Комментарии к законам

Статья 8. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Комментарий к статье 8



1. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - это сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих порядок ведения этого реестра. Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется.
Большое значение для защиты прав инвестора и других участников фондового рынка имеет законодательное определение регистраторской деятельности. Эти нормы урегулированы ГК РФ (гл. 7), Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", целым рядом положений ФКЦБ РФ. Постановлением ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г. N 27 (ред. от 20.04.1998) утверждено Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (далее - Положение N 27). Особенности работы регистратора, имеющего филиалы, регулируются Постановлением ФКЦБ РФ от 26.03.2001 N 7. Постановлением ФКЦБ РФ от 07.06.2002 г. N 20/пс (ред. от 09.10.2002) утверждено Положение о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.
2. Держателями реестра (регистраторами) являются лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Ведением реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.
Деятельность по ведению реестра включает:
- ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц;
- ведение учета ценных бумаг на эмиссионном и лицевом счете эмитента;
- ведение регистрационного журнала отдельно по каждому эмитенту по всем ценным бумагам эмитента;
- ведение журнала учета выданных, погашенных и утраченных сертификатов отдельно по каждому эмитенту (при документарной форме выпуска ценных бумаг);
- хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр;
- учет запросов, полученных от зарегистрированных лиц, и ответов по ним, включая отказы от внесения записей в реестр;
- учет начисленных доходов по ценным бумагам;
- осуществление иных действий, предусмотренных Положением N 27.
3. Настоящая статья в отличие от Закона "Об акционерных обществах" (ст. 44) дает определение системы ведения реестра. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию лиц, зарегистрированных в системе ведения реестра (владельцев ценных бумаг и номинальных держателей), и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
4. Комментируемая статья формулирует также требования к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг: она должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством РФ сроков информации обо всех фактах и документах, требующих внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и обо всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.
5. Особую смысловую нагрузку несет в настоящей статье понятие собственно реестра. Оно более детализировано по сравнению с п. 1 ст. 44 Закона "Об акционерных обществах".
Реестр владельцев ценных бумаг представляет собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. По сути, это совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам.
Реестр должен содержать данные, достаточные для идентификации зарегистрированных лиц. В реестре должна, в частности, содержаться в объеме, установленном Положением N 27, следующая информация:
- об эмитенте;
- о регистраторе, его обособленных подразделениях и трансфер-агентах;
- обо всех выпусках ценных бумаг эмитента;
- о зарегистрированных лицах, виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости, государственном регистрационном номере выпусков ценных бумаг, учитываемых на их лицевых счетах, и об операциях по лицевым счетам.
6. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Закон не устанавливает каких-либо требований к организационно-правовой форме юридических лиц, которые могут заниматься данной деятельностью.
Держателем реестра может быть как профессиональный участник рынка ценных бумаг, т.е. регистратор, оказывающий услуги по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, так и все разнообразие эмитентов, в том числе кредитных организаций, самостоятельно ведущих свой реестр. Следует отметить, что комментируемый Закон не рассматривает деятельность эмитента, самостоятельно ведущего свой реестр, как профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, поскольку профессиональная деятельность должна быть связана с оказанием договорных услуг иным лицам. Поэтому такая деятельность не подлежит лицензированию.
7. Комментируемая статья устанавливает, что в случае, если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Представляется, что данное требование должно распространяться и на эмитентов ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ РФ на ведение реестра как профессиональную деятельность.
Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.
8. Договор на ведение реестра эмитент может заключить только с одним регистратором, это следует из пункта 1 Положения N 27 о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг.
Во избежание конфликта интересов в Законе установлено, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.
9. Регистратор не вправе перепоручать ведение реестра иным лицам, однако согласно комментируемой статье он имеет право делегировать часть своих функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра, другим регистраторам. Передоверие функций не освобождает регистратора от ответственности перед эмитентом.
Под функциями по сбору информации следует понимать функции по приему распоряжений от зарегистрированных лиц и выдаче им отчетов, выписок из реестра, подготовленных регистратором, и т.п.
Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.
10. Трансфер-агент - юридическое лицо, выполняющее по договору с регистратором функции по приему от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей и передаче регистратору информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре, а также функции по приему от регистратора и передаче зарегистрированным лицам или их уполномоченным представителям информации и документов, полученных от регистратора.
