2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Комментарий к статье 28
1. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" возродил еще одно звено в системе судов - мировых судей.
Должность мирового судьи в ее современном понимании впервые возникла в Англии еще в XIV веке как единоличная судебная власть, призванная охранять и поддерживать социальный мир. Рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи обязаны были прежде всего стремиться к примирению сторон. Отсюда возникло и название этих судов - мировые. Спустя пять столетий мировая система судов была введена и в России. В 1862 г. Александром II были утверждены "Основные положения преобразований судебной части в России", содержавшие в числе прочего подробную регламентацию структуры и деятельности мировой юстиции. Затем, после рассмотрения в Государственном совете императором были утверждены и 20 ноября 1864 г. вступили в силу "Учреждения судебных установлений" и Устав "О наказаниях, налагаемых мировыми судьями". Судебная власть по судебному установлению принадлежала мировым и общим судам. Основными критериями разграничения подсудности мировых и общих судов были:
размер наказания;
возможность примирения, предусмотренная законом по делам частного обвинения.
Мировой суд учреждался в составе двух инстанций: участкового мирового судьи и уездного съезда мировых судей. Наряду с участковыми мировыми судьями, получавшими вознаграждение за свою работу, закон предусматривал должности почетных мировых судей (не получавших вознаграждения и не имевших определенного участка работы) и добавочных судей (так называемый резерв). Последние исполняли обязанности участкового мирового судьи в случае его устранения, отсутствия, болезни или смерти.
Все участковые, почетные и добавочные мировые судьи одного округа составляли высшую мировую инстанцию - съезд мировых судей. Съезд собирался для окончательного разрешения жалоб и протестов по гражданским и уголовным делам, подведомственным мировым судьям, а также для исполнения других обязанностей (например, мировой съезд занимался толкованием законов, давал отзывы на законопроекты).
Высший надзор за мировыми судьями и их съездами принадлежал Правительствующему Сенату.
Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые суды были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые Министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являвшимся одновременно и чинами административного ведомства.
В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, - даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.
Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде N 1 от 24 ноября 1917 г. И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.
2. Процедура, порядок организации и проведения выборов мировых судей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 13), но предполагается принятие модельного Закона "О выборах мировых судей", который и установит общие принципы организации и проведения выборов. И хотя законопроект предусматривает выборы, возможно, что субъекты Федерации сами, учитывая особенности своего региона, решат - избирать им или назначать мировых судей.
Если субъект Российской Федерации придет к решению, что мировые судьи должны избираться, то законопроекты "О выборах мировых судей" и "О мировых судьях в Российской Федерации" предлагают, чтобы мировые судьи избирались населением соответствующего судебного участка сроком на 5 лет, и, хотя в законопроекте "О мировых судьях в Российской Федерации" одно из требований, предъявляемых к мировому судье, - высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, полагаем, что в отличие от федеральных судей мировым судьей может быть гражданин, имеющий хотя и высшее, но не обязательно юридическое образование. Такой подход объясняется, конечно, и менее сложным характером рассматриваемых ими дел, и крайней нехваткой профессиональных судей. Сегодня в России работает примерно 15 тыс. судей, которые в год рассматривают более 1 млн. уголовных и 2 млн. гражданских дел. После введения института мировых судей значительная их часть (по разным оценкам - от 10 до 25% уголовных и от 15 до 40% гражданских дел) переходит в подсудность последних. В связи с этим России необходимо около 16 тыс. мировых судей (из расчета 1 судья на 10 тыс. населения). Ввиду нехватки профессиональных кадров субъектам Российской Федерации можно рекомендовать избрание (назначение) мировых судей не только из лиц, имеющих юридическое образование или опыт работы в судебных ведомствах, но и из числа пользующихся авторитетом и уважением среди населения историков, педагогов, библиотекарей, психологов, социологов и т.п.
Перед вступлением в должность кандидатам необходимо пройти краткосрочный курс обучения, сдать квалификационные экзамены и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации.
3. Мировые судьи, являясь судьями субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России (см. комментарий к ст. 3), финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества (см. комментарий к ст. 29), на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".
Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда (см. комментарий к ст. 17).
Количество судебных участков может быть равно (или больше) числу районных судов, т.е. территория одного судебного района может быть разделена на несколько судебных участков. Количество и границы судебных участков внутри одного района определяются также решением органа законодательной власти. Он также должен решить вопрос о необходимости введения этого института. Практически решение данного вопроса зависит от многих факторов: нагрузки районных судей, реальной возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (помещения, оплата труда технических работников, финансирование почтовых, транспортных и других расходов).
Судебный участок может совпадать с участком, обслуживаемым отделением местной (муниципальной) милиции.
По согласованию судебного ведомства с местной администрацией и руководством милиции мировой судья может первое время (а возможно, и постоянно) размещаться в здании отделения милиции (как правило, они расположены в удобном для населения месте и достаточно обустроены).
Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или упразднить должности мировых судей не только на территории отдельных районов, но и во всем регионе.
4. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
В Российской империи мировые судьи рассматривали, за рядом исключений, все дела по проступкам, за совершение которых налагалось наказание в виде выговора, замечания, внушения, денежного взыскания до 300 руб. и ареста до 3 месяцев, заключения в тюрьму до 1 года.
Мировым судьям были подведомственны (согласно Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями) дела о преступлениях против порядка управления, порядка и спокойствия; о нарушениях Устава о паспортах, о нарушении правил "осторожности от пожаров", о проступках против личной безопасности, против чужой собственности, против прав семейственных, об оскорблении чести, угрозе и насилии и др., а также в соответствии с Уставом гражданского судопроизводства, дела с ограниченной суммой иска о разделе наследства, о введении во владение недвижимым имуществом, о розыске имущества казенных должников и др.
Нетрудно заметить, что комментируемый Закон частично воспринял правовой опыт дореволюционной России и отдает на рассмотрение мировым судьям значительную часть уголовных, гражданских и административных дел. Мировые судьи будут рассматривать:
уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, отнесенные к их компетенции федеральным уголовно - процессуальным законодательством;
гражданские дела в случаях, предусмотренных федеральным гражданским процессуальным законодательством, в том числе: некоторые гражданские дела о расторжении брака; взыскании алиментов; имущественные споры при незначительной цене иска; дела, возникающие из трудовых, жилищных правоотношений, и пр.;
дела и материалы об административных правонарушениях.
5. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Для мировых судей в Российской империи устанавливался ряд существенных отступлений от общего порядка судопроизводства, гарантирующего правильное рассмотрение дел, и эти отступления мотивировались тем, что в так называемых "малоценных делах" не столько нужно опасаться ошибок, сколько стремиться удовлетворить потребность обиженного на месте. Для достижения этой цели мировое судопроизводство освобождалось от всяких пошлин, от строгого формального производства. Но сам разбор гражданского или уголовного дела мировые судьи производили, руководствуясь правилами Судебных уставов.
И сегодня, разумеется, процессуальная сторона деятельности мировых судей регламентируется соответствующим процессуальным законодательством: уголовно - процессуальным, гражданским процессуальным и законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях. Разбирательство дел в судебном заседании должно производиться по общим правилам судопроизводства, однако установлены некоторые особенные правила. Так, согласно проекту Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации дела, по которым проведено дознание, поступают к мировому судье не с обвинительным заключением, утвержденным прокурором, а с постановлением начальника органа дознания об окончании дознания и направлении дела в суд.
6. На решение мирового судьи может быть принесена апелляционная жалоба в районный суд, который по отношению к мировым судьям является судом второй инстанции и проверяет законность и обоснованность приговоров и решений мировых судей (см. комментарий к ст. 21).
В проекте Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается апелляционный порядок обжалования сторонами решений мирового судьи. Вправе принести апелляционный протест на эти решения и прокурор, осуществляющий надзор за производством дознания.
Производство во второй инстанции ведется по тем же правилам, что и в суде первой инстанции, лишь с некоторыми особенностями. В ходе апелляционного рассмотрения дела районный суд проверяет как вопросы права, так и вопросы факта. При этом он правомочен непосредственно исследовать доказательства и проверять применение мировым судьей материального и процессуального законодательства. Он также вправе признать доказанными факты, которые не были установлены мировым судьей, или, наоборот, отвергнуть факты, которые были признаны доказанными.
По результатам апелляции районный суд либо утверждает вынесенный мировым судьей приговор (решение), либо выносит новый. Этот приговор (решение) может быть обжалован и опротестован в кассационном порядке в вышестоящий - областной или приравненный к нему суд (последнюю инстанцию мирового судопроизводства).
Глава 4. Заключительные положения
Функционирование судебной системы в значительной мере зависит от правильной организации обеспечения деятельности судов. Настоящим Законом определяется система органов, на которые возлагается эта задача. В отношении высших судебных органов она выполняется аппаратом этих судов; организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
Ранее эта функция возлагалась на Министерство юстиции Российской Федерации и его органы. С созданием Судебного департамента завершается многолетняя дискуссия о том, кто должен организационно обеспечивать деятельность судов - орган исполнительной или судебной власти.
Обеспечение деятельности судов прежде всего означает решение финансовых вопросов. Поэтому в Законе выделяется самостоятельная статья, определяющая порядок финансирования судов всех звеньев судебной системы.
Заключительные положения Закона включают статью о символах государственной власти в судах; подчеркивается, что символы, установленные в суде, являются атрибутами государственной власти. Это еще раз подтверждает высокий статус судебной власти в государственной системе.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 28. Мировой судья. 1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Вернутся в раздел Комментарии к законам