2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:
назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;
повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;
увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.
3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
4. Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
6. Супруги военнослужащих - граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
7. Военнослужащие не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;
использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.
8. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.
9. Военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Комментарий к статье 10
Комментарий к пункту 1 статьи 10
1. Военная служба является одной из наиболее активных форм исполнения воинской обязанности, и именно в таком качестве она выражается в прохождении гражданами военной службы по призыву. С другой стороны, с появлением новой организационно-правовой формы поступления граждан на военную службу - по контракту - становится очевидным, что посредством ее граждане реализуют свое конституционное право на труд.
2. Военная служба является видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях (ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Военной службе присущи все основные свойства государственной службы: деятельность в составе государственных органов и организаций; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок прохождения военной службы определяются государством; военнослужащие обеспечиваются соответствующими видами довольствия, представляющими собой форму вознаграждения за труд.
Таким образом, военная служба - это особый вид установленной на основании федерального закона деятельности человека, отвечающей следующим требованиям:
1) это служба в составе военной организации государства;
2) она предполагает использование оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения;
3) оружие и вооружение используется в целях защиты Отечества и обеспечения его военной безопасности.
Военная служба предполагает решение специфических задач специфическими (военными) методами, предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения. Военные методы в конечном счете определяют специфическое содержание деятельности войск, которое, в свою очередь, находит отражение в конкретных формах этой деятельности: операции (стратегические, совместные, контртеррористические) и боевые действия и т.д. Однако необходимо иметь в виду, что оружие на законном основании может применять и личный состав некоторых военизированных формирований и государственных органов (сотрудники органов внутренних дел, исполнения наказаний, налоговой полиции до недавнего времени и др.). Указанные органы и организации при этом решают иные, отличные от военной безопасности, задачи. Следовательно, только совокупное сочетание военных методов с решением задач военной безопасности является критерием и позволяет включать ту или иную государственную организацию и орган в военную организацию государства.
Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенного для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.
В состав военной организации государства входят специально создаваемые государственные организации (вооруженные силы, другие войска, воинские формирования) и государственные органы, решающие задачи в сфере военной безопасности и обороны.
Основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
Комментарий к пункту 2 статьи 10
3. В целях реализации конституционного права граждан на труд посредством прохождения военной службы государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе; повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.
Действующими нормативными правовыми актами о порядке прохождения военной службы предусмотрено проведение периодических аттестаций военнослужащих в целях правильного подбора, расстановки и воспитания, а также определения соответствия их занимаемым воинским должностям и перспектив служебного использования на вышестоящих должностях.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для рассмотрения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.
4. Действующими нормативными правовыми актами о порядке прохождения военной службы не предусмотрено включение в контракт о прохождении военной службы условия о назначении на высшие воинские должности.
5. Положение о порядке прохождения военной службы (подп. "в" п. 10 ст. 11) устанавливает перечень воинских должностей, которые замещаются на конкурсной основе. К ним относятся вакантные должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах.
Порядок замещения указанных должностей определен:
- в Министерстве обороны Российской Федерации - Инструкцией по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в военных вузах, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 230;
- в МВД России - Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 7 августа 2003 г. N 610.
А. В Министерстве обороны Российской Федерации на конкурсной основе замещаются только вакантные должности профессорско-преподавательского состава и научных работников, комплектуемые офицерами:
а) в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации - начальников кафедр и их заместителей, профессоров, доцентов, старших преподавателей, начальников отделов (учебного, научно-исследовательского, научно-вычислительного, военно-технической информации) и их заместителей, начальников военно-научных и научно-исследовательских групп, начальников научно-исследовательских лабораторий, старших научных сотрудников;
б) в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (центрах) Министерства обороны Российской Федерации (далее - НИО МО) - начальников научно-исследовательских (испытательных) управлений и их заместителей; начальников вычислительных центров и их заместителей; научных консультантов; ученых секретарей; начальников научно-исследовательских (испытательных) отделов, лабораторий, отделений, секторов; заместителей начальников научно-исследовательских (испытательных) отделов и лабораторий; начальников отделов военно-технической информации; главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников.
Конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников, перечисленных в п. 2 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 230, занятых офицерами, откомандированными без исключения из списков вузов и НИО МО, офицерами женского пола, находящимися в отпуске по беременности и родам, а также офицерами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком, не объявляется.
Без участия в конкурсе на замещение вакантных должностей министром обороны Российской Федерации могут назначаться офицеры после окончания докторантуры с защитой докторской диссертации и адъюнктуры с защитой или представлением в диссертационный совет вуза или НИО МО кандидатской диссертации.
Кроме того, без конкурсного отбора допускается замещение вакантных должностей преподавательского состава при переходе на преподавательскую работу освобожденных от занимаемых должностей начальников вузов, их заместителей по учебной и научной работе и начальников научных и учебных отделов, за исключением офицеров, назначаемых на низшие воинские должности в порядке реализации дисциплинарного взыскания.
В создаваемых или реорганизуемых военно-учебных заведениях и НИО МО разрешается в течение шести месяцев возлагать временное исполнение обязанностей по указанным вакантным должностям на офицеров без проведения конкурса в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Решение об объявлении конкурса на замещение вакантных должностей принимают начальники военно-учебных заведений и НИО МО по представлению их кадровых органов.
Объявление конкурса на замещение вакантных должностей оформляется кадровым органом военно-учебного заведения или НИО МО по форме согласно приложению N 1 к вышеуказанной Инструкции, и не позднее чем за 2 месяца до проведения конкурса информация о нем направляется в управление кадров соответствующего вида Вооруженных Сил Российской Федерации.
Конкурс на замещение вакантных должностей в военно-учебном заведении или НИО МО объявляется не позднее чем за 2 месяца до его проведения в информационных листках, подготавливаемых к изданию управлениями кадров видов Вооруженных Сил Российской Федерации (при взаимных интересах - по согласованию между собой) по представлениям начальников вузов и НИО МО и рассылаемых в вузы, НИО МО, воинские части и другие организации. При необходимости конкурсный отбор может объявляться в периодической печати или в других средствах массовой информации.
Начальники военно-учебных заведений, НИО МО, командиры воинских частей при получении информационного листка об объявлении конкурса на замещение вакантных должностей доводят его до подчиненных офицеров. На основании сведений информационного листка и рапортов офицеров, изъявивших желание участвовать в конкурсе, соответствующие командиры и начальники обязаны предоставить им возможность участвовать в конкурсе.
Для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей допускаются офицеры, имеющие ученые степени доктора или кандидата наук либо ученые звания профессора, доцента, старшего научного сотрудника. В конкурсе могут участвовать также офицеры, не имеющие ученых степеней и званий.
Офицеры, желающие принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей, подают рапорт по команде. Вместе с рапортом представляются:
- автобиография;
- копии документов о высшем образовании, ученой степени, ученом звании;
- служебная характеристика;
- список научных трудов;
- служебная карточка;
- допуск к работе с секретными документами;
- медицинская книжка.
Офицеры, проходящие службу по месту проведения конкурса, вместе с рапортом представляют только служебную характеристику и список научных трудов.
Личное дело, рапорт и перечисленные документы командиры и начальники со своими заключениями направляют в военно-учебные заведения и НИО МО, объявившие конкурс на замещение вакантной должности, не позднее 30 дней до его начала.
Выборы по конкурсу на замещение вакантных должностей проводятся на заседаниях ученых советов военно-учебных заведений (факультетов) и НИО МО (далее - ученые советы). Решение соответствующего ученого совета считается окончательным, если конкурс был проведен с соблюдением перечисленных требований.
Для проведения конкурса на замещение вакантных должностей решением начальника военно-учебного заведения или НИО МО назначается конкурсная комиссия в составе председателя, заместителя председателя и членов комиссии. В состав конкурсной комиссии включаются 2 - 3 ведущих ученых военно-учебного заведения или НИО МО по научной специальности, объявленной в конкурсе, представитель кадрового органа и другие лица по решению начальника военно-учебного заведения или НИО МО.
