2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".
3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года;
для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.
5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно - заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно - заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
Положение об экстернате утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
Комментарий к статье 6
Согласно Федеральному закону "Об образовании" система образования России представлена преемственными образовательными программами определенного уровня и направленности, в том числе отнесенными к уровню высшего профессионального образования. Различия самих программ, т.е. структуру высшего профессионального образования, названный Закон не дает.
Данная статья является ключевой для понимания системы высшей школы России.
До 1992/1993 учебного года в России, как и ранее в СССР, не существовало различий в программах высшего образования с точки зрения назначения и квалификации выпускников, освоивших эти программы. Все выпускники высших учебных заведений получали квалификацию специалиста, выраженную через профессионально ориентированные термины: "учитель", "инженер", "экономист", "химик", "филолог" и т.п. Сроки реализации этих программ для большинства направлений подготовки кадров по существу также не отличались и находились в пределах пяти лет обучения.
Постановлением Комитета по высшей школе России от 13 марта 1992 г. N 13 было утверждено Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования, которое ввело три уровня высшего образования: первый - неполное высшее образование (два года обучения, имеющих общенаучный характер), второй - базовое высшее образование (еще два года профессионально ориентированного обучения), третий уровень имел две модификации - еще год или два профессиональной подготовки, ведущей соответственно к квалификации "специалист" и "магистр". Лица, завершившие базовое высшее образование, получали квалификацию "бакалавр". Действующая до этого традиционная модель подготовки российских специалистов сохранялась как основная и вела без промежуточных этапов к квалификации "специалист".
В 1994 году данная структура была с небольшими коррективами утверждена Правительством Российской Федерации в качестве составной части государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части "Общие требования" (Постановление Правительства РФ от 12.08.94 N 940 - СЗ РФ, 1994, N 18. Ст. 2085).
Настоящий Закон понятие "уровень высшего профессионального образования" заменил понятием "ступень высшего профессионального образования", а также уточнил ряд других позиций.
Ч. 1 ст. 6 настоящего Закона устанавливает норму, согласно которой достигнуть определенной ступени высшего профессионального образования можно как последовательно переходя с одной ступени на другую, так и не разделяя образовательную программу на ступени, а "непрерывно". Эта норма делает нецелесообразным установление счетной последовательности ступеней: первая, вторая, третья и т.д., поскольку первая по счету ступень для выпускника, реализовавшего свое право на непрерывное освоение программы, может оказаться второй по счету для лиц, осваивавших программу поэтапно, по ступеням.
Ч. 2 этой же статьи перечисляет ступени высшего профессионального образования, не нумеруя их. Ступени расположены в порядке возрастания сроков их освоения. В основе различий ступеней - различие квалификаций выпускников, получивших соответствующее высшее профессиональное образование.
Перечисление ступеней высшего профессионального образования начинается с образования, ведущего к квалификации (степени) бакалавра, затем институциализируется высшее профессиональное, ведущее к квалификации "дипломированный специалист", и, наконец, высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) магистра.
Употребляющееся сочетание "квалификация (степень)" означает, что степень - это вид квалификации, с преобладающей академической направленностью. Употребленный для наименования одной из квалификаций термин "дипломированный специалист" не означает, что лица, получившие квалификации "бакалавр" или "магистр" и также, естественно, относящиеся к группе специалистов, не являются дипломированными специалистами в обычном понимании этого слова. В данном случае термин "дипломированный специалист" должен рассматриваться как словосочетание, указывающее на тип квалификации. Подобная лингвистическая коллизия имеет место с термином "кандидат наук". Очевидно, что это научная квалификация ученого, а не указание на то, что ее обладатель является лишь кандидатом в ученые.
В отличие от ранее установленной структуры высшего профессионального образования двухлетнее обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования не отнесено к уровням или ступеням высшего образования. Вместе с тем настоящий Закон закрепляет данное ранее этому образованию наименование "неполное высшее профессиональное образование" и факт подтверждения его путем выдачи дипломов установленного образца.
