1. Согласно п. 1 ст. 33 Закона компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с комментируемым Законом. Приведенное правило основано на общей норме п. 2 ст. 91 части первой ГК, согласно которой компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
При оценке правовой силы (действительности) решений общего собрания участников общества в п. 23 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14 судам предписано иметь в виду, что комментируемый Закон для принятия решений по ряду вопросов требует единогласия всех участников общества либо квалифицированного большинства голосов общего числа участников (а не лиц, присутствующих на общем собрании).
Единогласно всеми участниками общества принимаются следующие решения:
предоставление участникам общества дополнительных прав, а также прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества (п. 2 ст. 8 Закона);
возложение дополнительных обязанностей на всех участников общества, а также прекращение дополнительных обязанностей (п. 2 ст. 9 Закона);
утверждение устава общества, а также утверждение денежной оценки вносимых учредителями общества вкладов (п. 1 ст. 11 Закона);
внесение в устав общества, изменение и исключение из устава общества положений об ограничении максимального размера доли участника общества, об ограничении возможности изменения соотношения долей участников общества (п. 3 ст. 14 Закона);
утверждение денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами (п. 2 ст. 15 Закона);
об увеличении уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество (п. 2 ст. 19 Закона);
о внесении, изменении и исключении из устава общества положений, устанавливающих порядок осуществления преимущественного права покупки доли (части доли) непропорционально размерам долей участников общества (п. 4 ст. 21 Закона);
о выплате в случае обращения взыскания на долю (часть доли) участника общества в уставном капитале общества по долгам участника общества действительной стоимости доли (части доли) кредиторам остальными участниками общества (п. 2 ст. 25 Закона);
о внесении в устав общества положений, предусматривающих обязанность участников общества вносить вклады в имущество общества (п. 1 ст. 27 Закона);
о внесении в устав общества положений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества (п. 2 ст. 27 Закона);
об изменении и исключении положений устава общества, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также об осуществлении ограничений, связанных с внесением вкладов в имущество общества, установленных для всех участников общества (п. 2 ст. 27 Закона);
о внесении в устав общества положений, предусматривающих распределение прибыли общества между участниками общества непропорционально их долям в уставном капитале общества, а также об изменении и исключении положений устава общества, устанавливающих такой порядок распределения прибыли между участниками общества (п. 2 ст. 28 Закона);
о внесении в устав общества положений, предусматривающих определение числа голосов участников общества на общем собрании участников общества непропорционально их долям в уставном капитале общества (п. 1 ст. 32 Закона);
о внесении изменений в учредительный договор (подп. 3 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 Закона);
о реорганизации или ликвидации общества (подп. 11 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 Закона).
Не менее двух третей голосов всех участников общества требуется для принятия общим собранием участников решений по следующим вопросам:
о создании филиалов общества и открытии представительств общества (п. 1 ст. 5 Закона);
прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества (п. 2 ст. 8 Закона);
возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества (п. 2 ст. 9 Закона);
об увеличении уставного капитала общества за счет его имущества (п. 1 ст. 18 Закона);
об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества (п. 1 ст. 19 Закона);
о внесении участниками общества вкладов в имущество общества (п. 1 ст. 27 Закона);
об изменении и исключении положений устава общества, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, для определенного участника общества (п. 2 ст. 27 Закона);
об изменении устава общества, в т.ч. об изменении размера уставного капитала общества (подп. 2 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 Закона).
По всем остальным вопросам решения принимаются большинством голосов от общего числа участников общества, если необходимость большего числа голосов для их принятия не предусмотрена комментируемым Законом или уставом общества.
Статьей 39 Закона установлено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно (см. комментарий к ст. 39 Закона).