Конкурсная комиссия рассматривает документы, поступившие на конкурс. Решение конкурсная комиссия принимает открытым голосованием простым большинством голосов. Результаты работы комиссии оформляются протоколом, который должен содержать мотивированное заключение о допуске или отказе в участии в конкурсе по каждой кандидатуре. Протокол подписывается всеми членами конкурсной комиссии. Итоги рассмотрения документов, поступающих на конкурс, председатель конкурсной комиссии докладывает начальнику военно-учебного заведения или НИО МО, который принимает решение на включение в конкурсный список лиц, представивших документы на конкурс. В необходимых случаях председателю конкурсной комиссии разрешается для изучения документов, поступивших на конкурс, привлекать специалистов военно-учебного заведения или НИО МО, не входящих в состав конкурсной комиссии.
К участию в конкурсе на замещение вакантных должностей допускаются офицеры, своевременно подавшие рапорты, оформившие ранее указанные документы и отвечающие условиям конкурса, объявленным в информационном листке. Если конкурсная комиссия при рассмотрении документов, поступивших на конкурс, устанавливает их несоответствие объявленным условиям конкурса, то после доклада начальнику военно-учебного заведения или НИО МО и по его решению документы возвращаются лицу, подавшему их для участия в конкурсе, с изложением причин отказа на участие в конкурсе. Офицеры, допущенные к конкурсу, могут быть вызваны в военно-учебное заведение или НИО МО из расчета прибытия на конкурс за трое суток до начала его проведения с последующим возмещением им командировочных расходов за счет средств этого военно-учебного заведения или НИО МО.
В случае если конкурс был объявлен, но документы на участие в конкурсе не поступили, он считается несостоявшимся.
При несостоявшемся конкурсе назначение на вакантную должность производится в установленном порядке.
Председатель или заместитель председателя конкурсной комиссии представляют ученому совету документы и заключение этой комиссии по каждому кандидату. Ученый совет проводит избрание кандидатов на вакантные должности путем тайного голосования. По решению ученого совета либо по собственному желанию участник конкурса может присутствовать при обсуждении своей кандидатуры. Ученый совет имеет право заслушивать участников конкурса по вопросам их научной и общественной деятельности, личного вклада в науку, развития методики обучения и методологии исследований.
Для проведения тайного голосования ученый совет избирает из своих членов счетную комиссию в составе не менее трех человек. Фамилии, имена, отчества лиц, участвующих в конкурсе на замещение вакантной должности, вносятся в один бюллетень для тайного голосования по избранию на должность. Форма указанного бюллетеня приведена в приложении N 2 к указанной Инструкции. Согласие (несогласие) с кандидатурой, внесенной в этот бюллетень, выражается оставлением (вычеркиванием) фамилий кандидатов в бюллетене. Если участвующий в голосовании не вычеркнул из бюллетеня ни одной фамилии в случае участия в конкурсном отборе двух и более претендентов на одну должность, то такой бюллетень признается недействительным. Счетная комиссия производит подсчет голосов и оглашает результаты. Протокол счетной комиссии утверждается ученым советом и приобщается к материалам конкурса.
Решение ученого совета при проведении конкурса считается действительным, если в голосовании приняло участие не менее 2/3 членов ученого совета. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается кандидат, набравший большинство голосов, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании присутствующих членов ученого совета. Если при проведении конкурса, в котором участвовало два и более кандидата, голоса разделились поровну, производится дополнительное обсуждение кандидатур и повторное голосование на этом же заседании ученого совета. Решение ученого совета утверждается начальником военно-учебного заведения или НИО МО.
О результатах конкурса по замещению вакантных должностей начальник военно-учебного заведения или НИО МО сообщает лицам, участвующим в нем, и их командирам (начальникам) в письменной форме.
По результатам конкурса по замещению вакантных должностей начальник кадрового органа воинской части, в которой проходит военную службу лицо, избранное на соответствующую вакантную должность, готовит проект приказа или представление по назначению офицера.
