Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся порядка содержания под стражей, установленного настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 51
1. Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" осуществление надзора за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых - одна из задач прокуратуры, выполнение которой является неотъемлемой частью государственных мероприятий по укреплению законности и правопорядка в местах лишения свободы, обеспечению в них условий, отвечающих международным стандартам.
Предметом надзора за исполнением законов в местах содержания под стражей являются:
законность нахождения лиц в местах содержания под стражей и предварительного заключения;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, а также порядка и условий их содержания.
Надзор включает наблюдение прокурора за:
соответствием деятельности администрации и должностных лиц мест содержания под стражей уголовному, уголовно - исполнительному, уголовно - процессуальному и иному законодательству;
обеспечением администрацией и должностными лицами мест содержания под стражей установленных законом прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу;
соответствием законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений и постановлений, изданных администрацией мест содержания под стражей, а также территориальными органами соответствующих ведомств.
Прокурорский надзор распространяется на все места содержания, перечисленные в ст. 7 комментируемого Закона, независимо от категорий содержащихся в них лиц - задержанных по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых мерой пресечения избрано содержание под стражей.
2. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в любое время места содержания под стражей; опрашивать задержанных и заключенных под стражу; проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации мест содержания под стражей и опротестовывать их в случае противоречия закону, требовать объяснения от должностных лиц; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, немедленно освобождать их своим постановлением из карцера, одиночной камеры; вносить представления.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению.
В целях выявления фактов необоснованных арестов и осуждения граждан, нарушений порядка, условий и установленных законом сроков из содержания под стражей Генеральный прокурор РФ Приказом N 67 от 15 декабря 1994 г. обязал прокуроров всех уровней обеспечить не реже одного раза в месяц проверки следственных изоляторов и принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию лиц, виновных в нарушении закона.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.12.1994 N 67 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний" утратил силу в связи с изданием Приказа Генпрокуратуры РФ от 26.02.1997 N 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах". 3. Проверка исполнения законов - одно из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах содержания под стражей. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных объектов названных мест, ознакомление с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, проверку соблюдения режима, порядка и условий их содержания, законности приказов, распоряжений и постановлений администрации, прием и проверку жалоб и заявлений. Знакомясь с документами, на основании которых лица содержатся под стражей, прокурор выясняет, в точном ли соответствии с законом они составлены, оформлены ли надлежащим образом, не истекли ли сроки содержания лиц под стражей. При этом прокурор не ограничивается лишь установлением наличия судебного решения или постановления о заключении под стражу того или иного лица; в его обязанность входит также проверить, насколько законно и обоснованно само лишение свободы. Прокурор определяет: а) имелись ли основания для привлечения данного лица к уголовной ответственности; б) была ли необходимость в избрании именно этой, а не другой меры пресечения (ст. 89, 91, 96 УПК).
Особое внимание обращается на законность ареста и целесообразность дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних, престарелых, женщин, имеющих беременность или малолетних детей, а также лиц, привлеченных к уголовной ответственности за менее тяжкие и средней тяжести преступления.
При обнаружении фактов, дающих основание сомневаться в обоснованности избрания меры пресечения в виде ареста, прокурор сообщает об этом соответствующему прокурору на предмет отмены или изменения данной меры.
Однако своей властью прокурор, осуществляющий надзор за местами содержания подозреваемых и обвиняемых, вправе и обязан немедленно освободить лицо из-под стражи в том случае, когда факт нарушения законности не вызывает сомнений. Руководствуясь ст. 11 УПК, такое решение прокурор принимает в отношении любого лица, если установлено, что оно содержится под стражей в отсутствие предусмотренных законом процессуальных документов, каковыми являются судебное решение, постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, или постановление прокурора, либо содержится под стражей свыше срока, предусмотренного законом.
4. Содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей свыше установленного законом срока является грубейшим нарушением законности. В указании Генерального прокурора РФ "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей" N 36/15 от 23 июня 1995 г. обращено внимание прокуроров на необходимость установления по арестантским делам системы надзора, гарантирующей соблюдение процессуальных средств, своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности. Согласно указанию следователи обязаны незамедлительно извещать следственные изоляторы о продлении срока содержания под стражей до трех месяцев в отношении каждого обвиняемого, об окончании следствия, начале и завершении ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела. Обязанность направлять в следственные изоляторы сообщения о продлении срока содержания свыше трех месяцев возложена на прокуратуры субъектов Российской Федерации, военные, транспортные и иные (на правах областных) прокуратуры.
Указание Генпрокуратуры РФ от 23.06.1995 N 36/15 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей" признано недействующим Указанием Генпрокуратуры РФ от 18.06.1998 N 38/36 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при продлении сроков предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под стражей". Истечение установленного законом срока содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей является, согласно ст. 49 комментируемого Закона, основанием для освобождения этих лиц из-под стражи. Помимо прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, правом освобождения арестованных по указанным основаниям наделены также начальники следственных изоляторов. Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 комментируемого Закона и § 20 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы.
5. Соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей - главный предмет прокурорской проверки. Правовое положение указанных лиц с процессуальной точки зрения определено уголовным судопроизводством. Вместе с тем оно определяется и общим правовым статусом их как граждан, права которых в части личной неприкосновенности гарантированы Конституцией. Исходя из этого, содержание и правовая регламентация режима в местах содержания под стражей имеют свои особенности по сравнению с режимом, установленным в исправительных учреждениях, что обусловлено существенными различиями в правовом положении категорий лиц, содержащихся под стражей. В отношении лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения, режим предусматривает такую изоляцию и вытекающие из нее ограничения, которые необходимы в интересах расследования преступления и судебного рассмотрения дела. Поэтому прокурор, осуществляющий надзор, проверяет, как соблюдаются права подозреваемых и обвиняемых, детально регламентированные в комментируемом Федеральном законе и Правилах внутреннего распорядка.
6. Федеральный закон четко регламентирует порядок и условия содержания лиц в местах содержания под стражей. Поэтому предоставление администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренных комментируемым Законом, должно рассматриваться как серьезное нарушение законности, требующее реагирования прокурора вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.
Прокурор следит за исполнением администрацией предписаний закона, регулирующего порядок одиночного содержания лиц, заключенных под стражу, раздельного содержания различных категорий лиц, соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми своих основных обязанностей.
7. В процессе обхода жилых и коммунально - бытовых помещений прокурор опрашивает лиц о причинах, по которым они подвергнуты задержанию или аресту, и о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет выявить нарушения законности. Он проводится прокурором как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. В необходимых случаях прокурор может предложить опрашиваемым написать заявление или объяснение.
8. Осуществляя надзор, прокурор:
проверяет исполнение законов сотрудниками, перечисленными в ст. 12 комментируемого Закона, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;
проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;
истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.
9. Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению, используя в указанных целях:
постановления и предложения (требования) прокурора относительно соблюдения законов по результатам проверок;
протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно - исполнительной системы;
представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона.
10. Постановление применяется при освобождении лиц, незаконно содержащихся под стражей, необоснованно водворенных в одиночную камеру или карцер. В зависимости от характера правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Право формулировать требования относительно задержанных и заключенных под стражу позволяет прокурору реагировать на нарушения законности немедленно по их выявлении и, что не менее важно, оперативно их устранять. Требования могут излагаться устно или письменно, причем устно, как правило, в тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть устранены непосредственно в ходе проверки. Когда устранение нарушений требует проведения определенных мероприятий, прокурор формулирует свои предложения в письменном виде. Сроки исполнения своих требований о соблюдении порядка и условий содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор определяет в зависимости от конкретных обстоятельств.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор может вынести должностным лицам в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
11. В протесте прокурора могут содержаться требования об отмене акта либо приведении его в соответствии с законом, о восстановлении нарушенных прав. До рассмотрения протеста администрация места содержания под стражей обязана приостанавливать действие опротестованного акта. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
12. Представление - письменный акт прокурора, адресуемый в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Оно, как правило, основывается на обобщенных данных о состоянии законности и направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на предупреждение их в будущем. По представлению прокурора не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменном виде.
13. Важной предпосылкой в обеспечении соблюдения законности является санкционирование прокурором в определенных законом случаях некоторых действий, проводимых администрацией учреждений, входящих в уголовно - исполнительную систему. Так, размещение подозреваемых в местах содержания под стражей в одиночных камерах на срок более одних суток, кроме случаев, прямо предусмотренных ст. 32 комментируемого Закона, допускается лишь по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, которое должно быть санкционировано прокурором. В случаях массовых беспорядков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых, других чрезвычайных происшествий, предусмотренных ст. 48 комментируемого Закона, соответствующие должностные лица вводят режим особых условий в местах содержания под стражей на срок не более 30 суток с согласия Генерального прокурора РФ либо соответствующих прокуроров.
14. В целях предотвращения или пресечения общественно - опасных действий со стороны лиц, содержащихся под стражей, к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. О каждом случае применения оружия администрация следственного изолятора обязана уведомить прокурора немедленно. Она же сообщает прокурору о всех фактах, когда в результате применения физической силы, специальных средств или оружия были причинены ранения либо наступила смерть содержащихся в изоляторах и иных лиц. Законность и обоснованность применения оружия проверяется прокурором при ознакомлении с материалами и заключениями служебных расследований либо устанавливается в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту применения оружия.
15. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных и взятых под стражу лиц подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений и органов уголовно - исполнительной системы. Законодатель наделяет прокуроров особыми властно - распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.
16. Прокурор следит за исполнением требований закона о праве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений обращаться с предложениями и жалобами в государственные органы власти, к Уполномоченному по правам человека, в органы местного самоуправления и общественные объединения. Прокурор призван также осуществлять надзор за исполнением требований ст. 21 комментируемого Закона, устанавливающей обязанность администрации мест содержания под стражей направлять различным органам, а также прокурору предложения, заявления и жалобы в сроки, определенные этим Законом. Осуществляя надзор, прокурор наблюдает за тем, чтобы задержанным под стражу были созданы необходимые условия для написания и отправления заявлений и жалоб.
17. Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся под стражей. При желании лицо может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации места содержания под стражей.
Учитывая, что взятые под стражу лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав, унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, а наиболее серьезные из них - с выездом на место.
18. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и влечет за собой установленную законом ответственность. Характер ответственности (уголовная или дисциплинарная) определяется в каждом конкретном случае с учетом мотивов неисполнения требований прокурора, причин и последствий, наступивших в результате такого неисполнения. При отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица признаков преступления прокурор может возбудить против него дисциплинарное производство.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 51. Прокурорский надзор. Надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации".
Вернутся в раздел Комментарии к законам