Этим подчеркивается то значение, которое имеет программа первых двух лет обучения в решении задачи последовательного повышения общеобразовательного уровня личности, в обеспечении фундаментальности российской системы высшего образования, понимаемой как сочетание общих гуманитарных и естественно - научных знаний. Именно эта часть образовательных программ высшей школы, как отмечают многие отечественные и зарубежные ученые, имеет наибольшее значение для развития интеллектуальных и нравственно - этических личностных качеств будущего работника, создающих основу его профессиональной мобильности.
Термин "успешно прошедших промежуточную аттестацию" в тексте статьи означает наличие для данного студента подтвержденного в установленном порядке (наличие зачетных ведомостей) факта полного выполнения программы двух лет обучения, предусмотренной учебным планом очного обучения данного вуза.
Поскольку диплом о неполном высшем образовании не устанавливает квалификации, он не выдается лицам, продолжающим обучение после окончания второго курса. Вместе с тем в случае, когда по каким-либо причинам студент прерывает обучение на третьем и последующих курсах, ему выдается диплом о неполном высшем профессиональном образовании и академическая справка установленного образца, где фиксируются только результаты обучения сверх указанных в соответствующем дипломе. До окончания второго курса лицам, не завершившим обучение, выдается только академическая справка.
Ч. 4 ст. 6. Различие в квалификациях выпускников влечет за собой различные сроки освоения соответствующих образовательных программ.
Закон ограничивает минимальный срок их освоения, оставляя конкретизацию этих сроков за соответствующими государственными образовательными стандартами.
Ч. 4 ст. 2 настоящего Закона декларирует конституционное право граждан РФ на получение бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе если образование данного уровня (т.е. уровня высшего или послевузовского профессионального образования) гражданин получает впервые.
Таким образом, если не вводить дополнительные нормы в установленное право, то лица, получившие высшее профессиональное образование на определенной ступени, будут считаться воспользовавшимися предоставленными гарантиями и при дальнейшем обучении в рамках уровня "высшее профессиональное образование" правом бесплатного обучения пользоваться не будут. В таком случае граждане, осваивающие программы высшего профессионального образования непрерывно, и граждане, осваивающие те же программы по ступеням, окажутся в неравных условиях.
Ч. 5 и 6 ст. 6 настоящего Закона исключают отмеченное неравноправие граждан в реализации конституционных прав на получение высшего профессионального образования. В них специально указывается, что лица, получившие высшее профессиональное образование на определенной ступени, имеют право продолжить обучение на следующей ступени. При этом прохождение впервые программы различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего образования.
Ключевое слово в этой норме - следующая ступень. Непосредственно настоящий Закон не устанавливает последовательность ступеней. Конкретное содержание этого понятия, следовательно, должно быть конкретизировано в документах, устанавливающих последовательность прохождения различных ступеней. В настоящее время такой документ отсутствует.
Если использовать для комментариев аналогию между понятием "уровень высшего профессионального образования", содержащемся в государственном образовательном стандарте "Общие требования", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 940, и понятием "ступень высшего профессионального образования" комментируемого Закона, то последующими ступенями, согласно государственному образовательному стандарту, будут: высшее профессиональное образование, ведущее к квалификации "дипломированный специалист", и высшее профессиональное образование, ведущее к квалификации "магистр", по отношению к высшему профессиональному образованию, ведущему к квалификации "бакалавр".
Лица, имеющие квалификацию "бакалавр" и продолжающие обучаться по программе, ведущей к квалификации "магистр" или "дипломированный специалист", не рассматриваются как лица, получающие второе высшее образование.
Специалисты, имеющие диплом магистра или дипломированного специалиста, при дальнейшем обучении в рамках уровня высшего профессионального образования права на бесплатное обучение не имеют, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом. Ч. 7 ст. 6 имеет принципиальное значение для системы профессионального образования, поскольку устанавливают статус российского высшего профессионального образования в сфере труда. Согласно этим положениям российские дипломы государственного образца, удостоверяющие какую-либо квалификацию выпускника, из числа установленных настоящим Законом, являются основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности. (Дипломы негосударственного образца таким статусом не наделены.)