Трансфер-агент осуществляет свою деятельность на основании договора с регистратором. Договором может быть предусмотрено ограничение по типам операций и суммам сделок, по которым трансфер-агент имеет право приема документов.
Функции и требования к трансфер-агенту установлены в Положении N 27. В частности, в функции трансфер-агента входит:
- прием от зарегистрированных лиц и их уполномоченных представителей документов на совершение операций в реестре;
- передача регистратору подлинников документов на совершение операций в реестре;
- передача зарегистрированным лицам и их уполномоченным представителям сертификатов ценных бумаг и (или) выписок из реестра, полученных от регистратора;
- осуществление проверки подлинности подписи на распоряжениях.
Трансфер-агент может выполнять все указанные функции или часть из них. Регистратор и трансфер-агент обязаны предоставлять заинтересованным лицам информацию о функциях, выполняемых трансфер-агентом в соответствии с заключенным договором. Регистратор вправе вносить изменения в реестр на основе информации о принятых документах, полученной от трансфер-агента.
Положение N 27 запрещает эмитенту выполнять функции трансфер-агента по ценным бумагам, выпущенным другими эмитентами (п. 9).
Трансфер-агент не вправе осуществлять открытие лицевых счетов и совершение операций по лицевым счетам зарегистрированных лиц, т.е. собственно регистраторские функции.
11. Положением N 27 определяются некоторые существенные условия договора регистратора с трансфер-агентом. В нем, в частности, в интересах инвесторов и владельцев ценных бумаг должны быть предусмотрены следующие условия:
- время приема документов на проведение операций в реестре - не менее 4 часов каждый рабочий день недели (для того чтобы обеспечивать эмитенту, зарегистрированным лицам, уполномоченным представителям возможность предоставления распоряжений и получения информации из реестра);
- соблюдение правил ведения реестра регистратора.
12. Необходимо отличать трансфер-агентов от филиалов регистратора. Согласно Положению о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (п. 12) проведение операций в реестре может осуществляться вне места нахождения регистратора его обособленным подразделением. Однако это возможно только в случае, если данное подразделение регистратора удовлетворяет следующим требованиям:
- зарегистрировано в качестве филиала юридического лица - регистратора;
- имеет в штате не менее одного специалиста, удовлетворяющего квалификационным требованиям ФКЦБ;
- обеспечивает выполнение операций во всех реестрах, которые ведутся регистратором в пределах административно-территориального образования (кроме районов/округов города) по месту нахождения данного подразделения регистратора.
13. Согласно части 10 пункта 1 комментируемой статьи передоверие регистратором части своих функций по сбору информации другим регистраторам не освобождает его от ответственности перед эмитентом. Данное правило сформулировано слишком узко, поскольку регистратор должен отвечать не только перед эмитентом, но и перед зарегистрированными в реестре лицами, т.е. должен отвечать в целом за ведение и хранение реестра. Регистратор обязан возместить убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения трансфер-агентом своих функций, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
14. Регистраторская деятельность на рынке ценных бумаг может осуществляться только на основании лицензии. Лицензирование осуществляется ФСФР (ранее ФКЦБ). Документы, необходимые для получения (продления) лицензии, представляются в ФСФР саморегулируемой организацией - Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (далее - ПАРТАД), членом которой является заявитель. Особенности лицензирования устанавливаются Положением о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.
15. Пункт 2 комментируемой статьи дает весьма противоречивое определение понятия "номинальный держатель" ценных бумаг. Согласно Закону это лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, являющееся депонентом депозитария, но не владельцем в отношении этих ценных бумаг. Номинальный держатель - профессиональный участник рынка ценных бумаг, который является держателем ценных бумаг от своего имени, но в интересах другого лица.
Определение в законе номинального держателя как лица, не являющегося владельцем (собственником, обладателем вещного права), может привести к весьма неожиданным правовым последствиям. В соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ собственник и владелец вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Номинальному держателю согласно комментируемой норме такие права не предоставляются.
16. Номинальными держателями ценных бумаг могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг: депозитарий (в соответствии с депозитарным договором), брокер (в соответствии с договором, на основании которого он обслуживает клиента).
Номинальный держатель ценных бумаг может осуществлять свои права только после получения соответствующего полномочия от владельца.
17. Сведения о номинальном держателе ценных бумаг подлежат внесению в систему ведения реестра. Вместе с тем внесение в реестр имени номинального держателя ценных бумаг не влечет за собой переход на него права собственности и/или иного вещного права на ценные бумаги.
