1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;
2) представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Комментарий к статье 1
1. В комментируемой статье раскрывается содержание двух ключевых терминов Закона о государственной гражданской службе: "государственная должность" и "представитель нанимателя".
Понятие государственной должности содержалось и в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (утратил силу) (далее - Закон об основах госслужбы), который регулировал государственно-служебные отношения до вступления в силу комментируемого Закона. Закон об основах госслужбы определял государственную должность как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Как видно, признаками государственной должности являются: установленный круг обязанностей, денежное содержание и ответственность. Хотя в новом Законе эти признаки государственной должности не указаны, они также для нее характерны.
Все государственные должности согласно комментируемому Закону подразделяются на две группы: 1) должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; 2) должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания ст. 3 комментируемого Закона, а также ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с послед. изм.) (далее - Закон о системе госслужбы), эти должности не относятся к должностям государственной гражданской службы.
Перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (с послед. изм.)).
Государственные должности субъектов Российской Федерации учреждаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации принимаются специальные законы, которые закрепляют перечни этих государственных должностей. В этих перечнях они обычно именуются государственными должностями категории "А". Так, например, Закон Воронежской области от 31 января 2002 г. N 4-ОЗ "О реестре (перечне) государственных должностей Воронежской области" (с послед. изм.) устанавливает, что государственные должности области категории "А" - это должности, установленные Уставом (Основным законом) Воронежской области, с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственных органов и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
2. Часть 2 комментируемой статьи вводит новое для российского законодательства понятие представителя нанимателя. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о системе госслужбы нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Данный подход основывается на т.н. теории юридической личности государства, согласно которой "государство, т.е. сама Российская Федерация, в строго юридическом смысле вполне может рассматриваться наряду с гражданином как самостоятельная сторона государственно-служебного правоотношения" <*>.
--------------------------------
<*> Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. N 12. С. 11 - 24.
Однако при поступлении на государственную службу работник имеет дело с конкретным чиновником (которым может быть руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица), выступающим в данном случае от имени Российской Федерации или ее субъекта.
Представитель нанимателя принимает решение о приеме претендента на государственную службу, может издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех служащих государственного органа. В этом смысле его положение аналогично положению представителя работодателя, чей статус установлен ст. 33 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 1. Основные термины. Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
Вернутся в раздел Комментарии к законам