2. Правила п. 2 ст. 33 Закона основаны на положениях п. 3 ст. 91 части первой ГК РФ, согласно которым к исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:
1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации общества;
5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
В отношении указанных в п. 2 ст. 33 Закона вопросов, принятие решений по которым отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества, необходимо отметить следующее:
1) определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций. О видах деятельности обществ и об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций см. комментарий к ст. 2 Закона;
2) изменение устава общества, в т.ч. изменение размера уставного капитала общества. Внесение изменений в устав общества регулируется положениями п. 4 ст. 12 Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона);
3) внесение изменений в учредительный договор. Внесение изменений в учредительный договор общества регулируется положениями п. 4 ст. 12 Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона);
4) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним. Образуемые обществом исполнительные органы определены в п. 4 ст. 32 Закона. Положения о единоличном исполнительном органе общества содержатся в ст. 40 Закона, положения о коллегиальном исполнительном органе общества - в ст. 41 Закона. Право общества передать полномочия единоличного исполнительного органа общества управляющему предусмотрено ст. 42 Закона (см. комментарий к ст. ст. 40 - 42 Закона);
5) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества. Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества регулируется п. 6 ст. 32 Закона (см. комментарий к ст. 32 Закона);
6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов. О бухгалтерской отчетности общества см. комментарий к ст. 49 Закона. В соответствии со ст. 47 Закона в случае, если образование ревизионной комиссии общества (избрание ревизора общества) предусмотрено уставом общества либо является обязательным в соответствии с комментируемым Законом, общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества, составленных по результатам проверки годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества (см. комментарий к ст. 47 Закона);
7) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества. Порядок распределения чистой прибыли общества между участниками общества установлен в ст. 28 Закона (см. комментарий к ст. 28 Закона);
8) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества). Непосредственно комментируемым Законом предусмотрена возможность разработки внутренних документов общества по следующим вопросам: о порядке проведения общего собрания участников общества (п. 1 ст. 37 Закона), о порядке проведения заочного голосования по вопросам повестки дня общего собрания участников общества (п. 3 ст. 38 Закона), о порядке деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений (п. 4 ст. 40 Закона), о порядке деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятия им решений (п. 2 ст. 41 Закона), о порядке работы ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 4 ст. 47 Закона), о документах, которые общество обязано хранить (п. 1 ст. 50 Закона);
9) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг регулируется положениями ст. 31 Закона (см. комментарий к ст. 31 Закона);
10) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг. Порядок назначения аудиторской проверки общества установлен ст. 48 Закона (см. комментарий к ст. 48 Закона);
11) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества. Общие положения о реорганизации общества содержатся в ст. 51 Закона, о ликвидации общества - в ст. 57 Закона (см. комментарий к ст. ст. 51 и 57 Закона);
12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
13) решение иных вопросов, предусмотренных комментируемым Законом.
Норма подп. 13 п. 2 ст. 33 Закона основана на положении ст. 91 ГК РФ о том, что Законом об обществах с ограниченной ответственностью к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
Комментируемый Закон наряду с вопросами, указанными выше в комментарии к п. 1 ст. 33 Закона, относит к исключительной компетенции общего собрания участников общества следующие вопросы, не указанные в п. 2 его ст. 33 Закона:
разрешение участнику общества передать его долю в залог другим участникам общества или третьим лицам (ст. 22 Закона);
решение приобрести обществом долю в его уставном капитале (ст. 23 Закона);
решение обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных обществу действиями участников его органов управления (совета директоров или исполнительных органов) (п. 5 ст. 44 Закона);
совершение сделки, в которой имеется заинтересованность (п. 3 ст. 45 Закона);
решение о совершении крупной сделки (п. 3 ст. 46 Закона);
решение обратиться в суд с иском о признании крупной сделки недействительной (п. 5 ст. 46 Закона);
решение возместить из средств общества расходы на подготовку, созыв и проведение внеочередного общего собрания участников инициаторам его проведения (п. 4 ст. 35 Закона).
В ст. 91 ГК РФ установлено, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. В дополнение к приведенной норме пункт 2 ст. 33 Закона устанавливает, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества. Комментируемым Законом могут быть предусмотрены исключения из этого правила, т.е. передача вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества, на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества (о компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества см. комментарий к ст. 32 Закона).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 33. Компетенция общего собрания участников общества. Комментарий к статье 33
Вернутся в раздел Комментарии к законам