18. Номинальный держатель обязан:
- совершать необходимые действия в отношении именных ценных бумаг, направленные на обеспечение получения другим лицом (интересы которого он представляет) всех причитающихся выплат по ним;
- осуществлять сделки с ценными бумагами в соответствии с поручениями лица, интересы которого он представляет;
- осуществлять учет ценных бумаг на раздельных забалансовых счетах и постоянно иметь достаточное количество ценных бумаг в целях удовлетворения требований своих клиентов.
Номинальный держатель ценных бумаг обязан также обеспечить внесение в систему ведения реестра записи о передаче ценных бумаг на имя владельца (владельцев). Он обязан составить список владельца (владельцев) и направить его держателю реестра в течение семи дней после получения соответствующего требования регистратора.
19. ГК РФ устанавливает, что лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему документ, свидетельствующий о закрепленном праве (ч. 2 п. 1 ст. 149). Аналогичная норма закреплена в статье 46 Закона "Об акционерных обществах". Данная норма конкретизируется пунктом 3 комментируемой статьи. Согласно настоящему Закону держатель реестра обязан по требованию владельца (лица, действующего от его имени), а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней. При этом владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.
Выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам. Выписка из системы ведения реестра должна содержать отметку обо всех ограничениях или фактах обременения ценных бумаг, на которые выдается выписка, обязательствами, зафиксированными на дату составления в системе ведения реестра. Требования в отношении дополнительных данных, которые должна содержать выписка из реестра, устанавливаются пунктом 3.4.4 Положения N 27.
Выписка из реестра не является ценной бумагой (ст. 46 Закона "Об акционерных обществах"), ее передача от одного лица другому не означает совершение сделки и не влечет перехода права собственности на ценные бумаги, права на которые она подтверждает.
Комментируемой статьей предусматривается, что лицо, выдавшее указанную выписку, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.
Регистратор не имеет права требовать от зарегистрированного лица предоставления и (или) возврата ранее выданных выписок из реестра как при документарной, так и при бездокументарной форме выпуска ценных бумаг.
По требованию зарегистрированных лиц регистратор обязан наряду с выписками из реестра предоставлять справки об операциях по их лицевым счетам за любой указанный период времени, справки о наличии на счете указанного количества ценных бумаг определенного вида, категории (типа).
20. Права и обязанности держателя реестра определяются действующим законодательством и договором. В обязанности держателя реестра входит:
- открыть каждому желающему владельцу (номинальному держателю ценных бумаг) лицевой счет в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг - на основании уведомления продавца ценных бумаг;
- вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения;
- производить операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению;
- доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом;
- предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг;
- информировать зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав;
- строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра при расторжении договора с эмитентом.
21. Пример. Акционеры одного из обществ обратились в Конституционный Суд РФ с жалобой с целью проверки конституционности абз. 6 ч. 11 п. 3 комментируемой статьи. Заявители полагали, что содержащиеся сведения о владельцах акций относятся к информации о частной жизни гражданина, право на неприкосновенность которой закреплено ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, такие сведения не могут предоставляться, если владелец акций не дает на это своего согласия.
В Определении от 02.03.2000 N 38-О Конституционный Суд указал, что во взаимоотношениях акционеров друг с другом и с акционерным обществом, складывающихся в рамках акционерного общества в связи с владением его ценными бумагами, сведения об имени (наименовании) и количестве, категории и номинальной стоимости акций, принадлежащих акционерам, имеют характер деловой информации и не могут быть отнесены к личной или семейной тайне, к сфере исключительно частной жизни.
Приобретая акции, которые выпускаются акционерным обществом в качестве именных ценных бумаг, и предоставляя при этом для внесения в реестр известную часть информации о себе - фамилию, имя, отчество, адрес места жительства и некоторые другие сведения, гражданин тем самым заранее осведомлен о возможности доступа лиц, указанных в законодательстве, к этим данным реестра владельцев ценных бумаг.
