия к новому месту службы.
Рассматривать данные нормы в качестве основания для продления гражданину срока военной службы, что фактически сделали суды по указанным выше делам, нельзя. Это вытекает из положений как ранее действовавшего, так и нового законодательства. В частности, согласно п. 4 ст. 37 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" 1993 г. никто не вправе продлить гражданину истекший срок военной службы. В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона 1998 г. с аналогичным названием допускается задержка военнослужащего на службе в случаях, указанных в этой же статье. Такого основания, как необеспечение жильем, в этом перечне нет.
Достижение предельного возраста пребывания на военной службе бесспорно является основанием для увольнения такого военнослужащего в запас или отставку (ст. ст. 37 и 48 старого Закона; ст. 51 комментируемого Закона).
Таким образом, по вышеуказанному делу Шастуна судом установлено, что заявитель имел право как на увольнение с военной службы, так и на получение жилого помещения за счет Министерства обороны РФ, о чем он и ставил вопрос в жалобе. Отказав ему в удовлетворении этих требований, военный суд ПриВО не только не восстановил нарушенные права заявителя, но и фактически судебным решением, с одной стороны, лишил его права на гарантированное законом своевременное увольнение с военной службы по возрасту, а с другой стороны - признал законными продолжаемые нарушения его прав командованием, которое ни жилья не предоставляет, ни вопросы увольнения не решает.
Военная коллегия Верховного Суда РФ делает вывод, что по таким делам необходимо принимать решения об удовлетворении жалобы в полном объеме, обязывая соответствующих должностных лиц обеспечить заявителя жильем по установленным нормам и представить необходимые документы для его увольнения с военной службы (см.: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц. Военная коллегия Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г. N О/об.2291).
11. С появлением в нашей стране военной службы по контракту в практику вошло новое основание увольнения с военной службы - по истечении срока контракта. Однако еще до появления в Российской Федерации военной службы по контракту некоторые категории военнослужащих подписывали обязательство, которое предусматривало сроки прохождения военной службы. Так, например, увольнение военнослужащих - женщин с действительной военной службы могло производиться по выслуге установленного срока службы, предусмотренного обязательством, если они не изъявили желания продолжать военную службу.
Конституция Российской Федерации (ст. 59) предусматривает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Несение военной службы предусмотрено комментируемым Законом. Началом военной службы определено п. 10 ст. 38 данного Закона.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, указанных в п. 11 ст. 38 комментируемого Закона и Положении о порядке прохождения военной службы (см. комментарий к п. 11 ст. 38).
В соответствии с п. 1 ст. 38 комментируемого Закона срок военной службы устанавливается для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.
Срок военной службы для других категорий установлен:
для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - 24 месяца;
для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, проходящих военную службу по призыву, - 12 месяцев;
для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, - 24 месяца.
12. В соответствии с п. 6 ст. 34 комментируемого Закона командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, принявший решение об увольнении с военной службы по истечении срока контракта, подлежит увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения с военной службы. Указанное означает, что если военнослужащий, не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеет права на пенсию за выслугу лет и у командования отсутствуют основания для его досрочного увольнения с военной службы, командир воинской части не вправе отказать в заключении контракта о прохождении военной службы такому военнослужащему (п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы).
13. Представление на военнослужащего и необходимые документы к его увольнению с военной службы по указанному основанию должны быть подписаны командиром (начальником) воинской части и направлены в адрес вышестоящего кадрового органа не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта и должны поступить в инстанцию, издающую приказ, не позднее чем за два месяца до истечения вышеуказанного срока.
С истечением срока контракта военнослужащий должен утрачивать свой статус и освобождаться от ответственности как военнослужащий. К нему не могут применяться дисциплинарные взыскания, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, он не может привлекаться к материальной ответственности как военнослужащий.
Если военнослужащий, срок военной службы которого истек, но который не исключен из списков личного состава воинской части, совершит деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ, он становится в неопределенное положение: с одной стороны, он не утратил статус военнослужащего, так как не исключен из списков личного состава воинской части, а с другой стороны, он по истечении срока контракта о прохождении военной службы не несет ответственности за невыполнение общих, должностных и специальных обязанностей, которые на него возлагались при заключении контракта.
