Комментарии к законам

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью. Комментарий к статье 2



1. В п. 1 ст. 2 Закона воспроизведено определение общества с ограниченной ответственностью, данное в п. 1 ст. 87 части первой ГК РФ:
обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Статьей 323 части первой ГК РФ установлено следующее в отношении прав кредитора при солидарной обязанности должников:
при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (п. 1 ст. 323);
кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (п. 2 ст. 323).
Общество с ограниченной ответственностью согласно п. 3 ст. 66 части первой ГК РФ наряду с акционерным обществом и обществом с дополнительной ответственностью является одной из организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Как определено в п. 1 ст. 66 части первой ГК, хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Определения общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества содержатся в п. 1 ст. 95 и п. 1 ст. 96 части первой ГК РФ соответственно:
обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п. 1 ст. 95);
акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96).
В соответствии с п. 2 ст. 50 части первой ГК РФ хозяйственные общества наряду с хозяйственными товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями являются возможными и допустимыми формами создания юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации предусмотрено п. 1 ст. 50 части первой ГК РФ: юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Соответственно, общества могут участвовать в объединениях. Принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций подп. 1 п. 2 ст. 33 Закона отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества (см. комментарий к ст. 33 Закона).
Общие положения об объединениях юридических лиц (ассоциациях и союзах) содержатся в ст. 121 части первой ГК РФ:
коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе (п. 1 ст. 121);
члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица (п. 3 ст. 121);
ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (п. 4 ст. 121);
наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз" (п. 5 ст. 121).
2. В абз. первом п. 2 ст. 2 Закона указаны признаки, совокупность которых характеризует общество как юридическое лицо. Положения абз. второго п. 2 ст. 2 Закона основаны на общем определении понятия юридического лица, данного в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Абзацы второй и третий п. 2 ст. 2 Закона содержат положения о правоспособности общества, основанные на следующих общих нормах п. 1 ст. 49 части первой ГК РФ о правоспособности юридического лица:
юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;
коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом;
отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 33 Закона определение основных направлений деятельности общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества (см. комментарий к ст. 33 Закона).
Пленум ВС России и Пленум ВАС России в п. 19 Постановления от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <*> обращали внимание судов на то, что после введения в действие части первой ГК РФ виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 1996. 13 августа. N 152.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> и включает в себя более 120 позиций. Следует иметь в виду, что в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" указаны виды деятельности, на которые действие указанного Федерального закона не распространяется (в т.ч. деятельность кредитных организаций и страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами) и лицензирование которых соответственно устанавливается иными федеральными законами.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.
В качестве примеров установления федеральными законами ограничений на совмещение с лицензируемой деятельностью иных видов деятельности следует привести следующее:
в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью;
согласно п. 2 ст. 6 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики вправе осуществлять или только страхование объектов личного страхования, или только страхование объектов имущественного страхования и страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование. В п. 2 ст. 8 указанного Закона установлено, что страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика; страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.
В п. 18 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 судам при разрешении споров предписано учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Там же, в п. 18 указанного Постановления, даны следующие разъяснения:
при разрешении споров следует учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами;
унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ;
сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.
3. В соответствии с п. 3 ст. 49 части первой ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
В п. 1 ст. 51 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Порядок учреждения общества установлен в ст. 11 комментируемого Закона. Согласно ст. 13 Закона общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 11 и 13 Закона).
В соответствии с п. 8 ст. 63 части первой ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Положения о ликвидации общества содержатся в ст. 57 Закона (см. комментарий к ст. 57 Закона).
Как разъяснено в информационном письме Президиума ВАС России от 9 июня 2000 г. N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной" <*>, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.
--------------------------------
<*> См.: Вестник ВАС РФ. 2000. N 7.
4. Статьей 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно указанной статье в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в т.ч. сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом. В п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федеральных законов от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ и от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ) <*> установлены случаи, при которых кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3418; 2002. N 44. Ст. 4296; 2004. N 31. Ст. 3224.
Договор банковского счета регулируется положениями гл. 45 "Банковский счет" Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ <*> (далее - часть вторая ГК РФ). Как определено в п. 1 ст. 845 части второй ГК РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