Избранные по конкурсу офицеры назначаются на соответствующие вакантные воинские должности приказами по личному составу командиров (начальников) в соответствии с их правами по назначению на эти вакантные воинские должности.
Б. Военнослужащие пограничных органов ФСБ России, проходящие военную службу по контракту, могут участвовать в конкурсах на замещение следующих вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников, комплектуемых офицерами, а также должностей, занимаемых офицерами по истечении срока действия контракта о прохождении военной службы:
- начальники кафедр и их заместители;
- профессора;
- доценты;
- старшие тактические руководители;
- старшие преподаватели;
- начальники докторантуры и адъюнктуры;
- начальники учебно-методических отделов и их заместители;
- начальники научно-исследовательских отделов (начальники научно-исследовательских и редакционно-издательских отделов) и их заместители;
- старшие преподаватели - методисты;
- ученый секретарь;
- ведущие научные сотрудники;
- старшие научные сотрудники.
Для участия в конкурсах отбираются военнослужащие:
- имеющие ученые степени и звания, а также не имеющие таких степеней и званий, но обладающие опытом научно-педагогической или служебно-боевой деятельности в пограничных органах и войсках;
- склонные к научно-педагогической работе;
- имеющие высшее профессиональное образование по соответствующей занимаемой должности или военно-учетной специальности, родственной по профилю подготовки данной специальности.
6. Военнослужащий имеет право на повышение профессиональной квалификации (см. комментарий к ст. 19). С учетом полученной квалификации государство гарантирует указанным военнослужащим увеличение уровня социальных гарантий, например, через систему дополнительных денежных выплат за классную квалификацию, выплату процентной надбавки военнослужащим, имеющим ученые звания или ученые степени, и т.д. (см. комментарий к ст. 13).
Государство также гарантирует военнослужащим увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (с изменениями и дополнениями).
7. Солдаты и матросы, прошедшие до призыва на военную службу подготовку специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации в учебных организациях РОСТО и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования, назначаются на штатные должности в соответствии с полученными ими военными специальностями. Военнослужащие, имеющие высшее образование, назначаются, как правило, на должности, родственные имеющимся у них специальностям.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, прошедшие подготовку в учебных частях или на практической работе, назначаются на штатные должности в соответствии с полученной ими специальностью и присвоенным воинским званием.
Продвижение по службе солдат, матросов, сержантов и старшин производится в зависимости от их служебного соответствия и наличия вакантных должностей, а переводы производятся без учета их согласия.
Комментарий к пункту 3 статьи 10
8. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности.
Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указанная норма позволяет гражданам, уволенным с военной службы, адаптироваться к условиям гражданской жизни и сохранить ряд льгот, предусмотренных законодательством для отдельных категорий граждан. Так, например, стаж государственной службы - это специальный трудовой стаж, представляющий собой суммарную (общую) продолжительность работы в государственных органах и на должностях в органах местного самоуправления. От него зависит право на определенные льготы, установленные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ для государственных служащих: право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, денежного вознаграждения при выходе на пенсию и др. (ст. ст. 17, 18, 19 указанного Закона).
Периоды военной службы включаются в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982).
В Министерстве обороны Российской Федерации по данному вопросу действует Инструкция о порядке применения в центральных органах военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации отдельных норм Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982 и Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 54 (приложение N 1 к Приказу министра обороны Российской Федерации от 26 июля 1998 г. N 360).
В стаж государственной службы и стаж работы включаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие периоды военной службы:
а) в Вооруженных Силах СССР, органах и войсках Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР по 31 декабря 1991 г.;
б) в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Время военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах засчитывается в стаж государственной службы и стаж работы гражданского персонала из расчета один день военной службы за один день работы, а военной службы по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.
Продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы.
В стаже государственной службы федеральных государственных служащих сохраняются периоды работы (службы), которые были включены в установленном порядке в указанный стаж для выплаты надбавки за выслугу лет к должностному окладу до установления порядка оплаты труда в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 1998 г. N 360.
