Комментарии к законам

Статья 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием. 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом.



2. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации законом, регулирующим деятельность Правительства Российской Федерации.
3. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации.
4. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Федеральные и ведомственные государственные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан.
6. Федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием.
Комментарий к статье 30
§ 1. Статья 30 Закона определяет принцип и порядок разграничения компетенции органов государственной власти и управления РФ и ее субъектов в области образования. В определенной степени ст. 30 производна от ст. 26 и 29 Закона, способствует их реализации.
§ 2. Субъекты правоотношений применительно к нормам данной статьи во многом совпадают с теми, которые призваны реализовать положения ст. 28 и 29 Закона. Однако цель ст. 30 не в разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами, а в определении подходов к распределению этой "общей" компетенции между органами, представляющими соответственно Федерацию и ее субъекты.
§ 3. Субъекты правоотношений, установленные данной статьей, имеют право путем принятия соответствующих законодательных и правовых актов решить названные вопросы разграничения компетенции в области образования. Все остальные юридические и физические лица обязаны исходить из данного разграничения компетенции, не допускать принятия нормативных актов, выходящих за пределы их и вторгающихся в компетенцию иных органов. Из положения п. 1 статьи вытекает запрет на иное (кроме законодательного) правовое регулирование компетенции Федерации и ее субъектов в сфере образования.
Основными субъектами правоотношений в рамках данной статьи являются высшие органы законодательной власти РФ и ее субъектов.
Правительство РФ осуществляет разграничение компетенции в сфере образования между федеральными органами исполнительной власти.
Разграничение компетенции в сфере образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ осуществляется законодательством субъектов РФ.
§ 4. В соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" <*> Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
Общие полномочия Правительства РФ, перечисленные в ст. 13, распространяются и на образовательную сферу. Согласно этой статье Правительство РФ: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально - экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, указанному Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.
Глава V Федерального конституционного закона регулирует взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ. Согласно этой главе Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти.
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Глава VI Закона определяет взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания.
В соответствии с п. 4 ст. 36 Федерального конституционного закона разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов РФ.
Правительство РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.




Вернутся в раздел Комментарии к законам