22. Специальные требования к содержанию и существенным условиям договора на ведение реестра устанавливаются пунктом 4 Положения N 27. В договоре, в частности, должны быть предусмотрены также следующие условия:
- осуществление ведения реестра по всем ценным бумагам эмитента;
- оказание услуг, предусмотренных договором на ведение реестра, на основе принятой регистратором технологии учета и используемого им программного обеспечения;
- выполнение всех типов операций в установленные сроки;
- предоставление на основании письменного запроса эмитента списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
- предоставление на основании письменного запроса эмитента списка лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам;
- обеспечение сохранности и конфиденциальности информации, содержащейся в реестре;
- обеспечение сохранности реестра, включая все документы, на основании которых осуществлялись операции в реестре;
- иные условия, предусмотренные законодательством РФ, нормативными актами ФКЦБ РФ или соглашением сторон.
В договоре на ведение реестра наряду с вышеназванными могут быть предусмотрены дополнительные условия, например:
- организация выплаты доходов по ценным бумагам;
- организация и проведение общих собраний акционеров;
- оказание консультационных услуг эмитенту в пределах полномочий регистратора.
23. Наряду с договором с эмитентом регистратор должен разработать правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, включающие полный перечень документов и сведений, необходимых при регистрации прав владельцев именных ценных бумаг в реестре. Правила ведения реестра регистратор обязан предъявлять по требованию любого зарегистрированного в системе ведения реестра лица, ФСФР РФ (ФКЦБ РФ), саморегулируемой организации профессиональных участников РЦБ и иных заинтересованных лиц. Информация о внесении изменений или дополнений в правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг должна быть раскрыта указанным выше лицам и организациям не позднее чем за 30 дней до даты вступления их в силу в соответствии с Положением о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 9 января 1997 г. N 2).
Правила ведения реестра должны предусматривать перечень и порядок исполнения операций регистратором, а также способ предоставления документов регистратору, сроки исполнения операций, сроки предоставления ответов на запросы, формы анкеты зарегистрированного лица, передаточного (залогового) распоряжения, формы договоров с трансфер-агентами, порядок раскрытия информации в соответствии с требованиями ФКЦБ РФ и т.п.
24. За ведение реестра регистратором с эмитента взимается плата, размер которой определяется договором и нормативными актами ФКЦБ РФ. Кроме того, регистраторы в рамках своей деятельности по ведению реестра, за некоторыми исключениями, вправе самостоятельно устанавливать плату за выполнение ряда операций в реестре, одинаковую для всех юридических и физических лиц, в частности:
- за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг;
- за изменение и дополнение данных, содержащихся в системе ведения реестра о зарегистрированном лице (в том числе за внесение записей об обременении именных ценных бумаг, об изменении реквизитов зарегистрированного лица), за исключением информации о передаче ценных бумаг;
- за предоставление выписки из системы ведения реестра.
Комментируемая статья запрещает держателю реестра взимать со сторон по сделке плату в виде процента от объема сделки. Сумма, взимаемая регистратором за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг, уплачивается одной из сторон по сделке. ФКЦБ РФ в нормативно-правовом порядке ограничила размер оплаты за вышеназванные услуги (п. 10 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 19.06.1998 N 24).
Услуги, не перечисленные выше, осуществляются регистратором в соответствии с лицензией за плату, определенную по соглашению сторон. При этом регистратор вправе устанавливать различный размер оплаты своих услуг по разным эмитентам.
В отличие от профессиональных регистраторов эмитент, осуществляющий ведение реестра своих именных ценных бумаг самостоятельно, не вправе взимать плату за оказание услуг по ведению реестра.
25. Согласно комментируемой статье держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра, т.е. записи о переходе прав собственности на ценные бумаги, на основании:
- распоряжения владельца о передаче ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг, который зарегистрирован в системе ведения реестра;
- иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Форма распоряжения о передаче ценных бумаг и указываемые в нем сведения установлены ФКЦБ РФ в Положении N 27 (п. 3.4.2 Положения).
Перечень иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги при совершении сделки, в результате наследования, по решению суда, при реорганизации зарегистрированного лица, при приватизации, также установлен Положением N 27 (п. 7.3).
При документарной форме эмиссионных ценных бумаг, предусматривающей нахождение ценных бумаг у их владельцев, помимо указанных документов, представляется также сертификат ценной бумаги. При этом имя (наименование) лица, указанного в сертификате в качестве владельца именной ценной бумаги, должно соответствовать имени (наименованию) зарегистрированного лица, указанного в распоряжении о передаче ценных бумаг.
Регистратору запрещается исполнять передаточное распоряжение путем предоставления других документов, помимо тех, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном комментируемым Законом.