Решением министра обороны Российской Федерации в стаж государственной службы федеральных государственных служащих центральных органов военного управления, дающий право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, кроме периодов работы (службы), установленных Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982, в порядке исключения могут включаться иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы.
Ходатайства о включении указанных периодов работы (службы) в стаж государственной службы представляются министру обороны Российской Федерации руководителями центральных органов военного управления через Управление труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации с обоснованием этой необходимости и приложением соответствующих подтверждающих документов.
9. Стаж государственной службы и стаж работы гражданского персонала центральных органов военного управления и размер выплачиваемой им надбавки за выслугу лет к должностному окладу определяются комиссиями по установлению трудового стажа, создаваемыми в этих органах. Решения комиссий объявляются приказами руководителей этих органов.
10. Военная служба по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой. При этом следует иметь в виду, что в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. любая военная служба (как срочная, так и сверхсрочная) включается в общий трудовой стаж в двойном размере. Исключение составляют случаи, когда законодательством предусмотрен более льготный порядок зачета в трудовой стаж времени военной службы.
Комментарий к пункту 4 статьи 10
11. При назначении и перерасчете пенсий после введения в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, включается в общий трудовой стаж независимо от продолжительности этого периода. Ранее назначенные пенсии пересматриваются с учетом указанного порядка включения в стаж указанных периодов по мере обращения граждан с соблюдением правил, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями).
Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.
Проживание в местностях, где не имелось возможности трудоустройства, засчитывается в общий трудовой стаж не только женам, но и мужьям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту.
Данные периоды подтверждаются справками, выдаваемыми в порядке, установленном соответствующими министерствами и ведомствами (Министерством обороны Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и др.). Порядок выдачи справок, подтверждающих период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, и их форма ранее были установлены Временной инструкцией, утвержденной Приказом министра обороны СССР 1990 г. N 27 (утратил силу согласно Приказу министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 226).
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту. Поэтому на их жен также распространяется вышеуказанное правило подсчета трудового стажа.
12. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О размерах и порядке выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей" от 27 февраля 1999 г. N 231 супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе, выплачивается ежемесячное пособие в размере 100 руб. В местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.
Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей.
Ежемесячное пособие супругам военнослужащих выплачивается за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Пособие назначается на период с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на его получение и выплачено пособие по безработице, по месяц (включительно) возникновения обстоятельств, влекущих прекращение его выплаты.
Супругам военнослужащих, проходящих военную службу на территории Российской Федерации, признанным безработными, пособие назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством Российской Федерации срока его выплаты.
Неработающим трудоспособным супругам военнослужащих, проходящих военную службу на территории государств, по законодательству которых члены семей военнослужащих Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации не получают статуса безработных и лишены права на получение пособия по безработице, пособие устанавливается в случае:
- прибытия к месту службы супруга-военнослужащего - с месяца, следующего за месяцем обращения за назначением пособия;
- увольнения с работы по основаниям, предусматривающим сохранение среднего заработка, - с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты сохраняемой заработной платы по прежнему месту работы;
- увольнения по другим основаниям - с месяца, следующего за месяцем увольнения с работы.
Супругам военнослужащих, вынужденным не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супруга, пособие назначается на период, необходимый в соответствии с медицинским заключением для ухода за больными детьми.
Пособие не назначается в случае направления военнослужащего в длительную командировку за границу в посольство, консульство, миссию и в качестве военного специалиста.
Обстоятельствами, влекущими прекращение выплаты пособия, являются:
- перемещение военнослужащего по службе в другую местность;
- увольнение военнослужащего с военной службы;
- трудоустройство супруга военнослужащего или выполнение супругом военнослужащего работы по договору подряда;
- осуществление супругом военнослужащего предпринимательской деятельности;
- выплата супругу военнослужащего стипендии при прохождении профессиональной подготовки, повышении квалификации или переподготовке по направлению службы занятости;
- назначение супругу военнослужащего государственной пенсии;
- назначение ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному супругу военнослужащего, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (изменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 707, ранее было 16 лет);
- переезд супруга военнослужащего на постоянное место жительства в другую местность, кроме случаев вынужденного переезда супруга военнослужащего, обусловленных стихийными бедствиями, установлением чрезвычайного положения либо вооруженными конфликтами;
- истечение срока действия заключения учреждения здравоохранения о необходимости постороннего ухода за ребенком военнослужащего.