Должностные лица, виновные в несвоевременном увольнении военнослужащего с военной службы, могут быть привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности за халатное исполнение своих служебных обязанностей.
14. В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 51 комментируемого Закона военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно - врачебной комиссией не годным к военной службе.
Увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с признанием его не годным к военной службе производится в отставку и на воинский учет он не ставится.
Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его не годным к военной службе по состоянию здоровья (п. 29 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).
15. Направление на освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производится прямыми начальниками от командира полка (командира корабля 1 ранга), им равными и выше, военным судом или прокуратурой.
Направление на освидетельствование может быть подписано начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).
16. Освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с предстоящим увольнением их с военной службы производится гарнизонными или госпитальными ВВК не позднее трех недель со дня начала амбулаторного или стационарного обследования военнослужащего. В случаях, когда освидетельствование военнослужащего в связи с неясностью диагноза увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания и их последствий не может быть проведено в указанный срок, обследование военнослужащего может быть продлено начальником военно - медицинского учреждения, о чем ставится в известность командование или кадровый орган, направивший военнослужащего на освидетельствование.
Освидетельствование проводится врачами - специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, оториноларингологом и при необходимости врачами других специальностей по соответствующим графам Расписания болезней и ТДТ.
До начала освидетельствования проводятся:
флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
общий анализ крови;
общий анализ мочи.
Лицам старше 40 лет проводятся ЭКГ-исследование, измерение внутриглазного давления, определение уровня сахара в крови.
По медицинским показаниям могут проводиться другие исследования. На военнослужащих, направляемых в мирное время на освидетельствование, в ВВК представляются:
- направление на освидетельствование с указанием воинского звания, номера воинской части (наименования учреждения), фамилии, имени, отчества, года рождения, месяца и года призыва или поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации (другие войска), цели освидетельствования и предварительного диагноза;
- медицинская книжка;
- служебная и медицинская характеристики на лиц с психическими расстройствами;
- справка о травме на лиц, получивших в период прохождения военной службы (военных сборов) увечье (ранение, травму, контузию).
В служебной характеристике должны быть отражены сведения о влиянии состояния здоровья военнослужащего на исполнение им обязанностей военной службы по занимаемой должности, мнение о целесообразности сохранения военнослужащего на военной службе. Служебную характеристику подписывает командир воинской части.
В медицинской характеристике должны быть указаны сведения о результатах диспансерного динамического наблюдения за состоянием здоровья военнослужащего, об обращаемости его за медицинской помощью и о количестве дней трудопотерь за последние 2 года, связанных с состоянием здоровья. Сведения, указанные в медицинской характеристике, должны быть подтверждены данными медицинской книжки и другими медицинскими документами.
В справке о травме указываются обстоятельства, при которых военнослужащий получил увечье (ранение, травму, контузию), а также связано или не связано увечье (ранение, травма, контузия) с исполнением обязанностей военной службы.
17. В случае если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе и в период оформления увольнения не может по состоянию здоровья исполнять обязанности военной службы, ВВК одновременно с заключением о категории годности к военной службе выносит заключение следующего содержания: "Подлежит полному освобождению от исполнения обязанностей военной службы на срок, необходимый для оформления увольнения, но не более 30 суток".
В зависимости от состояния здоровья освидетельствованного, нуждаемости его в медицинской помощи и постороннем уходе ВВК может выносить заключение о проезде освидетельствованного и сопровождающих его лиц к месту жительства воздушным, железнодорожным (в плацкартном или купейном вагоне, а в отношении высших офицеров - в вагоне категории "СВ") или водным транспортом.
В отношении больного, требующего изоляции, ВВК выносит заключение о необходимости проезда его и сопровождающих его лиц к месту жительства в отдельном купе жесткого купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий.
18. Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, осуществляется в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей". Право на пенсию по инвалидности имеют граждане, уволенные с военной службы, признанные государственной службой медико - социальной экспертизы инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими военной службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы или во время пребывания в плену (ст. 19 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468).
Указанные военнослужащие, уволенные с военной службы, право на пенсию по инвалидности приобретают независимо от продолжительности военной службы и времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы до обращения за пенсией, а также независимо от имевших место перерывов в инвалидности.