26. Настоящая статья не содержит указаний на сроки исполнения операций (зачисление ценных бумаг на лицевой счет или их списание и т.п.) за исключением срока на предоставление выписки из реестра. Срок внесения записи в реестр акционеров общества установлен в п. 1 ст. 45 Закона "Об акционерных обществах". Он не может превышать трех дней с момента представления необходимых документов. Сроки проведения иных операций в реестре (открытие лицевого счета, внесение изменений в информацию лицевого счета зарегистрированного лица; внесение записей о блокировании операций по лицевому счету; внесение записи об обременении ценных бумаг обязательствами; конвертация ценных бумаг, принадлежащих отдельным владельцам и т.п.) определяются Положением N 27 (п. 10.3).
27. Комментируемой статьей (п. 3) не допускается отказ реестродержателя от внесения записи в систему ведения реестра или уклонение от такой записи, в том числе в отношении добросовестного приобретателя, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Положению N 27 регистратор обязан отказать во внесении записей в реестр в случаях, если:
- не предоставлены все документы, необходимые для внесения записей в реестр в соответствии с Положением;
- предоставленные документы не содержат всей необходимой в соответствии с Положением информации либо содержат информацию, не соответствующую имеющейся в документах, предоставленных регистратору;
- операции по счету зарегистрированного лица, в отношении которого предоставлено распоряжение о списании ценных бумаг, блокированы;
- в реестре отсутствует анкета зарегистрированного лица с образцом его подписи, документы не предоставлены лично зарегистрированным лицом, подпись на распоряжении не заверена одним из предусмотренных в Положении способов;
- у регистратора есть существенные и обоснованные сомнения в подлинности незаверенной подписи на документах, когда документы не предоставлены лично зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или его уполномоченным представителем;
- в реестре не содержится информация о лице, передающем ценные бумаги, и (или) о ценных бумагах, в отношении которых предоставлено распоряжение о внесении записей в реестр, и отсутствие этой информации не связано с ошибкой регистратора;
- количество ценных бумаг, указанных в распоряжении или ином документе, являющемся основанием для внесения записей в реестр, превышает количество ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица;
- стороны по сделке не оплатили или не предоставили гарантии по оплате услуг регистратора в размере, установленном прейскурантом регистратора.
Таким образом, отказ от внесения соответствующей записи, например, по мотиву непредставления акционером передаточного распоряжения может быть признан обоснованным лишь тогда, когда оформление и представление таких распоряжений обязательно в силу названных выше правовых актов (например, по сделке, совершенной с участием профессионального участника рынка ценных бумаг, и т.п.). В остальных случаях достаточным основанием для внесения записи в реестр акционеров являются иные документы, перечисленные в указанных актах и подтверждающие переход права собственности на акции (свидетельство о праве на наследство, решение суда, вступившее в законную силу, надлежащим образом оформленный договор купли-продажи, договор дарения акций и др.).
28. В случае отказа от внесения записи в реестр регистратор не позднее пяти дней с даты предоставления распоряжения о внесении записи в реестр направляет обратившемуся лицу мотивированное уведомление об отказе от внесения записи, содержащее причины отказа и действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению записи в реестр. Необоснованный отказ регистратора от внесения записи в реестр может быть обжалован в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии со статьями 44, 45 Закона "Об акционерных обществах" держатель реестра обязан внести соответствующую запись в реестр акционеров не позднее трех дней с момента обращения акционера и представления им документов, предусмотренных правовыми актами РФ. Отказ держателя реестра от внесения записи в реестр акционеров может быть обжалован акционером в суде. Если ведение реестра акционеров поручено специализированному регистратору (п. 3 ст. 44 Закона "Об акционерных обществах"), в качестве ответчиков по делу должны привлекаться акционерное общество и специализированный регистратор - держатель реестра.
Владелец акций вправе обратиться с требованием об обязании акционерного общества (держателя реестра) внести запись о нем в реестр акционеров и в том случае, если в установленный статьей 45 Закона "Об акционерных обществах" срок такая запись не внесена и держатель реестра не направил акционеру в пятидневный срок после получения от него заявления уведомление с указанием мотивов отказа от внесения его в реестр.
Суд в случае необоснованности отказа или уклонения держателя реестра от внесения в него соответствующей записи по требованию акционера обязывает держателя реестра внести необходимую запись с той даты, с которой она должна была быть внесена в соответствии с Законом; либо дата внесения в реестр акционеров лица, признанного судом собственником акций, может определяться датой вступления соответствующего решения суда в законную силу (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. N 33 "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций").