Назначение пособия и его выплата производятся по месту службы военнослужащего по представлению трудовой книжки супруга на основании рапорта военнослужащего, к которому прилагаются копия свидетельства о браке, справка штаба воинской части (кадрового органа) о прибытии и фактическом проживании супруга военнослужащего по месту его службы, справка из органа службы занятости о том, что супруг военнослужащего признан безработным и не получает пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты.
По обстоятельствам, связанным с болезнью детей, помимо указанных документов, представляются заключение учреждения здравоохранения о том, что дети военнослужащего нуждаются в постороннем уходе, а если супруг военнослужащего работает - справка с места работы супруга военнослужащего, удостоверяющая прекращение выплаты ему по листку временной нетрудоспособности в связи с уходом за больными детьми.
Если супруг военнослужащего, получивший профессиональное образование, до обращения за пособием не начинал трудовую деятельность и органами занятости признан безработным, его трудовая книжка не представляется. В этом случае военнослужащий в своем рапорте указывает, что его супруг получил профессиональное образование и не начинал трудовую деятельность. К рапорту прилагается копия документа, подтверждающего получение профессионального образования (диплома, свидетельства и т.п.).
Супруги военнослужащих Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, проживающие вместе с военнослужащими на территории государств, где по законодательству страны пребывания они не признаются безработными, справки из службы занятости не представляют. В этом случае военнослужащий в своем рапорте указывает, что его супруг не работает.
Комментарий к пункту 5 статьи 10
13. Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, указанным в п. 5 ст. 10 комментируемого Закона, установлены следующие социальные гарантии (льготы):
а) в соответствии с п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска (предоставляются дополнительные сутки отдыха):
- на 15 суток - проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями;
- на 10 суток - проходящим военную службу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера;
- на 5 суток - проходящим военную службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Перечень районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 (приложение N 2 к Постановлению);
б) дополнительные денежные выплаты (см. комментарий к ст. 13);
в) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, направленным для прохождения военной службы за границу, в районы Крайнего Севера и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов бронируются на все время их пребывания за границей или в указанных районах и местностях (см. комментарий к п. 9 ст. 15);
г) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления обязаны в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов (см. комментарий к п. 12 ст. 15).
14. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Приказ министра обороны Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 286) женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим детей в возрасте до 16 лет, предоставляется право на ежемесячный дополнительный выходной день без сохранения заработной платы (ст. 21). Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными законодательными актами Российской Федерации (ст. 22).
Комментарий к пункту 6 статьи 10
15. Порядок отбора работников для оставления на работе при сокращении численности или штата работников предусмотрен ст. 179 ТК РФ.
При сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Необходимо отметить некоторую непоследовательность законодателя по вопросу указанного преимущественного права, поскольку в соответствии со ст. 179 ТК РФ при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
В то же время комментируемый Закон прямо и недвусмысленно такое право предоставляет супругам военнослужащих.
Право отбора лучших работников принадлежит работодателю. Только он, его администрация могут знать, кто лучше работает. Профсоюзный комитет, давая согласие на увольнение работника по сокращению штата или численности, не может сам отбирать лучших работников для оставления на работе, но может заметить, что у увольняемого производительность труда и квалификация выше, чем у оставленного работника, т.е. порекомендовать администрации лучшую кандидатуру, с которой она вправе не согласиться.
При равной производительности труда и квалификации прежде всего должно быть реализовано право лиц, указанных в п. 6 комментируемой статьи Закона, и только после этого должно быть отдано предпочтение в оставлении на работе перечисленным в ст. 179 ТК РФ категориям работников.