19. В соответствии с подп. "д" п. 1 ст. 51 комментируемого Закона военнослужащий подлежит увольнению в связи с лишением его воинского звания.
Согласно ст. 48 комментируемого Закона военнослужащий может быть лишен воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Ст. 48 УК РФ уточнено, что лишение воинского звания производится судом при осуждении военнослужащего за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления с учетом личности виновного.
20. Суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинского звания, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание (ст. 61 УИК РФ).
Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного воинского звания, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание.
Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета.
Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.
21. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
22. Назначение наказания производится судом в соответствии с гл. 10 УК РФ.
Увольнение военнослужащих с военной службы в связи с лишением воинского звания производится по представлению командования при наличии соответствующего приговора военного суда со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда (п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).
23. Все экземпляры личных дел лишенных воинских званий военнослужащих пересылаются в Центральный архив Министерства обороны или в Центральный Военно - Морской архив (п. 17 примечания к Примерным образцам формулировок приказов об увольнении с военной службы офицеров, прапорщиков (мичманов) // Указание Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны РФ от 16 апреля 1998 г. N 173/2/599, с изм. от 10 июля 1998 г. N 173/2/1102).
В соответствии с п. 3 ст. 52 комментируемого Закона гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса.
Присвоение указанного звания возможно после отбытия наказания в виде лишения свободы, так как граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не подлежат воинскому учету (п. 4 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541).
24. В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы он подлежит увольнению с военной службы в соответствии с подп. "е" п. 1 ст. 51 комментируемого Закона со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
По данному основанию увольняются военнослужащие, осужденные к лишению свободы за совершенные преступления без лишения воинского звания (п. 18 примечания к Примерным образцам формулировок приказов об увольнении с военной службы офицеров, прапорщиков (мичманов) // Указание ГУК и ВО МО РФ от 16 апреля 1998 г. N 173/2/599, с изм. от 10 июля 1998 г. N 173/2/1102).
25. В соответствии со ст. 43 УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Среди видов наказаний, связанных с лишением свободы, различают:
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы.
26. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию - поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев.
В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.
27. Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
Отбывание лишения свободы назначается:
а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях - поселениях;
б) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;
в) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений, - в исправительных колониях строгого режима;
г) при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.
Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.
28. В соответствии со ст. 356 УПК РСФСР приговор вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если он не был обжалован или опротестован. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста приговор, если он не отменен, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом.
Жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение семи суток со дня провозглашения приговора, а осужденными, содержащимися под стражей, - в тот же срок со дня вручения им копии приговора.
Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в силу с момента его провозглашения.
Вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции.
Обвинительный приговор приводится в исполнение по вступлении его в законную силу.
29. Все экземпляры личных дел военнослужащих, осужденных к лишению свободы за совершенные преступления без лишения воинского звания, высылаются в военный комиссариат по месту жительства семьи (родственников). Однако граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, на воинском учете не состоят (п. 1 ст. 8 комментируемого Закона).
30. В соответствии с подп. "ж" п. 1 ст. 51 комментируемого Закона военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с отчислением его из военного образовательного учреждения профессионального образования (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения (подп. "з" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы). Отчисление производится за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также при отказе заключить контракт о прохождении военной службы.
Разд. III (ст. ст. 41 - 44) Положения о высших военно - учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, введенного в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 110 установлено, что слушателям и курсантам, не допущенным к сдаче экзаменов в период экзаменационной сессии, получившим на экзаменах (зачетах с оценкой) не более двух неудовлетворительных оценок, а также не сдавшим зачеты по дисциплинам, экзамены по которым в текущем семестре не проводятся, устанавливаются решением начальника вуза (факультета) индивидуальные сроки сдачи (повторной сдачи) экзаменов и зачетов. Учебная задолженность должна быть ликвидирована, как правило, до начала следующего семестра.
31. Слушателям и курсантам, не сдавшим экзамены и зачеты в экзаменационную сессию или в установленные сроки по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства, служебные командировки), подтвержденным в установленном порядке, решением начальника вуза (факультета) устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов, или решением начальника вуза они могут быть оставлены на повторное обучение на данном курсе. Оставление на повторное обучение допускается один раз за весь срок пребывания в вузе.
