Комментарии к законам

Статья 31. Государственный баланс запасов полезных ископаемых. С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.



Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Комментарий к статье 31
Государственный баланс запасов полезных ископаемых является обобщением некоторых данных, содержащихся в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 Закона). Но, в отличие от Кадастра, он включает только те месторождения, выявленные запасы полезных ископаемых которых позволяют считать их имеющими промышленное значение <*>.
--------------------------------
<*> Для того чтобы признать месторождение имеющим промышленное значение (и поставить содержащиеся в нем запасы полезных ископаемых на государственный баланс), требуется выполнить его геолого-экономическую оценку (ст. 23-1 Закона). Такую оценку не следует смешивать с государственной экспертизой (ст. 29 Закона), которую производит особая Комиссия по запасам полезных ископаемых.
Государственный баланс охватывает не только изучаемые, но и уже освоенные месторождения. При этом записанные в Балансе цифры запасов по освоенным и осваиваемым месторождениям имеют обязывающую силу в отношении горнодобывающего предприятия в том смысле, что оно должно "вычерпать" эти запасы полностью. Органы Госгортехнадзора следят за тем, чтобы предприятие добыло весь учтенный в балансе объем полезного ископаемого (или полезных ископаемых, если их несколько) по отдельным блокам (участкам) месторождения. Если это условие не выполняется, то предприятию угрожают санкции. Однако санкций можно избежать, если оно докажет, что реальные промышленные запасы полезного ископаемого меньше тех, которые зафиксированы в Госбалансе. Такая система отношений служит дополнительным стимулом для горнодобывающего предприятия вести так называемую эксплуатационную разведку полезных ископаемых в ходе их добычи. Если же предприятие добывает полезного ископаемого больше, чем числится по Госбалансу, этот результат является его заслугой, с которой могут быть связаны экономические поощрения.
Горнодобывающие предприятия ведут учет добычи, нормативных и сверхнормативных потерь, а также разработки забалансовых запасов полезных ископаемых и отчитываются перед органами Госгортехнадзора. На этой основе выявляется движение запасов полезных ископаемых на разрабатываемых месторождениях, вскрываются нарушения или, напротив, достоинства применяемой технологии. Тем самым осуществляется государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр (ст. 37 Закона). Одновременно создаются условия для выполнения требования Закона о наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Подобно Государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых Госбаланс запасов полезных ископаемых должен служить для планирования дальнейшего изучения недр. Разница между этими системами документов заключается в том, что в Кадастре фиксируется в основном то, что "предлагает" природа, а данные Госбаланса направлены скорее на выявление тех видов сырья, разведанных запасов которых недостаточно и поиск которых оправдан с позиции спроса на них отраслей народного хозяйства. Поэтому не исключено, что перспективные месторождения с точки зрения Госкадастра могут оказаться маловостребованными с позиции Госбаланса и наоборот. "Примирить" эти позиции могут только экономические расчеты и экологические прогнозы, в которых учитываются как ценность отдельных видов сырья для народного хозяйства, так и производственные особенности разработки отдельных месторождений.




Вернутся в раздел Комментарии к законам