29. Регистратор не имеет права по своей инициативе аннулировать уже внесенные в реестр записи (п. 5 Положения N 27). Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ исключение записи об акционере из реестра возможно лишь при представлении предусмотренных правовыми актами документов, подтверждающих переход права собственности на акции от данного лица к новому владельцу (с одновременным внесением записи о новом акционере) либо в случае признания в судебном порядке недействительным акта (договора), на основании которого была внесена запись в реестр о конкретном лице как собственнике акций, с одновременным восстановлением в реестре записи о предыдущем владельце акций (п. 11 вышеназванного информационного письма Президиума ВАС РФ).
30. Комментируемой статьей нечетко прописаны вопросы о предоставлении информации из реестра. Более системно они раскрываются в пункте 7.9 Положения N 27. Для получения информации из реестра обратившееся лицо предоставляет регистратору распоряжение на выдачу информации из реестра. В число лиц, имеющих право на получение информации из реестра, входят:
- зарегистрированные лица;
- эмитент;
- уполномоченные представители государственных органов.
Зарегистрированное лицо имеет право получить информацию о внесенной в реестр информации о нем и учитываемых на его лицевом счете ценных бумагах; всех записях на его лицевом счете; процентном соотношении общего количества принадлежащих ему ценных бумаг к уставному капиталу эмитента и общему количеству ценных бумаг данной категории (типа); эмитенте, его учредителях, а также о размере объявленного и оплаченного уставного капитала; самом регистраторе, а также других данных в соответствии с законодательством РФ.
Регистратор обязан доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом; предоставлять зарегистрированным в реестре владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более чем одним процентом голосующих акций эмитента, данные из реестра об именах владельцев (полном наименовании), количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг; информировать зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав.
Эмитент для получения информации из реестра предоставляет регистратору распоряжение с указанием объема требуемой информации. Эмитент должен также предоставить регистратору список должностных лиц, которые имеют право на получение информации из реестра, и определить объем информации, которую имеет право получить каждое из этих должностных лиц.
Комментируемая статья никак не регулирует вопросы предоставления информации из реестра представителям государственных органов. Пункт 7.9.3 Положения N 27 закрепляет право судебных, правоохранительных и налоговых органов, а также иных уполномоченных государственных органов получать информацию, необходимую им для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательством РФ. Такой весьма неопределенный, широкий и открытый перечень уполномоченных на получение данной информации органов не способствует сохранению тайны лицевого счета и операций по нему. Необходимо внесение изменений и дополнений в комментируемый Закон с целью закрепления ограниченного перечня уполномоченных на получение указанной информации государственных органов.
31. Закон предусматривает, что в случае прекращения действия договора по поддержанию системы ведения реестра между эмитентом и регистратором, последний передает другому держателю реестра, указанному эмитентом, информацию, полученную от эмитента, все данные и документы, составляющие систему ведения реестра, а также реестр, составленный на дату прекращения действия договора. При этом передача производится в день расторжения договора. Порядок и сроки передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в случае прекращения действия договора на ведение реестра и замены регистратора, а также состав передаваемых документов регламентируются Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 24 июня 1997 г. N 21).
32. Часть 4 пункта 3 комментируемой статьи устанавливает некоторые общие основания гражданско-правовой ответственности лиц, допустивших ненадлежащее исполнение порядка поддержания системы ведения и составления реестра и нарушение форм отчетности. Речь идет как об эмитенте и регистраторе, так и о депозитарии и владельце ценных бумаг. К ним согласно данной норме может быть предъявлен иск о возмещении ущерба (включая упущенную выгоду), возникшего из невозможности осуществить права, закрепленные ценными бумагами. Пункт 5.4 Положения N 27 в качестве дополнительных оснований ответственности регистратора называет также необеспечение конфиденциальности информации реестра и предоставление недостоверных или неполных данных. При этом в Положении подчеркивается, что регистратор не несет ответственности за операции по счетам клиентов, исполняемые в соответствии с распоряжениями номинального держателя, доверительного управляющего.
33. Согласно пункту 4 статьи 44 Закона "Об акционерных обществах" общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров общества специализированному регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение. Эмитент ценных бумаг и регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев этих ценных бумаг, должны нести солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей, связанных с осуществлением деятельности по ведению реестра.




Вернутся в раздел Комментарии к законам