Слушатели и курсанты, не допущенные к итоговой государственной аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе итоговой государственной аттестации, отчисляются из высшего военно - учебного заведения.
32. За невыполнение учебных планов, нарушение воинской дисциплины или общественного порядка к слушателям и курсантам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из вуза. Слушатели и курсанты отчисляются из высших военно - учебных заведений по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по болезни (на основании заключения военно - врачебной комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам, а также при незаключении контракта о прохождении военной службы. Курсанты высших военных авиационных училищ летчиков (штурманов) отчисляются также по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности).
По неуспеваемости отчисляются слушатели и курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты с оценкой) или не допущенные к экзаменам (зачетам с оценкой) по трем и более дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов с оценкой) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки (см. также п. 38 комментария к ст. 43).
33. Дела слушателей и курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Увольнение отчисленного из военно - учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подп. "ж" п. 1 ст. 51 комментируемого Закона производится приказом начальника военно - учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего (п. 20 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).
34. Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву (п. 4 ст. 35 комментируемого Закона, а также п. 39 комментария к ст. 43).
В данном случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:
продолжительность военной службы по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования;
продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования из расчета два месяца военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву;
продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву.
35. Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат для постановки на воинский учет и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях. В случае увольнения военнослужащих по вышеуказанным основаниям в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву.
Военнослужащие женского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, увольняются с военной службы:
не имеющие военно - учетной специальности, - без постановки на воинский учет;
имеющие военно - учетную специальность, - с зачислением в запас и направлением в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.
По указанному основанию увольняются при отчислении из военно - учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) военнослужащие женского пола, не имеющие воинского звания офицера или прапорщика (мичмана), а также военнослужащие женского пола, имеющие воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающие заключать новый контракт о прохождении военной службы (см. подп. "з" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).
Комментарий к п. 2 статьи 51
36. Основания увольнения, указанные в п. 2 ст. 51 комментируемого Закона сгруппированы законодателем в один пункт, так как объединяют причины увольнения с военной службы, которые не зависят от желания и воли военнослужащего. По данным основаниям военнослужащий может быть уволен с военной службы по решению командования.
37. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями в соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 51 комментируемого Закона и при отсутствии других оснований для увольнения.
В законодательстве нет четкого определения организационно - штатных мероприятий. Обычно под организационно - штатными мероприятиями подразумеваются:
а) расформирование, формирование, переформирование, переподчинение, переименование, перевод на другие штаты, внесение изменений в штаты органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, предприятий, и организаций, проводимые на основании приказов (директив) министра обороны Российской Федерации (Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации) или руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;
б) создание, реорганизация и ликвидация военных профессиональных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проводимые на основании постановлений Правительства Российской Федерации;
в) изменение состава и штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации либо соответствующего федерального органа исполнительной власти, проводимые во исполнение указов Президента Российской Федерации;
г) переименование воинских должностей, военно - учетных специальностей, проводимое на основании изменения соответствующих перечней.
38. В соответствии с подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями:
при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 комментируемого Закона и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой им воинской должности (должности), либо при изменении военно - учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности) либо на другой воинской должности (должности);
при признании его военно - врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно - учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
при сокращении воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
39. Чтобы при незначительных организационно - штатных мероприятиях ограничить до предела случаи досрочного увольнения вышеуказанных военнослужащих, следует придерживаться правила, что увольнение в запас по указанному основанию допускается только при определенных условиях, взятых в совокупности:
а) при невозможности использования высвободившихся в результате организационно - штатных мероприятий военнослужащих в масштабе вида Вооруженных Сил, рода войск, службы (в том числе путем назначения с высших должностей на низшие) и отсутствии потребности в военнослужащих данной или родственной специальности в других видах Вооруженных Сил, родах войск и службах;
б) при невозможности или явной нецелесообразности переподготовки высвободившихся военнослужащих на другие специальности, в которых имеется потребность;
в) если в масштабе вида Вооруженных Сил, рода войск, службы высвободившихся военнослужащих невозможно использовать на замену военнослужащих данной или родственной специальности, подлежащих увольнению по возрасту, состоянию здоровья или несоблюдению условий контракта.
40. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, в связи с организационно - штатными мероприятиями может быть уволен с военной службы. Однако его желания на увольнение по указанному основанию не требуется. Об этом свидетельствует и судебная практика, например, определение Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому делу в связи с жалобой офицера Исакова О.В. от 12 октября 1995 г. N 2н-222/95.
Как усматривается из материалов дела, капитан Исаков был уволен с военной службы по собственному желанию. В поданной в суд жалобе он поставил вопрос об изменении приказа и увольнении его в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями. Военный суд гарнизона отказал ему в удовлетворении жалобы.
Военный суд флота признал увольнение Исакова с военной службы по собственному желанию незаконным и обязал командующего ВВС флота внести изменения в приказ - уволить Исакова в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями и произвести перерасчет положенных ему к выплате денежных сумм, исходя из окладов, установленных на момент фактического окончательного расчета.
В протесте Председателя Военной коллегии ставился вопрос об отмене определения военного суда флота и оставлении в силе решения военного суда гарнизона.
По делу установлено, указывалось в протесте, что воинская часть, в которой проходил военную службу Исаков, подлежала расформированию, в связи с чем командование хотело перевести его для дальнейшего прохождения службы в другую часть, неоднократно предлагая ему должность, равнозначную занимаемой. Исаков же полагал, что должен быть уволен в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями. Уволить же его по этим основаниям командование в данном случае было не вправе, поскольку в соответствии с п. "в" ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом (Постановление Совета Министров СССР 1985 г. N 240) увольнение военнослужащего в связи с организационно - штатными мероприятиями производится лишь в случае невозможности его использования на военной службе и при отсутствии других оснований для увольнения в запас.
Исаков от всех предложений отказался и подал рапорт об увольнении, тем самым выразив свое нежелание заключать контракт о прохождении военной службы.
Командование разъяснило Исакову, что его увольнение по сокращению штатов невозможно, однако он настаивал на увольнении.
В такой ситуации командование было вправе уволить Исакова на основании п. 3 ст. 57 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" 1993 г. Военный суд флота необоснованно изменил правильное решение военного суда гарнизона об отказе в удовлетворении жалобы Исакова.
Военная коллегия, согласившись с протестом, отменила определение военного суда флота и оставила в силе решение военного суда гарнизона (см.: Право в Вооруженных Силах. 1997. N 3. С. 50).
41. Как уже отмечалось, в связи с организационно - штатными мероприятиями военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен. Такая формулировка означает, что от желания военнослужащего указанное основание увольнения не зависит. Например, военнослужащий может быть уволен в связи с организационно - штатными мероприятиями при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при расформировании (реорганизации) воинских частей, органов или организаций, при невозможности назначения с его согласия на другую воинскую должность. Следует учитывать, что необходимо согласие военнослужащего при назначении на высшую или низшую должность. Согласия для назначения на равную должность не требуется (подп. "б" п. 15 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы).
Вместе с тем встречаются случаи, когда в ходе проведения организационно - штатных мероприятий военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, назначаются на должности, которым соответствует воинское звание ниже, чем по той должности, которую они занимали, либо назначаются на должности хотя и равные по воинскому званию, но по которым должностной оклад ниже, чем должностной оклад по предыдущей должности.
Согласно материалам дела, К. проходил службу на должности техника ремонтного участка, которая соответствовала 8-му тарифному разряду.
В июле 1994 г. К. заключил контракт о прохождении военной службы сроком на три года.
На основании директивы Главного штаба ВМФ в марте 1996 г. произошло переформирование части с реорганизацией организационно - штатной структуры и занимаемая К. должность получила новое название - техник ремонтной группы и стала соответствовать 6-му тарифному разряду.
По приказу командира воинской части К. был освобожден от ранее занимаемой должности в связи с оргштатными мероприятиями и одновременно назначен на переименованную должность. Это назначение состоялось без согласия К., который настаивал на увольнении его в запас в связи с оргштатными мероприятиями.