Закон не установил очередность предоставления данного предпочтения. Это решается на практике исходя из конкретных обстоятельств.
Если при сокращении штата, численности не были соблюдены требования комментируемого Закона, работник был уволен без учета его преимущественного права на оставление на работе, то он подлежит восстановлению на работе.
16. Порядок реализации п. 6 комментируемой статьи в части повышения квалификации и переподготовки установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О первоочередном направлении жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства и о порядке выплаты в период обучения стипендии" от 22 ноября 1993 г. N 1217.
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановил:
- органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, государственным комитетам и ведомствам Российской Федерации, руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от их форм собственности обеспечить первоочередное направление жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства;
- выплачивать по месту основной работы женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, направленным для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства, стипендию в размере средней заработной платы на весь период обучения, но не более шести месяцев, за счет и в пределах средств соответствующих предприятий, учреждений, организаций.
Комментарий к пункту 7 статьи 10
Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". 17. В данном пункте установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Указанные запреты соответствуют ограничениям, ранее установленным для государственных служащих Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации". Их назначение:
- обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих;
- установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащими своим служебным положением;
- создать условия для независимости служебной деятельности.
А. Военнослужащим запрещено заниматься другой служебной деятельностью, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном ТК РФ, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы, указанных в ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Поскольку состояние на военной службе определяется моментами поступления на военную службу и увольнения с военной службы, т.е. является непрерывным, запрет на работу распространяется и на внеслужебное время.
В то же время комментируемый Закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конкретные формы такой деятельности комментируемым Законом не определены, т.е. ее оформление может производиться как трудовыми договорами (контрактами), так и гражданско-правовыми договорами, например, подряда или поручения. Единственным условием, предусмотренным комментируемым Законом, для осуществления вышеуказанных видов деятельности военнослужащим является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы, т.е. она может быть запрещена командованием воинской части, учреждения или организации, в которой проходит военную службу военнослужащий, при несоблюдении этого условия.
В Федеральном законе "Об образовании" установлено, что педагогическая деятельность осуществляется:
- в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48);
- в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53).
В соответствии со ст. 48 Федерального закона "Об образовании" индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит государственной регистрации. В свою очередь, в соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 10 комментируемого Закона военнослужащему предпринимательская деятельность запрещена. Следовательно, военнослужащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.
Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью военнослужащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности отвечает образовательное учреждение.
Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Однако на практике под ней часто понимаются подготовка и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, "круглых столах", научно-практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д.
Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного работника. Каждый военнослужащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе, сотрудничая при этом с любыми организациями, которые проводят научные работы.
Понятия иной творческой деятельности, кроме сферы культуры, также не существует. Согласно п. 5 ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследования в этой области и т.д.
Военнослужащие имеют право заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, т.е. и в служебное время, например, военнослужащие - преподаватели, научные работники и др.
Б. В соответствии с абз. 3 п. 7 комментируемой статьи военнослужащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Физическими лицами по законодательству являются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К юридическим лицам по действующему законодательству отнесены различные организационно-правовые формы предприятий, учреждений и организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.
Анализ комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что ограничение права военнослужащих на участие в предпринимательской деятельности осуществлено достаточно последовательно и соответствует ограничениям, установленным для гражданских государственных служащих. В частности, военнослужащим запрещено: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение, т.е. в силу своих служебных полномочий оказание содействия или создание благоприятных условий физическим и юридическим лицам (издание распоряжений, передача имущества в обход установленного порядка и т.д.) в осуществлении ими предпринимательской деятельности. Закон запрещает получать в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т.д.).
Госналогслужбой России в письме "О некоторых вопросах, связанных со статусом военнослужащих" от 16 мая 1994 г. N ВП-6-12/167 рекомендовано государственным налоговым инспекциям сообщать органам, осуществляющим государственную регистрацию предприятий и предпринимателей, о фактах нарушения Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", выявленных при постановке налогоплательщиков на учет, включении предприятий в Государственный реестр предприятий и проведении контрольных проверок, для устранения нарушений действующего законодательства, а также проводить проверку полноты уплаты ими налогов.
