Комментарии к законам

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. 1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:



1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Комментарий к статье 5
Комментируемая статья определяет нормативную базу государственной гражданской службы.
В первую очередь, законодательство о государственной службе основывается на Конституции РФ. Она закрепляет такие исходные основы, как единство системы государственной власти (ст. 5); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32). Кроме того, Конституция РФ в п. "т" ст. 71 устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации; в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. "л" ст. 72).
Базовым законодательным актом для всей государственной службы является Закон о системе госслужбы. Данный Закон закрепляет разделение государственной службы на государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу; содержит общие условия государственной службы; устанавливает систему управления государственной службой.
Для государственной гражданской службы основным нормативным актом является комментируемый Закон. В то же время допускается принятие других федеральных законов о государственной гражданской службе, в том числе регулирующих особенности прохождения отдельных видов государственной гражданской службы.
На государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство (см. комментарий к ст. 73 Закона).
Многие вопросы организации государственной службы (в том числе и государственной гражданской службы) в настоящее время урегулированы подзаконными актами. В развитие положений Закона о государственной гражданской службе принят ряд Указов Президента РФ: "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" от 1 февраля 2005 г. N 112; "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" от 1 февраля 2005 г. N 110; "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" от 1 февраля 2005 г. N 111; "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим" от 1 февраля 2005 г. N 113; "О Примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации" от 16 февраля 2005 г. N 159.
Важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. На Правительство возложено принятие правовых и организационных мер по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Так, например, в сфере переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих Правительством РФ приняты Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2001 г. N 109 "Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (с послед. изм.) и Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (с послед. изм.).
Субъекты Российской Федерации также могут принимать свои законы и подзаконные акты в сфере гражданской службы. Это вытекает из ч. 4 ст. 2 Закона о системе госслужбы. Конституции и уставы большинства субъектов Российской Федерации содержат положения о государственной службе этих субъектов.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации идет процесс формирования нормативной базы государственной гражданской службы с учетом положений комментируемого Закона. Так, например, принят Закон Саратовской области "О государственной гражданской службе Саратовской области" от 2 февраля 2005 г. N 15-ЗСО.
2. Комментируемая часть основывается на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".




Вернутся в раздел Комментарии к законам