Не согласившись с такими действиями командования, К. обратился с жалобой в военный суд, который отказал ему в ее удовлетворении. В своем решении суд указал, что командиром части не допущено нарушения закона в отношении заявителя, поскольку воинская часть не была расформирована, а изменила лишь свою штатную структуру. Должность К. фактически сохранена под другим наименованием, а контракт им заключен о прохождении службы в кадрах воинской части без указания конкретной должности. Поэтому командование было вправе производить перемещения К. по службе в пределах части без его согласия. Кроме того, согласно директиве вышестоящего штаба все должности мичманов получили тарифы не выше 6-го разряда.
Военным судом флота это решение оставлено без изменения.
В протесте Председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ был поставлен вопрос об отмене судебных решений по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 10 Закона "О статусе военнослужащих", указывалось в протесте, государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, право на занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности.
Однако ни данный Закон, ни Закон "О воинской обязанности и военной службе", ни иные нормативные акты, регулирующие порядок прохождения военной службы, не предусматривают возможности перемещения положительно аттестованных военнослужащих на нижестоящие должности без их согласия.
Военнослужащие из числа прапорщиков и мичманов могут быть без их согласия перемещены лишь на равнозначные или вышестоящие должности. Снижение в должности без их согласия допускается лишь в порядке дисциплинарного взыскания согласно п. "д" ст. 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.
Вывод суда о том, что такой перевод возможен в отношении военнослужащих, заключивших контракт в соответствии с п. "б" ст. 33 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", является ошибочным.
Поскольку командование, как это установлено судом, не имеет возможности переместить К. на равнозначную или вышестоящую должность, его нарушенное право может быть восстановлено лишь путем удовлетворения рапорта об увольнении с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
Военная коллегия согласилась с протестом, отменила состоявшиеся решения и приняла новое решение, согласно которому действия командира, связанные с отказом в досрочном увольнении К. с военной службы по оргштатным мероприятиям, признаны незаконными (см.: Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому делу в связи с жалобой военнослужащего К. на действия командира части, отказавшего ему в досрочном увольнении с военной службы от 27 августа 1998 г. N 2н-03/98 // Право в Вооруженных Силах. 1998. N 12. С. 41).
Для назначения на должности с понижением военнослужащие должны изъявить желание (подать установленным порядком рапорт), в противном случае их назначение на должности надо рассматривать как дисциплинарное взыскание - снижение в должности и ущемление прав военнослужащего.
42. В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба" от 17 марта 1999 г. N 305 за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно - штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новой воинской должности сохраняются.
Оформление решения о сохранении за военнослужащим месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности при переводе его на воинскую должность с меньшим месячным окладом производится приказами командиров (начальников), которые осуществляют назначение военнослужащего на нижеоплачиваемую воинскую должность, по представлению соответствующего кадрового органа на основании рапорта военнослужащего. Копии указанных приказов приобщаются в личные дела военнослужащих (п. 1 Приказа Министра обороны РФ от 21 апреля 1999 г. N 161).
Военнослужащим, уволенным с военной службы непосредственно с воинской должности, за время исполнения которой выплачивался сохраненный оклад, выплата единовременного пособия при увольнении с военной службы производится из этого оклада (п. 4 Приказа Министра обороны РФ 1999 г. N 161).
43. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не достигшие предельного возраста состояния на военной службе, представляемые к увольнению в связи с организационно - штатными мероприятиями и признанные военно - врачебными комиссиями ограниченно годными к военной службе, могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья.
44. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в соответствии с подп. "б" п. 2 ст. 51 комментируемого Закона в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы.
В соответствии с указаниями Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. N 173/2/599 в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы могут быть досрочно уволены военнослужащие, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и представившие ходатайства первых лиц вышеназванных федеральных органов исполнительной власти или их кадровых органов.
45. В отличие от перевода военнослужащих для дальнейшего прохождения военной службы из одного федерального органа исполнительной власти в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная служба, переход на службу в органы внутренних дел, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы связан с увольнением с военной службы, так как военная служба в последних не предусмотрена.
46. Согласно ст. 8 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милиц
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 51. Основания увольнения с военной службы. 1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
Вернутся в раздел Комментарии к законам