В ст. 171 УК РФ предусмотрен состав преступления, влекущий уголовную ответственность за незаконное предпринимательство, т.е. без регистрации. В ст. 289 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности должностного лица, т.е. управление организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Военнослужащие не вправе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанной организацией входит в должностные обязанности военнослужащего.
Под коммерческими в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ понимаются организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Их перечень дан в п. 2 ст. 50 ГК РФ: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Виды органов управления коммерческих организаций, порядок их назначения или избрания, а также полномочия определяются законом и учредительными документами.
Военнослужащий может состоять членом органа управления, когда это предусмотрено его должностными обязанностями. Так, Указом Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" от 10 июня 1994 г. N 1200 (с изменениями) установлено, что представители государства в органах управления акционерных обществ, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности, осуществляют свою деятельность в органах управления указанных обществ в соответствии с этим Указом, решениями Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти или органа федерального имущества России, от имени которого они действуют.
В. Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату. Под данный запрет подпадают также: использование хотя и на службе, но не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил эксплуатации и т.д. средств коммуникации, оргтехники и т.п.; использование средств, выделенных на официальные расходы, для покрытия личных трат.
Г. В соответствии с абз. 5 п. 7 ст. 10 комментируемого Закона военнослужащим запрещается получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы. Вместе с тем в соответствии с абз. 2 п. 7 комментируемой статьи они имеют право на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью, т.е. на создание научного, литературного, художественного произведения. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (п. 1 ст. 15) право опубликовать результаты творческого и научного труда принадлежит каждому автору. На практике военнослужащие могут реализовать это право двояким образом:
- с учетом требований абз. 5 ст. 10 комментируемого Закона, если при этом была использована служебная информация;
- без учета требований абз. 5 ст. 10 комментируемого Закона, если служебная информация не использовалась.
Военнослужащим запрещается получать гонорары за выступления (лекции и пр.) в порядке осуществления служебной деятельности, хотя бы такого рода выступления и имели научный, педагогический или иной творческий характер. В противном случае это означало бы совместительство, что не допускается в соответствии с комментируемым Законом.
Д. Военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами (абз. 6 п. 7 ст. 10 комментируемого Закона).
В качестве подарка (вознаграждения) в комментируемом Законе рассматриваются материальные или имущественные ценности. Следовательно, в контексте указанной нормы подарком следует считать:
- безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом (далее - дарителем) военнослужащему вещи в собственность либо имущественного права (требования) к дарителю или к третьему лицу;
- безвозмездное обязательство дарителя перед военнослужащим передать вещь в собственность либо имущественное право (требование) к дарителю или к третьему лицу;
- безвозмездное освобождение военнослужащего от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом;
- безвозмездное обязательство дарителя освободить военнослужащего от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом.
Данное понятие включает в себя и предоставление различных услуг и привилегий, например, оплату развлечений, отдыха, лечения, оплату командировок, передачу в пользование квартир, дома, дачи, автомобиля; преимуществ в выполнении работы, в учебе; предоставление кредитов и ссуд с заниженным процентом; получение очевидно завышенной заработной платы (вознаграждения) за дополнительную работу (научную, педагогическую, творческую и т.д.) и др.
В то же время в ходе командировок, инспекционных поездок и т.д. военнослужащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения цели поездки.
На практике вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т.п.) считается принятым в связи с исполнением обязанностей военной службы, если:
- в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принявшего;
- вознаграждение вручено по месту работы или во время участия военнослужащего в мероприятиях (в том числе переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках и т.д.), в которых он представляет соответствующую организацию или орган;
- даритель прямо или косвенно заинтересован в издании акта, в подписании договора или иного документа, в выдаче лицензии (патента) или иного специального разрешения, в другом действии по реализации военнослу
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 10. Право на труд. 1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
Вернутся в раздел Комментарии к законам