В соответствии с п. 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 <*>, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. В п. 2.1 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П, утв. решением Совета директоров Банка России от 19 декабря 1997 г. N 47 <**>, также установлено, что организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
--------------------------------
<*> См.: Экономика и жизнь. 1993. N 42 - 43.
<**> См.: Вестник Банка России. 1998. N 1.
Представляет интерес то, что именно о противоречии п. 4 ст. 2 комментируемого Закона и ст. ст. 1 и 421 части первой ГК РФ заявлялось в деле об оспаривании приведенных предписаний актов Банка России, как возлагающих на заявителя не предусмотренную законом обязанность заключить договор банковского счета. По мнению заявителя, законом не установлено обязанности организаций и физических лиц хранить свободные денежные средства в банках. Однако ВС России решением от 26 февраля 2004 г. по делу N ГКПИ04-163 <*> доводы заявителя о противоречии оспариваемых предписаний Порядка и Положения действующему законодательству признал несостоятельными и соответственно отказал в удовлетворении требований о признании недействующими оспариваемых положений.
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
В п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ <*> (далее - часть первая НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в десятидневный срок в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии или закрытии счетов. Исходя из п. 2 ст. 11 части первой НК РФ, эта обязанность распространяется только на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. Форма N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета" приведена в приложении N 1 к Приказу Министерства РФ по налогам и сборам от 2 апреля 2004 г. N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
<**> См.: Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 11.
Порядок открытия российскими юридическими лицами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, регулируется также Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Список иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и (или) ФАТФ, приведен в приложении 1 к Инструкции Банка России от 29 августа 2001 г. N 100-И "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации" <*> и приложении 1 к указанию Банка России от 10 декабря 2002 г. N 1220-У "Об участии уполномоченных банков в уставных капиталах иностранных кредитных организаций, созданных и действующих по законодательству иностранных государств - членов ФАТФ и/или ОЭСР, не являющихся дочерними по отношению к уполномоченным банкам" <**> (оба указанных нормативных правовых акта Банка России в связи с вступлением в силу Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствии с указанием Банка России от 15 июня 2004 г. N 1450-У "О признании утратившими силу актов Банка России" <***> признаны утратившими силу, однако в действующих актах Банка России такой список не указан).
--------------------------------
<*> См.: Вестник Банка России. 2001. N 57 - 58.
<**> См.: Вестник Банка России. 2003. N 5.
<***> См.: Вестник Банка России. 2004. N 36.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", действующей с 1 января 2007 г., резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), указанных в ч. 1 этой же статьи, не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", которая действует только до 1 января 2007 г., резиденты открывают счета в банках за пределами территории Российской Федерации в случаях, не указанных в ч. 1 этой же статьи, в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета.
5. В п. 5 ст. 2 Закона установлена обязательность наличия у общества круглой печати. В обязательном порядке в печати должны быть указаны полное фирменное наименование общества на русском языке и место нахождения общества. О фирменном наименовании общества и месте нахождения общества см. комментарий к ст. 4 Закона.
В круглой печати общества также могут содержаться фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона общество вправе иметь:
штампы и бланки со своим фирменным наименованием;
собственную эмблему;
зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Как следует из ст. 138 части первой ГК РФ, средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности и к ним относятся фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п. В соответствии со ст. 138 ГК РФ использование средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, регулируются Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322; СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4927.
В ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" определено, что товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном указанным Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" право на товарный знак охраняется законом.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" на зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Статьей 14 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" установлено, что на основании решения о регистрации товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. В Реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.
Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 5 марта 2004 г. N 31 утвержден Порядок ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 2004. 24 марта. N 59.
Как определено в п. 1 ст. 30 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. В п. 2 ст. 30 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" установлено, что не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации возникает на основании его регистрации в порядке, установленном указанным Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" наименование места происхождения товара охраняется законом.
Согласно п. 4 ст. 31 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно.
В п. 1 ст. 35 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" установлено, что на основании решения по результатам экспертизы федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности производит регистрацию наименования места происхождения товара в Реестре. В Реестр вносятся наименование места происхождения товара, сведения об обладателе свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, указание и описание особых свойств товара, для которого зарегистрировано наименование места происхождения товара, другие сведения, относящиеся к регистрации и предоставлению права пользования наименованием места происхождения товара, продлению срока действия свидетельства, а также последующие изменения этих сведений.
Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 5 марта 2004 г. N 32 утвержден Порядок ведения Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 2004. 24 марта. N 59.




Вернутся в раздел Комментарии к законам