Таким образом, российский диплом о высшем образовании, выданный аккредитованным вузом, устанавливает не только наличие определенного образования, но и дает выпускнику возможность приступить к профессиональной деятельности без дополнительной подготовки.
Исключение составляют дипломы, удостоверяющие освоение студентом образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования. В этой сфере, учитывая ее прямое отношение к высшей ценности общества - человеческой жизни, наряду с соответствующим дипломом для начала профессиональной деятельности необходимо удостоверение о прохождении интернатуры (послевузовской подготовки).
Учитывая, что длительность освоения образовательной программы, ведущей к квалификации (степени) бакалавра, меньше, чем сроки обучения по действовавшим ранее программам высшей школы, и это может вызвать неясность в профессиональном статусе бакалавров, в статье подчеркивается еще раз статус этой квалификации, ее принадлежность (адекватность) понятию "высшее профессиональное образование".
Поскольку наряду с образовательным цензом существует ряд других требований для занятия тех или иных должностей государственных и муниципальных служащих, то Закон отсылает к федеральному закону, устанавливающему порядок замещения таких должностей.
В тексте статьи не устанавливается связь между наличием диплома и занятием должностей в негосударственных организациях и учреждениях. Означает ли это, что, например, частной медицинской или юридической практикой можно заниматься, не имея соответствующего диплома о профессиональном образовании? Очевидно, ответ на этот вопрос не находится в сфере действия данного Закона.
Ч. 8 ст. 6 настоящего Закона конкретизирует принцип свободы выбора формы получения высшего профессионального образования.
Наименования очно - заочной, вечерней форм обучения акцентируют внимание на том, в какое время суток проводится учебный процесс и в какой степени (объеме) в нем присутствует очный контакт преподавателя и студента.
Ч. 9 ст. 6 узаконивает такую форму получения высшего образования, как экстернат, которая в российской высшей школе имеет сложную судьбу (широко применялась до 1917 г. В бывшее советское время действовала с 1935 по 1951 гг. Вновь восстановлена в 1988 г.).
Положение об экстернате в государственных высших учебных заведениях Российской Федерации утверждено Приказом Госкомвуза России от 31 мая 1995 г. N 2 (РВ, 1995, 10 августа).
По-видимому, ссылаясь на Положение об экстернате в государственных высших учебных заведениях Российской Федерации, утв. Приказом Госкомвуза РФ от 31.05.1995 N 2, автор имел в виду Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования РФ от 14.10.1997 N 2033. Согласно Положению экстернат в высшем учебном заведении представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно профессиональной образовательной программе по избранной специальности (направлению). Правом получения высшего образования через экстернат пользуются лица, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего или не ниже среднего профессионального образования.
Аттестация экстернов в государственных вузах в рамках получения первого высшего образования проводится бесплатно. Помимо этого, по желанию экстерна или с его согласия за счет средств спонсора (предприятия, организации, учреждения, частного лица - благотворителя) вузом может быть оказана экстерну любая образовательная услуга (обучение как в рамках профессиональной программы, так и сверх нее) за плату, размер которой определяется договором.
Право на открытие экстерната предоставляется учредителю вуза. Перечень специальностей (направлений) высшего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, устанавливается в порядке, определяемом Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597 (САПП РФ, 1993, N 28. Ст. 2594).
Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения (на соответствующем уровне образования) с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности (направления) подготовки.
Ч. 10 ст. 6 закрепляет права лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации, или успешно окончивших их, на аттестацию по условиям экстерната в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.
Экстернат - наиболее приемлемая форма получения диплома о высшем образовании государственного образца для лиц, не обучавшихся в аккредитованных вузах, но получивших требуемые знания в неаккредитованных вузах.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения. 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
Вернутся в раздел Комментарии к законам